Архангельская область намерена стать научным и технологическим центром освоения Арктики
В Архангельской области прошел форум «Судостроение в Арктике». На форуме представили возможности предприятий, составляющих судостроительный кластер региона. Самым обсуждаемым стал проект строительства ледостойкой платформы и уникального флота. Их планируют использовать на газовом месторождении Каменномысское-море в Обской губе. Эксперты заявляют, что у региона есть все возможности реализовать данные проекты. Доцент РАНХиГС Александр Воротников отмечает огромный опыт архангельских судостроителей и мощную производственную базу. А доктор экономических наук Сергей Валентей считает, что реализация этих проектов создаст в регионе новые точки роста.
Архангельская область готова выполнить самые сложные проекты в сфере судостроения, а также стать опорной точкой в процессе освоения Арктики. Об этом было заявлено на проходившем в регионе форуме «Судостроение в Арктике». Организаторами выступили правительство региона, Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники». Особое внимание экспертов привлек проект строительства ледостойкой платформы и уникального флота. Их планируют использовать на газовом месторождении Каменномысское-море в Обской губе. По мнению специалистов, Северодвинск, в котором сосредоточены основные предприятия судостроительного кластера Архангельской области, идеально подходит для реализации проекта с точки зрения технологий и логистики. Тем более что в регионе есть опыт реализации масштабных проектов. Именно на северодвинском «Севмаше» строили морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». С ее помощью ведется добыча нефти на арктическом шельфе.
Эксперт экспертного центра ПОРА (Проектный офис по развитию Арктики), доцент РАНХиГС Александр Воротников отмечает потенциал северодвинских предприятий «Севмаш» и «Звездочка»: «Мало того, что у них огромный опыт работы, у них еще мощная производственная база, современные технологии. Они строили практически весь наш атомный флот, строят надводные корабли. В регионе есть еще предприятия, которые в рамках судостроительного кластера будут выполнять свою часть работ».
Воротников подчеркивает, что в работу включены не только конечные производители судов, но есть целая цепочка: это и поставщики различных комплектующих, к примеру электроники, дизайнеры, конструкторы, финансовые организации. Все эти структуры будут вовлечены в общий процесс, что позволит загрузить работой представителей различных профессий.
«При условии грамотной организации участие Архангельской области в данном проекте обеспечит рост занятости и развитие инфраструктуры», – говорит научный руководитель РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор, доктор экономических наук Сергей Валентей. При этом, по мнению эксперта, это станет точкой роста, которая будет способствовать развитию окружающих территорий.
«Специфика Архангельской области – в достаточно низкой плотности населения. Оно в основном и сосредоточено в потенциальных точках роста», – поясняет Валентей.
Добавим, что эксперты отмечают и растущий научный потенциал региона. В Архангельской области планируется создание научно-образовательного центра мирового уровня. Соответствующее соглашение подписали правительство региона, «Севмаш» и Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова.
Готовность региона сыграть ключевую роль в освоении Арктики подчеркнул и губернатор Игорь Орлов: «Мы должны на самом высоком уровне реализовать столь сложные проекты, к которым сегодня относится добыча нефти и газа на арктических территориях. Нам также предстоит обеспечить функционирование Северного морского пути, надлежащий сервис всех тех объектов и сооружений, которые создаются в Арктике. Все это могут сделать только предприятия Архангельской области».
Отметим, что регион уже участвует в реализации задачи, отраженной в майском указе президента – к 2024г. увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн.