Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
10 августа 2012 | Архив

Президент РФ встретился с губернатором Костромской области Сергеем Ситниковым

Владимир Путин провел рабочую встречу с губернатором Костромской области Сергеем Ситниковым и жителями региона: представителями общественности, предпринимательского сообщества и сферы здравоохранения.

Особое внимание в ходе встречи было уделено сложной ситуации с лесоустройством лесного фонда Костромской области и проблеме нехватки медицинских кадров в регионе.

* * *

В.ПУТИН: Мы попросили Сергея Константиновича [Ситникова] сегодня собраться в более широком составе, не так, как мы обычно это делали, – с тем чтобы послушать вас, людей, которые работают в конкретных отраслях. Тем не менее попрошу все-таки начать губернатора с ситуации в социальной сфере, как Вы это оцениваете? Вы совсем недавно приступили к работе в качестве губернатора. Три месяца прошло?

С.СИТНИКОВ: Да, три с небольшим месяца.

В.ПУТИН: Пожалуйста, Ваша оценка того, в каком состоянии находится область, ближайшие задачи, основные проблемы.

С.СИТНИКОВ: Оценка: в целом социально-экономическая ситуация стабильная. Что касается проблем – это проблемы, в основном связанные с финансово-экономическим положением. Вместе с тем есть абсолютно позитивные позиции: в регион стали возвращаться инвесторы, которые по тем или иным причинам из региона уходили.

Буквально несколько недель назад американцы в Волгореченске начали строить завод, подписали соглашение месяц назад с небольшим, они уже на площадке.

Готовимся к зиме. Поэтому народ живет со всеми сложностями и проблемами.

Есть вещи приятные: в эти выходные Костроме – 860 лет. Сегодня все костромичи будут кулаки сжимать за нашу землячку Надежду Торлопову, которая уже достигла «серебра» на Олимпиаде, сегодня у нее бой за «золото». Это женский бокс. У нас костромские женщины представляют достаточно неплохие результаты.

В целом регион у нас любимый, вместе с тем по экономике непростой. Тенденции эти складывались, по большому счету, очень длительное время, более 50 лет. Поэтому надо приводить всё к порядку, делать так, чтобы экономика шевелилась.

В.ПУТИН: Основная отрасль какая?

С.СИТНИКОВ: Основная отрасль, которая сегодня все-таки дает большую часть доходов, – это промышленность. Появляются новые предприятия. У нас здесь сегодня наш молодой коллега, который представляет завод автокомпонентов: приступили к работе совсем недавно, тем не менее поршневые группы для иномарок делают.

Традиционно – лес, традиционно – энергетика. Сельское хозяйство – к сожалению, похвастаться пока не можем, но это тенденция последних 30 лет, идет спад.

В.ПУТИН: Александр Михайлович лесом занимается?

С.СИТНИКОВ: Да, Александр Михайлович у нас представляет Буйское лесничество.

В.ПУТИН: Александр Михайлович, расскажите нам о лесном хозяйстве.

А.АЛЕКСАНДРОВ: У нас проблема в лесном хозяйстве, я попытаюсь обозначить проблему: это проведение лесоустройства в лесном фонде России. У нас 87 процентов лесного фонда области требуют лесоустройства. У нас последнее лесоустройство было 15–16 лет назад, это недопустимо давно.

В.ПУТИН: Что там из этих работ должно быть сделано?

А.АЛЕКСАНДРОВ: В рамках этих работ нами сделана полная инвентаризация.

С.СИТНИКОВ: Ревизия леса.

А.АЛЕКСАНДРОВ: Дается полная характеристика каждого леса с полной индексацией. На основании ее мы можем сделать любые планы. По новому Лесному кодексу у нас полномочия переданы теперь в бюджет, лесоустройством занимается регион.

С.СИТНИКОВ: С Федерацией.

А.АЛЕКСАНДРОВ: Раньше было четко и хорошо, 10 лет у нас было – ничего думать не надо, все четко.

В.ПУТИН: Нет, думать надо всегда.

А.АЛЕКСАНДРОВ: Теперь все это легло на областной бюджет, на региональный.

В.ПУТИН: То есть вы должны из областного бюджета профинансировать эти работы?

С.СИТНИКОВ: Да, эти функции переданы из Федерации на область, и, к сожалению…

А.АЛЕКСАНДРОВ: Не все бюджеты это смогут, наверное: Ханты-Мансийск сможет, а Кострома или наши соседи – это вряд ли. А, как говорил наш корифей от лесной науки профессор Орлов: «лесоуправление без лесоустройства слепо». Если 15 лет у нас не было лесоустройства, мы в принципе практически ничем и не владеем. Так и соседи наши. Тема эта очень важна, и ее надо как-то решать.

В.ПУТИН: Ну так если за последние 15 лет ничего не было сделано, а финансирование должно было осуществляться из федеральных источников, значит, оно тоже не осуществлялось. У вас опасения, что после передачи на региональный будет еще хуже?

А.АЛЕКСАНДРОВ: Нет, нам не повезло, закон вступил как раз в 2006–2007 году. У нас оно должно быть, но не попало.

