Политолог Ярулин: Чемерис соревнуется с Авксентьевой за звание политической королевы ДФО
Депутат Госдумы от «Новых людей» Роза Чемерис борется со своей коллегой Сарданой Авксентьевой за звание политической королевы Дальнего Востока, комментирует выдвижение Чемерис в губернаторы Хабаровского края политолог Илдус Ярулин. Он допускает, что выдвижение яркого кандидата – это сигнал который посылает АП системной оппозиции: «Мы никому не мешаем».
– У себя в Приморье Чемерис действительно известна и пользуется определенной популярностью. Но зачем она выдвигается в Хабаровском крае? Яркий кандидат в ее лице – это дань демократическим традициям региона?
– Скорее всего, это связано с деятельностью администрации президента – что мы, мол, никому не мешаем, выдвигайтесь, а дальше будет видно. Но для меня здесь главное в том, что «Новые люди» хотят сохраниться к 2026г. [на который назначены выборы в Госдуму]. А поскольку одной из самых удачных была их кампания на Дальнем Востоке, когда в Госдуму прошли и Роза Чемерис, и Сардана Авксентьева, то почему бы не попытаться повторить этот результат и не провести своих людей в законодательные органы [одновременно с губернаторскими в 2024г. в Хабаровском крае пройдут выборы в региональный парламент]? Участие в губернаторской кампании – это хороший пиар, и не такой накладный, поскольку эту тему будут раскручивать СМИ федерального уровня.
Для Чемерис в этом есть еще и личный момент – это соревнование с Сарданой, кто из них круче на Дальнем Востоке. Поэтому Чемерис после Приморья пришла подмять под себя Хабаровский край, чтобы стать политический королевой Дальнего Востока.
– А хабаровскому губернатору Демешину насколько нужна Чемерис в качестве соперника?
– У Демешина одна задача – победить в первом туре, причем, без всяких скандалов. Но здесь есть такой момент: Чемерис – это повторение проекта Марины Ким, которую в 2021г. на губернаторские выборы выдвинули эсеры, и которая набрала свои 25% благодаря протестным голосам. В общем, Чемерис и внимание к выборам привлекает (а нужно ли это внимание Демешину?), и создает опасность так называемого сдвига последней минуты, когда в последний момент по какой-то причине избиратель может решить проголосовать против основного кандидата. Чемерис сможет объединить вокруг себя недовольных. А если посмотреть на политическое пространство Хабаровского края, то очевидна попытка создать негатив вокруг Демешина, ходят, например, слухи, что он якобы поддерживает отмену выборов мэра.
– В таком случае, встает вопрос применения против потенциально опасного кандидата муниципального фильтра.
– Я думаю, что будет скандал, причем, в нем будет замешана ЛДПР. Они пока своего кандидата в губернаторы не выдвинули и Слуцкий вроде бы заявил, что и не собираются. А поскольку значительное число муниципальных депутатов представляют ЛДПР, то, исполняя партийную дисциплину, они не дадут свои подписи в поддержку того, кого не надо, или отдадут их тому, кому надо.
– Какие силы в Хабаровском крае могут попытаться использовать губернаторские выборы в своих интересах?
– Давайте начнем с ЛДПР. Если по губернаторским выборам с ними договорились, то в законодательную думу они-то точно пойдут, а это лучше делать не в одиночку, поэтому, думаю, ЛДПР и ЕР смогут прийти к определенному консенсусу.
Но у нас есть еще сенаторы – один от законодательной власти, другой от исполнительной. И здесь есть фигура сенатора Сергея Безденежных [представитель краевой думы], который от «Справедливой России», и который будет биться и бодаться.
А есть еще местные элиты, потревоженные деятельностью Демешина, потому что одни уходят, других он заставляет работать, что вызывает отторжение у тех, кто находится во властной структуре. Естественно, здесь возможны договоренности бульдогов под ковром. А многие наши городские чиновники имеют выход на управляющие компании, ресурс которых позволяет гораздо легче проводить агитацию – это то, что в свое время при Фургале использовала ЛДПР. Те партии, которые смогут освоить этот механизм, смогут добиться и второго тура, а второй тур непредсказуем.