Глава Камчатки:  все нормальные губернаторы дома подкаблучники. Потому что так надоедает принимать решения на работе
4 июля 2022

Ответ на запрос времени: эксперты оценили проведение фестиваля креативных индустрий в Архангельской области

Архангельская область вошла в пятерку лучших регионов России по эффективности применения мер поддержки IТ-отрасли, об этом губернатор Александр Цыбульский рассказал во время фестиваля «Белый июнь», который по инициативе главы региона объединил многообразие старой и новой культуры, технологий, традиций и наследия Русского Севера. Вместе с творческими и дискуссионными площадками там работала площадка «Войти в IT», где свои разработки представили местные специалисты. Там же открылся киберполигон Ampire. «Здесь молодежь получает практические навыки по борьбе с кибератаками на аналоги реальных сетей. Наш регион одним из первых подключен к Государственной системе обнаружения и предотвращения компьютерных атак. Рассчитываем стать и первым регионом, где будет внедрен и такой киберполигон», – сказал Цыбульский.

Также в рамках фестиваля состоялись круглый стол и панельная дискуссия, посвященные развитию в Архангельской области IT-технологий и вообще креативных индустрий. В круглом столе приняли участие губернатор Цыбульский, вице-президент Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта Роберт Васильев, гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор Санкт-Петербургского международного культурного форума Егор Москвитин. Как отметил глава региона, в Архангельской области представлены все 14 официальных направлений креативных индустрий, в том числе кино, творчество, IT, урбанистика, меры поддержки которых власти стараются постоянно расширять. «Креативные стартапы требуют более чуткого подхода: на раннем этапе они уязвимы для рисков и конкуренции, зато в будущем могут принести мощный синергетический эффект. Креативные индустрии – это наиболее перспективная отрасль экономики, которая требует особого внимания. Привлекательна она и для инвестиций, особенно в свете развития туризма», – подчеркнул глава региона. Власти Архангельской области оказывают разнообразную поддержку субъектам МСП, занимающимся креативными индустриями, – это гранты от губернаторского центра «Вместе мы сильнее», льготные займы, возможность работать в креативном квартале на базе областного Дома молодежи, где будут сосредоточены идеи, направленные на создание новой креативной продукции.

Кандидат политических наук, научный руководитель факультета социальных наук Финансового университета при правительстве РФ Сергей Белоконев подчеркивает определяющее значение креативных индустрий для существования нашего государства. «Что такое креативные индустрии сегодня, особенно в ситуации внешнеполитических вызовов? Это новое смысловое и знаковое пространство – то, что необходимо для сплочения и объединения людей, для мобилизации народа на созидательном направлении. Несомненно, сейчас нужно увеличивать производство продукта креативных индустрий – произведений культуры и искусства, в которых заложен культурный код. Главное, чтобы после таких фестивалей были конкретные результаты. Вот, к примеру, в Хабаровском крае губернатор поддержал съемку конкретного фильма «Золото Умальты». То есть власти на местах должны оказывать конкретную поддержку конкретным людям, занимающимся креативными индустриями. И обязательно от властей должен быть заказ на произведения культуры и искусства», – подчеркнул эксперт.

Отдельно Цыбульский поблагодарил Президентский фонд культурных инициатив за поддержку архангельских проектов. «На общем фоне ваш регион выглядит неплохо, в общей сложности на креативные проекты вы привлекли 74 млн руб., но в области есть потенциал, люди, которые могут привлечь гораздо больше средств на воплощение ярких идей», – отметил Карманов.

Одним из наиболее масштабных проектов, который поддержал ПФКИ, является проект восстановления Новодвинской крепости, о котором ранее рассказывал «Клуб Регионов». Как отметил директор фонда, данный проект – яркий пример того, как культура влияет на экономику: «Когда идея губернатора о восстановлении реализуется, туда поедут туристы, а значит, начнет развиваться инфраструктура, объект начнет делать вклад в экономику, а местные жители полюбят крепость заново. Огромный проект реализуется этапами, и это правильно: за пару лет можно будет создать качественное креативное пространство, привлечь турпоток и заинтересовать людей. Это в чистом виде пример креативной экономики». Между тем Егор Москвитин обратил внимание, что сам по себе фестиваль «Белый июнь» – это еще один пример развития креативных индустрий. Он поблагодарил руководство региона за то, что они уделяют этой теме такое внимание.