В.ПУТИН: Не успело просто.

С.СИТНИКОВ: У нас последнее было в 1997 году.

И вторая проблема очевидна тоже. У нас лес на самом деле тяжелый, он далеко находится от железной дороги, в болотах, как правило. Это лесные дороги. Раньше программа о лесных дорогах была; она, к сожалению, в последние два года не проводится. И в силу этого лесных дорог нет, а это не только вывоз леса, не только экономика, это еще и лесные поселки, которые зачастую могут просто отказаться от вывоза.

У меня была встреча с руководителем Федерального агентства, они сами поддерживают идею программы восстановления лесных дорог в стране, но пока есть сдерживающий фактор все-таки в определенной степени экономического характера.

В.ПУТИН: Если речь идет о том, чтобы вывозить лес, эту работу осуществляют коммерческие структуры, прежде всего?

С.СИТНИКОВ: Коммерческие структуры и леспромхозы раньше с этой работой справлялись достаточно хорошо. Сегодня дело в том, что крупных предприятий, которые занимались бы лесопользованием и лесопереработкой, не стало; это очень небольшие организации.

В.ПУТИН: У вас в области?

С.СИТНИКОВ: Да, работают сезонно, как правило: когда зимники встают зимой, лес вывозят. В силу этого, естественно, у них больших намерений нет заниматься инфраструктурными делами. Делянку вырубили –– переходят на другую, дорогой уже не интересуются. Эта проблема есть на самом деле и характерна для европейской территории: для нас, для Кировской области, для Вологодчины проблема существует.

В.ПУТИН: Надо будет с федеральными ведомствами тогда подумать, как это сделать. Кроме всего прочего, если вам функции передали, а вообще не передали источников, то это, конечно, потребует дополнительных субсидий. Вы с Минфином обсуждали эту проблему?

С.СИТНИКОВ: С Минфином у меня встреча была. Проблема области еще заключается в том, что у нас высочайшая закредитованность, высочайший государственный долг – 97 процентов.

В.ПУТИН: Да, я знаю.

С.СИТНИКОВ: В силу этого, естественно, мы ограничены в финансовом плане, в возможности выделять деньги на цели, не связанные с защищенными статьями бюджета.

В.ПУТИН: Субсидии вы можете получать?

С.СИТНИКОВ: Получаем, но закрываем самое-самое необходимое.

В.ПУТИН: А на эту работу вообще денег нет?

С.СИТНИКОВ: На эту работу сегодня средств нет.

В.ПУТИН: Сколько нужно на эти цели?

С.СИТНИКОВ: На эти цели в год требуется 120 миллионов, на восстановление тех дорог, которые были раньше…

В.ПУТИН: Нет, я сейчас не про дороги говорю, сейчас – про лесоустройство.

А.АЛЕКСАНДРОВ: На полное лесоустройство нам потребуется миллионов 900 с интервалом 3–4 года.

В.ПУТИН: Это миллионов по 200 в год примерно?

А.АЛЕКСАНДРОВ: Да.

В.ПУТИН: Вы мне заявку тогда напишите.

С.СИТНИКОВ: Есть.

В.ПУТИН: Хорошо. Теперь давайте про промышленную часть, про заводскую. Что у Вас за предприятие?

С.КАЛАШНИК: Я хотел чуть-чуть рассказать об автокомпонентной отрасли. Безусловно, она вступила в фазу бурного развития, потому что все автомобильные концерны, которые пришли, обозначили высокую потребность в деталях, в том, что они должны быть произведены внутри страны, и обозначили высокую техническую планку и для самих деталей, и для производителей.

С другой стороны, все инвестпроекты в отрасли очень капиталоемкие и не быстро окупаемые. Соответственно мое глубокое убеждение, что государству из машиностроения и, в частности, из автокомпонетной отрасли уходить не надо, нельзя, рано, потому что иначе со всеми их проблемами некие предприятия можно потерять. То есть для предприятий очень важна господдержка и участие государства.

Наше предприятие производит детали для двигателей: поршни, поршневые кольца, пальцы и гильзы. Мы являемся поставщиками и отечественных сборочных конвейеров, и иностранных. Мы решили самую главную, на мой взгляд, проблему так называемого технологического отставания.

Мы заключили долгосрочное лицензионное соглашение с одним из мировых лидеров – немецким концерном. В рамках этого имеем возможность применять самые прогрессивные технологии и учить людей, что очень важно, и получать из них очень высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня как на предприятиях нашего технического партнера за рубежом, так и его специалистов у себя.

В.ПУТИН: А сколько человек у Вас работает?

С.КАЛАШНИК: Сейчас работает полторы тысячи человек.

В.ПУТИН: Прилично.

С.КАЛАШНИК: Проект развития, поскольку рынок-то меняется, предполагает шестикратное увеличение объемов производства этой продукции и организацию производства головки блока цилиндров для двигателей для конкретных потребителей.

В.ПУТИН: А кто инвестор у вас основной?

