Президент губернаторам:  Полагаю, настрой у вас всех одинаковый – работать, что называется, на сто процентов вкалывать
7 августа 2020

Эксперты: своей работой Волгоградская область возвращает себе статус, который был у региона в советские годы

Фото: volgograd.ru

Волгоградская область в последние полтора месяца стала центром притяжения для федеральных министров. За короткое время в регионе побывали министр здравоохранения Михаил Мурашко, глава Минкультуры РФ Ольга Любимова, глава Минтранса РФ Евгений Дитрих и министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев. Эксперты «Клуба Регионов» рассказали, каких результатов стоит ждать Волгоградской области по итогам визитов высокопоставленных чиновников, а также оценили лоббистский ресурс губернатора Андрея Бочарова.

За последние полтора месяца Волгоградскую область посетил целый ряд высокопоставленных чиновников федерального уровня. За короткое время в регионе побывали министр здравоохранения Михаил Мурашко, глава Минкультуры РФ Ольга Любимова, председатель Госдумы Вячеслав Володин, полпред в Южном федеральном округе Владимир Устинов, начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.

В числе наиболее значимых визитов для экономики региона наблюдатели отмечают приезд главы Минтранса Евгения Дитриха. Развитие дорожной отрасли – приоритет в работе региональной власти с 2014г. За это время вдвое вырос процент дорог, отвечающих нормативным требованиям; работы выполнены на 2,1 тыс. км автотрасс. Кроме того, Волгоградская область вошла в число субъектов РФ, где стартует дополнительный федеральный проект «Мосты и путепроводы». В 2021–2024гг. на территории региона планируется построить и реконструировать 37 искусственных дорожных сооружений. Это масштабные преобразования, которых в отрасли не было с советских времен.

Евгений Дитрих, а также помощник президента РФ Игорь Левитин и глава Росавтодора Андрей Костюк побывали на месте строительства моста через Волгу в Волго-Ахтубинской пойме, оценили масштаб строительных работ по возведению обхода Волгограда, а также реконструкции трасс «Каспий» и «Волгоград – Каменск-Шахтинский». Федеральные чиновники высоко оценили комплексный подход главы региона Андрея Бочарова к решению дорожных вопросов.

«По всем направлениям дорожного строительства Волгоградская область идет с достаточно серьезным заделом. Благодарю Андрея Ивановича и всю команду региона за то, что и прошлогодний немалый объем нацпроекта исполнен на 100%, и сейчас уже на 40% работы выполнены. В целом за период реализации нацпроекта около 25 млрд руб. должно поступить на него в Волгоградскую область – это огромный потенциал, чтобы развивать и ремонтировать дорожные сети», – отметил глава Минтранса РФ.

Комментируя итоги визита Евгения Дитриха, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец особо подчеркнул, что хорошие дороги – это основа благополучия экономики региона.

«Дорожная сеть, и городская, и областная, имеет прямое и важное значение для работы бизнеса, и, если мы хотим развивать производство и бизнес на территориях, там нужны дороги. Поэтому строительство хорошо спланированной дорожной сети – это введение территорий в экономический оборот. Бизнесы, которые ранее были нерентабельны из-за высоких издержек, связанных с плохими дорогами, становятся рентабельными, а это и рабочие места, и налоги в бюджет, – пояснил эксперт. – Строительство и развитие дорожной сети – это гораздо больше, чем просто качество дорог. Регионы, которые уделяют этому должное внимание, лидируют с точки зрения инвестиционной и социальной привлекательности. И люди, которые хотят сменить место жительства, выбирают регионы с хорошей дорожной доступностью. Не секрет, что на рубеже 90-х и 2000-х дорожная сеть в Волгоградской области была разрушена. И если сейчас в рамках нацпроекта там появится много хороших дорог, то область получит новые перспективы для развития, а Волгоград в скором времени будет выигрывать у соседей».

Не меньше внимания в Волгоградской области уделяют и комплексной застройке жилых микрорайонов. В рамках поездки по Волгограду глава Минстроя РФ Владимир Якушев осмотрел несколько объектов жилой застройки и благоустройства города. «Прямо скажу, что проекты мне понравились. Это действительно комплексная застройка в классическом понимании: присутствуют социальная инфраструктура, подъездные дороги, решены вопросы транспортной инфраструктуры. Нужно понимать, что люди сегодня покупают не просто квадратные метры, а среду, в которой хотят жить», – подчеркнул Якушев.

Депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству Сергей Тен считает, что оценка, данная главой Минстроя РФ, полностью обоснована: сегодня именно такой подход к жилой застройке считается «золотым стандартом», и комплексное развитие территорий, особенно в крупных городах, «должно быть приоритетом власти любого уровня – от муниципальной до федеральной».

«Человек сегодня выбирает не просто квадратные метры и крышу над головой, приобретая жилье, он выбирает образ жизни. Все, что нужно для жизни, должно быть в шаговой 15-минутной доступности: магазины, школы, детсады, поликлиники, места досуга. А когда речь идет о таком крупном городе, как Волгоград, то лучше всего, если человеку без большой необходимости не нужно куда-то ехать через весь мегаполис», – говорит Сергей Тен.

По словам губернатора Андрея Бочарова, следующим шагом развития Волгограда станет модернизация коммунальной и транспортной инфраструктуры. В ходе совещания, которое провел Владимир Якушев, волгоградский губернатор выступил с инициативой по разработке федеральной программы модернизации сферы ЖКХ в муниципальных образованиях, а также заявил, что область готова выступить пилотной площадкой для реализации этого проекта. Глава Минстроя и ЖКХ инициативу главы региона одобрил и поручил детально проработать предложение.

Комментируя эту инициативу, Сергей Тен справедливо отметил, что Волгоград – город с большой историей, и его жителям, действительно, есть чем гордиться. Но стоит помнить и о том, что городская инфраструктура по факту создавалась в 50–60-е гг. прошлого века, когда город был заново отстроен после войны. И сегодня эта инфраструктура повсеместно изношена, а ее модернизация требует серьезных финансовых вливаний.

«И в сложившейся непростой ситуации Андрей Иванович Бочаров поступает так, как должен поступать настоящий хозяин, – не прячет голову в песок, а честно говорит о проблемах, – уверен депутат Госдумы. – Кто, если не он, должен поднимать эти вопросы перед федеральной властью? Это единственно верный шаг, если глава региона хочет действительно решать проблемы областного центра. В этом и состоит задача губернатора – выстраивать такие взаимоотношения с федеральным центром, которые помогают привлекать финансирование для решения насущных проблем. Бюджет только одной Волгоградской области самостоятельно это не потянет. Поэтому позиция Бочарова абсолютно адекватна ситуации, и нужно иметь определенное мужество, чтобы не бояться и говорить о проблемах с вышестоящим руководством. Мы уже проходили в своей истории потемкинские деревни, и ни к чему хорошему это не привело».

Эксперты сходятся во мнении, что волгоградский губернатор не только открыто поднимает вопросы, которые требуют решения, но и, в отличие от многих регионов, умело задействует ресурсы сразу нескольких федеральных проектов. О том, что Бочаров максимально эффективно использует визиты федеральных министров для решения стоящих перед регионом задач, говорит и руководитель Института политических исследований, политолог Сергей Марков: «Можно только поздравить волгоградского губернатора с его большим лоббистским ресурсом».

Марков также обращает внимание, что до Бочарова Волгоград не входил в привычный круг регионов, обязательный для посещения федеральными министрами. «Обычно федеральные персоны ездят в столицы федеральных округов типа Екатеринбурга, Хабаровска, Владивостока, Ставрополя, или в некие крайние точки типа Калининграда, или в регионы-перекрестки типа Ростовского хаба. Волгоград раньше не попадал под эти критерии традиционных министерских поездок. Значит, сейчас можно с уверенностью говорить о том, что это результат особо успешной работы губернатора Бочарова с точки зрения лоббизма своего региона на федеральном уровне. И подобное внимание влиятельных чиновников, как правило, означает больше ресурсов федерального центра на проекты в этом регионе», – резюмировал политолог, добавив, что Волгоградская область своей работой возвращает себе статус региона федерального значения, который был в советские годы, но оказался потерян в девяностые – нулевые.

Версия для печати
Эксперты: общественное обсуждение проекта трассы в Волгоградской области – единственно верный алгоритм действия
По итогам широкого обсуждения в Волгограде выбран проект строительства стратегически важного инфраструктурного объекта – мостового перехода через Волго-Ахтубинскую пойму. Магистраль соединит уже действующие мосты через Волгу и Ахтубу и разгрузит действующую трассу Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба, по которой ежедневно проезжают более 30 тыс. машин, что в пять раз превышает положенную пропускную способность. Поскольку проект имеет высокую общественную значимость, а его реализация сопряжена с экологической нагрузкой на природоохранную территорию, для его обсуждения экологический совет при Волгоградской облдуме сформировал рабочую группу из ученых, общественников и представителей органов власти. В итоге был выбран вариант, который учитывает мнение жителей, а также соответствует всем экологическим требованиям.
Эксперты обсудили высказывания главы Карелии о Навальном
Эксперты по-разному оценивают мотивы главы Карелии Артура Парфенчикова, который прокомментировал пост жителя региона, посвященный Алексею Навальному. «Что сделал Навальный, чтобы претендовать на роль «совести нации»? Несколько раз прочитал биографию – не нашел», – написал Парфенчиков. Ряд экспертов считают, что таким образом Парфенчиков, чье губернаторское будущее под вопросом, демонстрирует лояльность Кремлю, который не может «транслировать негатив» в адрес Навального. При этом политологи считают, что эти усилия главы Карелии не добавят ему политических очков, поскольку это единичное высказывание, а не системная работа. По версии других экспертов, Парфенчиков просто высказал свою гражданскую позицию. При этом они напомнили, что глава Карелии лично ведет аккаунты в соцсетях и неоднократно попадал в скандалы из-за своих высказываний.