прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
14 января 2014

Гордеев столкнулся с РЖД

Воронежский губернатор Алексей Гордеев заявил, что обратится в правительство России с просьбой проверить, имеет ли РЖД право требовать увеличения субсидий на пригородные перевозки. Политологи объясняют публичный выпад Гордеева против РЖД его намерением «набрать очки» среди населения в преддверии губернаторских выборов.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев заявил, что Российские железные дороги оказывают давление на регион, требуя повысить субсидии на пригородные перевозки и угрожая отменить ряд пригородных поездов. «Мы считаем, что со стороны РЖД на нас идет давление с использованием монополистского положения… Такие монополисты, как РЖД, сегодня пользуются льготами во всех регионах, не оплачивая при этом земельный налог», - сказал глава региона журналистам. Кроме того, по его словам, железнодорожники проводят собственный расчет затрат, на основании которого считают, что регион должен им компенсировать большую сумму, хотя, как подчеркнул Гордеев, в 2013г. оплата пригородной пассажирской компании из бюджета региона произведена полностью и в срок.

Губернатор также заявил, что намерен обратиться к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой провести независимую экспертизу и принять «объективное решение» по данному вопросу.

Отметим, что с аналогичной проблемой столкнулось еще несколько регионов: Белгородская, Тамбовская, Курская, Липецкая, Саратовская и Пензенская области. Они не смогли в полном объеме выполнить договорные обязательства по финансированию пригородных перевозок.

Гордеев пытается заручиться поддержкой избирателей и элиты

Доктор политических наук Дмитрий Нечаев называет три причины публичного выпада Гордеева против РЖД: предстоящие губернаторские выборы, стремление главы региона удержать центр влияния среди региональной элиты и необходимость поправить сложное экономическое положение региона. «Последние удачные проекты Гордеева в реальном секторе экономики пока не дали позитивный эффект в общественном мнении. Учитывая грядущие сентябрьские выборы, для Гордеева очень важно выступить защитником населения», - уверен эксперт.

Кроме того, по словам Нечаева, за пять лет во главе региона Гордеев так и не смог построить моноцентричную власть: «Кроме его [Гордеева] доминирующего центра влияния, есть еще как минимум четыре, которые возглавляют известные бизнесмены, политики. Они не находятся в радикальной оппозиции Гордееву, но, тем не менее, заинтересованы в сохранении своих центров влияния… Губернатору важен фактор борьбы… И противостояние с РЖД могло бы дать Гордееву имидж борца с крупными компаниями».

Нечаев также отмечает, что в Воронежской области сложная ситуация, когда в облбюджете остается слишком мало средств, чтобы удовлетворять растущие запросы железнодорожников: «Для региона непростая ситуация складывается… И если работа в этом направлении окажется удачной, то она поправит экономическое положение области».

Губернатор дожмет победу

По словам Нечаева, глава Воронежской области «не ввязался бы в драку, если бы не чувствовал, что имеет шансы победить. Кроме того, он умеет дожимать» оппонентов, особенно когда убежден, что, как в случае с РЖД, у него есть «лоббистские возможности» в правительстве РФ. Нечаев считает, что администрация президента и сама заинтересована в том, чтобы помочь идущим на выборы региональным лидерам, а значит, вполне возможно, окажет воздействие на главу РЖД Владимира Якунина.

РЖД не священная корова и Гордеев сам давит на них

У Гордеева очень серьезные проблемы с легитимностью, поэтому для него принципиально важно, чтобы на предстоящих выборах люди пошли голосовать, в том числе за него, считает эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов. И публичный спор с РЖД преследует именно эти цели - привлечь к выборам жителей области, для которых вопрос с пригородным сообщением очень важен.

«Именно на областных жителей Гордееву приходится надеяться в большей степени, т.к. на выборах мэра Воронежа явка была крайне низкая, и вряд ли Алексею Васильевичу [Гордееву] можно надеяться, что она сильно прирастет, хотя, конечно, он будет стараться повысить явку, мы же слышали, что он намерен по-западному проводить кампанию. И сейчас Гордеев демонстрирует перед электоратом намерение, политическую волю к тому, чтобы его [электората] интересы жестко защищать, в том числе и путем конфронтации с очень влиятельным монополистом», - сказал Слатинов «Клубу Регионов».

Кроме того, по словам политолога, «РЖД не объявлены священной коровой», и Гордеев, действуя в рамках этой логики, посылает сигнал правительству и администрации президента, чтобы те, по возможности, надавили на монополиста и заставили смягчить позицию: «А возможно, это и сигнал правительству, чтобы оно вошло в положение регионов и помогло регионам компенсировать пассажирские перевозки». Политолог считает, что из всех жалующихся на РЖД губернаторов открыто выступил именно Гордеев, потому что он до сих пор считает себя политиком федерального уровня, а потому чувствует себя уверенно.

Версия для печати