Эксперты: создание нового региона – объективный и исторически оправданный процесс
По мнению экспертов, создание нового региона на основе НАО и Архангельской области будет способствовать повышению качества управления территорий и эффективной реализации крупных проектов. Директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц отметил, что опыт образования новых субъектов РФ и подобные процессы в Европе уже доказали свою эффективность. «С точки зрения управления, макроразвития, развития экономики, крупных технологических проектов, конечно, процесс создания нового субъекта РФ должен идти более активно», – сказал Барциц. Профессор кафедры истории России РУДН Дмитрий Слизовский обратил внимание на то, что при создании нового региона на основе Архангельской области и НАО «соблюдается очень важное условие: объединение идет по признаку сложившихся исторических и экономических связей».
Эксперты продолжают обсуждать начавшийся процесс создания нового субъекта РФ на основе Архангельской области и НАО. Ранее губернаторы Александр Цыбульский и Юрий Бездудный подписали меморандум о совместных действиях по подготовке к выдвижению инициативы по образованию нового региона. При этом будет учтено мнение местных жителей. В НАО и Архангельской области уже ведется сбор предложений от граждан по созданию нового региона.
Отметим, что в случае создания новый субъект РФ станет четвертым после Якутии, Красноярского и Хабаровского краев по площади. Будет уникальным с географической точки зрения – выход к Карскому и Баренцеву морям. Также уникальным будет климатическое и биологическое разнообразие.
Эксперты говорят о целесообразности образования нового субъекта РФ с точки зрения повышения качества управления и эффективной реализации крупных проектов. «Ни в одной стране мира нет такого количества субъектов федерации, непосредственно выходящих на федеральный уровень, – сказал директор Института государственной службы и управления РАНХиГС Игорь Барциц. – Создание федеральных округов было в каком-то смысле посылом и попыткой создания макрорегионов. Вообще создание макрорегионов не новелла. И в Советском Союзе раньше говорили о таких экономических макрорегионах. Потому что мелкие субъекты Федерации, даже самые сильные, зачастую не способны обеспечить крупные проекты в экономике, в социальной сфере, и, естественно, нужно объединение усилий. Поэтому процесс укрупнения регионов закономерный. Особенно там, где небольшие по численности территории, у которых нет необходимых ресурсов – ни кадровых, ни финансовых, ни технологических – для каких-то крупных проектов. Тем более что регионы, которые ранее были объединены, и то, что сейчас обсуждается насчет НАО и Архангельской области, предрасположены для создания более крупных регионов. С точки зрения макроразвития, развития экономики, крупных технологических проектов, конечно, процесс создания нового субъекта РФ должен идти более активно, и нам нужны более крупные народно-хозяйственные регионы».
При этом Барциц отметил, что процесс объединения регионов в РФ может быть продолжен: «Даже при беглом анализе видно, что есть экономически, территориально, ресурсно слабые регионы. Но, конечно, мы не говорим об их ликвидации. Но тема создания новых регионов на основе нескольких успешно применялась в Европе. Мы понимаем, что есть регионы-доноры, регионы-локомотивы, которые вытаскивают за собой экономику свою и близлежащих земель. И, если мы посмотрим на карту России, мы понимаем, что процесс укрупнения регионов должен идти».
Профессор кафедры истории России РУДН Дмитрий Слизовский, анализируя опыт объединения регионов начала двухтысячных годов, делает вывод, что создание нового региона должно пойти на пользу экономике и населению обоих объединяемых субъектов РФ: «Ведь в данном случае соблюдается очень важное условие: объединение идет по признаку сложившихся исторических и экономических связей. Также соблюдается условие сохранения внутри миграционных процессов. Создание нового региона, я думаю, можно рассматривать как позитивный элемент с точки зрения развития Российской Федерации. И отмечу, что для создания Архангельского края есть еще одна важная предпосылка – согласие руководства обоих субъектов РФ, ведь недавний опыт создания новых регионов говорит, что руководство объединяемых регионов сопротивлялось этому процессу, прикрываясь особенностями своих территорий, ментальностью местного населения».
Также эксперты говорят, что создание единого региона на основе Архангельской области и НАО соответствует историческим традициям. Территории этих субъектов РФ входили в Архангелогородскую губернию согласно административной реформе Петра I 1708г. – указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов».