Иркутская область
10 марта 2010 | Архив

Иркутский губернатор остается «варягом»?

Первый замгубернатора Иркутской области Александр Битаров написал заявление об отставке: его не устраивает распределение обязанностей между местными чиновниками и теми, с которыми губернатор Дмитрий Мезенцев приехал из Москвы. Политологи отмечают «охлаждение в отношениях между главой региона и местной элитой».

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Битаров написал заявление об отставке: Битаров недоволен распределением полномочий между местными чиновниками и теми, которых губернатор Дмитрий Мезенцев пригласил на работу из Москвы. Напомним, что ранее прошение об отставке по тем же причинам подавал и министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи региона Петр Воронин, который позже забрал свое заявление. Стоит отметить, что глава региона заявление Александра Битарова пока не подписал. В связи с этим зампред прекратил исполнение должностных обязанностей в одностороннем порядке.

По словам политолога Юрия Пронина, этот конфликт вписывается в общую тенденцию «постепенного охлаждения отношений между губернатором Мезенцевым и значительной частью местной элиты». В интервью «Клубу Регионов» Пронин сказал: «Вначале отношения были неплохие. Губернатор несколько раз подчеркивал, что он будет сотрудничать с местными кадрами, руководителями, экономистами, бизнесменами и так далее, что нашло отражение в соответствующем составе правительства области, сформированного губернатором. Но затем, начиная с осени, постепенно доля приезжих начала увеличиваться. Кроме того, стали возникать противоречия по распределению должностных обязанностей, по каким-то определенным проектам, вопросам оперативного управления. И отставка Битарова, которая назревала уже значительное время, является отражением этой тенденции». Также, по словам эксперта, первый зампред планировал участвовать в выборах мэра Иркутска и рассчитывал на поддержку губернатора, однако Мезенцев высказался за другого кандидата. Юрий Пронин считает, что это повлияло на отношения Битарова к Мезенцеву и данный конфликт может отразиться и на итогах выборов иркутского градоначальника.

Политический обозреватель из Красноярска Алексей Тарасов считает, что в сибирских регионах конфликты приезжих губернаторов и местных элит будут возникать всегда. «В отношении Сибири по факту проводится колониальная политика, и поэтому жители колонии себя таковыми и воспринимают. Любого приезжего начальника они воспринимают в штыки. Единственное исключение, если человек какое-то время поработает и покажет себя с положительной стороны, тогда отношение может смягчиться. Но во всех сибирских регионах всегда существует некое понятие местного патриотизма, и исходя из этого приезжие начальники – «варяги», как их называют всегда, такими и воспринимаются. Бывают исключения, но они стоят нескольких лет работы – отношение властных кругов к тому же Хлопонину изменилось после того, как он несколько лет проработал в Норильске, потом губернатором Таймыра, и его уже считали в какой-то мере своим человеком. А вот с его предшественником Александром Лебедем до конца шла такая непримиримая борьба. Считали, что он использует территорию как площадку, как полигон для продвижения в Москву. Такие конфликты объективны, и пока существует такое отношение к Сибири, люди из Москвы, из европейской части России всегда будут так восприниматься. Но это чисто сибирский, дальневосточный, отчасти уральский феномен», – считает Алексей Тарасов.

По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, не допустить конфликта между местными элитами и губернаторами-«варягами» возможно при цивилизованном поведении всех сторон: «Абсолютно бесконфликтных примеров быть не может, потому что политика – достаточно конкурентный процесс, но, тем не менее, мы видим, что по-разному все складывается у губернаторов-«варягов». Например, в Самарской области глава региона практически всю команду привел с собой. В Орловской области довольно большое число представителей старой команды остались в новой администрации. Где-то бывает, что люди, находившиеся на вторых ролях, в администрации остаются, уходят только вице-губернаторы. Общей схемы на сегодня нет, обычно это определяется стилем работы, стилем поведения назначенного главы региона, наличием желающих переехать в регион и степенью конфликтности вхождения нового губернатора в регион».

Ведущий эксперт ЦПКР Оксана Гончаренко считает, что минимизировать конфликты в регионах губернаторы-«варяги» могут путем неформальных договоренностей либо путем «символических компенсаций в виде постов для представителей региональных элит». Также, по мнению эксперта, заместить все посты своими людьми или только местными представителями невозможно: «Федеральный центр заинтересован в том, чтобы ситуация была в регионах стабильной и контролируемой. Вопрос в том, сможет ли губернатор, в случае если все посты будут заняты местными представителями, ее контролировать? Мне представляется, что нет. Для того чтобы ее контролировать, всегда ему нужны свои кадры, и каждый из губернаторов старается ключевые посты заместить людьми, которым он доверяет».

Добавим, что, по сообщению газеты «Коммерсант», глава Иркутской области Дмитрий Мезенцев пытается уговорить Александра Битарова остаться. «Мы с губернатором ведем переговоры по этому вопросу каждый день, но пока он не решен», – сказал изданию Битаров.

Версия для печати
Главное