«Если мы говорим о таком регионе, как Архангельская область, о Русском Севере вообще, то, конечно, очень важно привлекать туристов новыми идеями, новыми проектами. И ими можно привлечь не только туристов, но и инвесторов для развития того огромного туристического потенциала, который здесь есть, – комментирует вице-президент Российской ассоциации политических консультантов, политтехнолог Пётр Быстров. – Особенно в условиях, когда недружественные страны существенно ограничили возможности россиян для совершения туристических поездок. А Русский Север уникален как с точки зрения исторической ценности, так и с природно-рекреационной, и здесь в этом плане огромный потенциал».

Политтехнолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью Алёна Август обратила внимание, что в России пока еще не все видят, в какой из креативных индустрий можно развиваться и зарабатывать. «То, что к участию в архангельском фестивале удалось привлечь Романа Карманова, – это здорово, ведь Фонд культурных инициатив был создан совсем недавно, но уже проявил себя в поддержке инициатив вроде фестиваля поэзии, которые вряд ли получили бы поддержку из других источников», – пояснила эксперт. Она уверена, что значение поддержки креативных проектов сегодня сложно переоценить. «Мы ведь все время говорим, что нужно уходить от сырьевой экономики, нельзя все время надеяться на нефть, газ и другие полезные ископаемые. Самое полезное «ископаемое» – это люди и то, что творится у них в голове и в душе. И очень правильно, что такой фестиваль проходит в Архангельске, потому что в креативных индустриях нельзя ориентироваться только на Москву и Питер, ну и вообще жизнь не только в столицах. Для региона проведение таких больших мероприятий, где говорят о творчестве и культуре, очень полезно. С одной стороны, это может обозлить кого-то, у кого пока не решены материальные вопросы, но для других людей это по-новому откроет мир, потому что на таких фестивалях можно посмотреть на тех, у кого что-то уже получилось, понять, куда вообще идут люди, идеи, которые могут кого-то вдохновить и помочь избавиться от выученной беспомощности», – поделилась своим мнением эксперт.

Между тем Пётр Быстров отметил, что креативные индустрии сейчас являются одной из точек опоры экономики. Он уверен, что их развитие будет способствовать притоку новых кадров и в конечном итоге удержанию молодежи, специалистов от того, чтобы они не покидали Россию.

«Белый июнь» прошел уже в третий раз. В этот раз программу фестиваля разбили на два уик-энда. Первые дни, с 22 по 26 июня, организаторы посвятили музыке и литературе: на нескольких площадках выступали известные диджеи, фолк- и электропоп-группы, проходили встречи с писателями. Участниками фестиваля стали писатель Алексей Сальников, представил свой новый роман «Оккульттрегер», и первый зампред комитета Госдумы по культуре, писатель и телеведущий Сергей Шаргунов, который тоже презентовал свою новую книгу «Детское время». Второй уик-энд (с 1 по 3 июля) объединил фестиваль гик-культуры, гастрофестивали, художественные выставки, лекции. Работал стенд издательского дома Bubble Comics, выпускающего комиксы российских авторов, а также прошла встреча с создателями и актерами фильма «Майор Гром», снятого по самой известной серии Bubble Comics. Отдельную площадку организаторы посвятили документальному кино, там состоялись премьеры шести фильмов, посвященных северной природе, истории региона и Петру Первому.

Многие отрасли креативной индустрии нуждаются в поддержке со стороны власти, а для некоторых направлений другие типы поддержки сейчас вообще недоступны, говорит киновед, педагог, режиссер, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства Андрей Шемякин. «Что касается Архангельской области, то любая инновация там должна поощряться настолько, насколько это возможно. Со своей стороны хочу сказать, что фестивальное движение – это пока единственна форма проката, особенно учитывая нынешнюю ситуацию, и такая поддержка кинематографу, особенно документальному кино, тоже очень нужна. Это особенно важно, когда мы говорим о региональной составляющей: когда-то для одного из фестивалей я придумал слоган «открыть России Россию», и эта идея до сих пор актуальна, открытия здесь только предстоят», – сказал собеседник «Клуба Регионов». По его мнению, когда ресурсы государства и создатели объединяются в рамках фестиваля, речь идет уже не просто о поддержке, а о взаимном развитии креативной составляющей, о становлении фестиваля как культурного феномена. А это очень важно, ведь многие наши граждане до сих пор воспринимают фестивали как место, где можно вкусно поесть и развлечься. Такое отношение нужно менять, а это требует огромной взаимной работы организаторов и участников, подчеркнул Шемякин.

Версия для печати