Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
8 февраля 2010 | Архив

Воронежский губернатор вернется к феодальным порядкам

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев сообщил, что на территории региона федеральная трасса «Дон» станет платной на протяжении 108 км. Эксперты называют это решение «хамским способом пополнить бюджет». Депутаты считают, что введение платных дорог целесообразно в том случае, если от этого выигрывает региональная казна.

На пресс-конференции Алексей Гордеев проинформировал местных журналистов о том, что платными в текущем году станут четыре участка трассы «Дон», общая протяженность участков составляет 108 км. По словам губернатора, скорый ввод платы за проезд связан с грядущей реконструкцией трассы, которая должна быть завершена к началу сочинской Олимпиады-2014. При этом, отмечает Гордеев, сохранится и возможность бесплатного проезда по альтернативным дорогам. «По крайней мере, в Воронежской области такие дороги уже есть», – сказал губернатор.

Также глава региона заверил журналистов, что после реконструкции трасса «Дон» станет европейским автобаном со своей инфраструктурой, в том числе с вертолетными площадками и медцентрами по оказанию неотложной помощи.

Наблюдатели разошлись в оценках введения платы за проезд по федеральной трассе.

Депутат гордумы Воронежа Галина Кудрявцева считает, что подобные меры вдвойне ударят по кошельку населения, так как одновременно с введением платного проезда сразу же поднимутся цены на все ввозимые в регион товары: «Одно дело, когда плата взимается с транзитных машин, а другое – с населения региона. Мало того, что теперь на дачу поехать – придется раскошелиться, так еще и цены на продовольственные товары поднимутся. Я вообще считаю, что вырученные средства будут в первую очередь расходоваться на ту организацию, которая будет осуществлять сбор денег с водителей. Другими словами, с определенного участка дороги каждый феодал в своем регионе будет кормиться. По такой схеме, скоро придется платить, чтобы пройти от одной остановки до другой». По словам Галины Кудрявцевой, решение проблемы нехватки финансирования на строительство дорог ей видится в повышении транспортного налога.

Депутат Воронежской облдумы Юрий Анохин считает, что введение платного проезда по трассе «Дон» следует оценивать в привязке к региональным интересам. «Плюсом для региона это будет в том случае, если вырученные деньги пойдут в региональный бюджет, а не в федеральный. Я ничего плохого не вижу в том, что водителям придется заплатить. Но пока в этом вопросе много неясного с точки зрения законодательства», – сказал Юрий Анохин «Клубу Регионов».

По мнению гендиректора Института региональных проблем Максима Дианова, введение платного проезда целесообразно в том случае, если от этого выигрывают местные бюджеты. «В противном случае это может привести к социальному напряжению, – сказал эксперт «Клубу Регионов». – Платные дороги – это не угроза целостности страны. У нас ведь достаточно централизованная страна, поэтому никак проблем с раздробленностью не будет. Это, скорее, проблема самого губернатора Воронежской области: чиновнику необходимо как-то пополнять областной бюджет. Скорее всего, введение платы за проезд по «Дону» – пробный шаг, так как это достаточно сложный юридический процесс. Это нужно и законодательство менять, и поддерживающие законы издавать. Вот решили попробовать в Воронежской области: Гордеев все-таки был министром и смотрит несколько шире на многие проблемы, нежели остальные главы регионов. К тому же Воронеж, не считая Москвы, основной город центрального округа».

Между тем главный редактор журнала «За рулем» Леонид Климанович считает недопустимым платные дороги, построенные на деньги налогоплательщиков. «Трасса построена на деньги населения, и вдруг ее объявляют платной. Понятно, что в кризис надо пополнять бюджет, но почему таким хамским способом. Во всем мире дорогу сначала построят инвесторы, а потом только делают ее платной. У нас же все наоборот. Даже если это федеральная инициатива, почему об этом объявляет губернатор Воронежской области. А в других регионах эта дорога будет бесплатной, получается?» – сказал собеседник «Клубу Регионов».

По словам эксперта, в ряде регионов России уже существуют незаконные платные дороги: «Как это произошло? А так же: губернаторы хамским образом поставили шлагбаумы на дорогах и все. Приезжаешь из другого региона – а дорога платная, хоть и плохого качества».

Отметим, по существующему антимонопольному законодательству плата за проезд может браться на тех участках трассы, где существует альтернативный вариант дороги. Добавим, трасса федерального значения «Дон» связывает Москву и центральные регионы России с Северным Кавказом и Черноморским побережьем. Ожидается, что стоимость проезда по этой магистрали составит 1 руб./км для легковых автомобилей.

Версия для печати