С.КАЛАШНИК: А вот здесь и вопрос. Соответственно сталкиваемся мы с типичной для вообще экономики проблемой, что доступ к долгосрочному финансированию, в меру дорогому, в меру дешевому, у нас очень ограничен. С другой стороны, наш проект оценивается примерно в 3 миллиарда с точки зрения инвестиций в несколько этапов и не подпадает под постановление Правительства о предоставлении госгарантий: нам нужно 5 миллиардов.

И получается, что рынок развивается быстрее, окупаемость – лет 7, а банки дают под 3, залоговые массы, вот эти все проблемы, типичные проблемы. А что на выходе? Мы могли бы дать Костроме плюсом тысячу рабочих мест, причем квалифицированных. Вот есть люди, мы их готовим, доучили до нужного уровня, и они бы работали – и примерно 300 миллионов новых налогов в региональный бюджет в год.

В.ПУТИН: Я Вас правильно понял, что если бы вы могли воспользоваться инструментами государственных гарантий, то вы проблему в значительной степени бы решили?

С.КАЛАШНИК: Да. Субсидирование части процентной ставки, беспошлинный импорт оборудования, который не имеет аналогов, и, конечно, самая большая проблема – залоговая масса, а точнее, подход банковского сообщества к оценке залога, и вот здесь – госгарантия.

Но есть еще один вариант, я уже сказал, что участие государства важно. Поэтому, ради того чтобы проект был, мы готовы рассмотреть и просим Вас оказать содействие возможному приходу государства в капитал, например в лице Ростехнологий или Внешэкономбанка, и тогда бы вопросы финансирования с точки зрения банковских показателей тоже бы проще решались.

В.ПУТИН: Нужно подумать.

Мне кажется, было бы правильнее просто дать вам возможность самим, как представителям частного сектора, – дать возможность откредитоваться, помочь, поддержать, чем заводить туда государство. Потому что таким компаниям, как Ростехнологии, все равно деньги придется давать. У них свободных ресурсов тоже нет. Поэтому лучше уж дать госгарантии вам, и на вас тогда будет лежать ответственность за эффективность этой работы.

С.КАЛАШНИК: У нас есть команда руководителей, которая болеет этим проектом, этим производством, его развитием. Поэтому это наша голубая мечта – что-то сделать.

В.ПУТИН: Можно двумя путями пойти. Можно либо вообще немножко подвинуть рамки этого постановления Правительства и опустить эту плату с пяти миллиардов до трех – вполне, или просто для вас это сделать, имея в виду то, что у вас проект-то уже на марше, он уже работающий.

С.КАЛАШНИК: Да, он сам по себе начинает реализовываться. Мы уже начинаем серийные поставки на «Рено». Они запустят завод двигателей в Тольятти в начале 2013 года. Эта работа уже проделана, уже все идет.

В.ПУТИН: Хорошо. Давайте рассмотрим все варианты, в том числе и заход какой-то госкомпании, и те варианты, о которых я сказал. Но это здорово. Вы с какого года организовали это производство?

С.КАЛАШНИК: Предприятию семь лет. Начинали с коммерции, с торговли запасными частями, а производству, может быть, три с небольшим года.

В.ПУТИН: Отлично.

С.КАЛАШНИК: На базе большого советского предприятия.

В.ПУТИН: Вы его переоборудовали?

С.КАЛАШНИК: Часть его переоборудовали, потому что оно было такое огромное.

В.ПУТИН: Вот эти остальные части – они не тянут вас, стоимость аренды земли и прочих составляющих?

С.КАЛАШНИК: Вопросы эти решаются. Самое главное – развиваться не медленнее, чем развивается рынок, потому что в противном случае будешь невольно двигаться назад.

В.ПУТИН: Нет, просто он будет занят и все, придут крупные компании, которые Вы наверняка знаете.

С.КАЛАШНИК: А в нашей сфере это немецкий концерн. Мы договорились, но только в области техники, поэтому финансирование – это на нашей части и соответственно мотивация.

В.ПУТИН: Они в капитале не участвуют никак?

С.КАЛАШНИК: Не участвуют.

В.ПУТИН: Это чисто ваше предприятие?

С.КАЛАШНИК: Да.

В.ПУТИН: Сколько там акционеров?

С.КАЛАШНИК: Это российские предприниматели средней руки, порядка 12–15 человек.

В.ПУТИН: Отлично, очень хорошо. Вы через губернатора это сформулируете?

С.КАЛАШНИК: Уже сформулировал.

В.ПУТИН: Хорошо, давайте. Спасибо большое.

С.СИТНИКОВ: Владимир Владимирович, хотели переговорить еще по проблеме сельского хозяйства, потому что само сельское хозяйство нужно поднимать, но есть проблемы с землей.

Я бы сейчас хотел слово предоставить Борису Васильевичу Комиссарову, он у нас является и аграрием самым, наверное, опытным сегодня из всех, длительное время возглавлял одну из самых мощных, крупных птицефабрик города Галича. Сейчас он ещё и руководитель областной Общественной палаты.

Продолжение следует.

президент.рф

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».