прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
21 июля 2009 | Архив

Магаданский губернатор встретил первую рыбу

Губернатор Николай Дудов принял участие в эвенском празднике первой рыбы и отметил, что это мероприятие переросло национальные рамки и «Бакылдыдяк» стал праздником всех жителей Колымы. Эксперты считают, что сохранение традиционной культуры должно стать неотъемлемой частью работы главы любого субъекта РФ.

Эвенский национальный праздник «Бакылдыдяк» (в переводе с эвенского «встреча») отмечается с началом массового хода лосося. С этим событием был связан ряд обрядов и обычаев, которые и составляют основу праздника встречи первой рыбы. В этом году участников праздника ждали традиционные обряды кормления огня, моря и рыболовной сети, приготовление нерпичьего мяса, уха из свежепойманной рыбы и выступления фольклорных коллективов.

Поздравляя участников, магаданский губернатор Николай Дудов заявил, что сохранению традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера (КМНС) будет уделяться особое внимание: «На территории Магаданской области в мире и согласии живут люди самых разных национальностей. Мы все ценим межнациональный мир, поскольку без него невозможно полноценное развитие территории».

Доктор политических наук Илдус Ярулин считает, что особое внимание магаданского губернатора к проблемам коренных народов нельзя объяснять только политическими, популистскими мотивами. Каждый губернатор, по мнению ученого, должен считать работу с КМНС полноправной составляющей государственной политики на территории своего региона: «Сейчас идет активное возрождение того, что называется традиционным укладом, национальной культурой. Это заметно на примере фольклорных ансамблей: во всех дальневосточных регионах есть такие коллективы, которые живут за счет казны. И ассоциациям коренных народов оказывается помощь. Не всегда федеральные законы стыкуются с интересами малых народов, но, насколько я знаю, губернаторы бились за увеличение квот добычи рыбы для коренных народов, то есть по возможности КМНС уделяется внимание на региональном уровне. К сожалению, не всегда все удается решить, особенно по вопросам отчуждения земель, но согласно тем исследованиям, которые мы проводили у них (малочисленных народов. – Прим. «КР»), в этом вопросе больше претензий к федеральному правительству».

Гендиректор Института региональных проблем Максим Дианов считает, что именно федеральный центр в последние годы является гарантом взвешенной политики в отношении КМНС и расход бюджетных средств, выделяемых на поддержку малых народов, сейчас взят под жесткий контроль: «Губернаторы постоянно отчитываются в Минфине и Минрегионразвития. Хотя главы регионов тоже играют не последнюю роль в этом вопросе: на последнем съезде малых народов участвовали в том числе и губернаторы. Нормальные губернаторы сейчас отслеживают все, что касается этих вопросов, впрочем, как и крупные компании – те, что добывают ресурсы на территориях проживания малых народов, в последние 5-7 лет они очень серьезно подходят к этой проблеме, так как без этого невозможно иметь нормальный имидж на международной арене».

Завкафедрой регионоведения Дальневосточного госуниверситета Владимир Печерица считает, что ситуация с возрождением традиционной культуры КМНС ухудшилась, так как изменяется среда обитания коренных народов: «Я не буду говорить за весь Дальний Восток, но вот у нас в Приморском крае уничтожается Уссурийская тайга – место, где живут малые народы, удэге в частности. Зверя в тайге все меньше, река Амур отравляется, и рыбы становится все меньше, а ведь именно рыбой живут многие малые народы. Взять Дарькина, нашего губернатора, и Законодательное собрание Приморья – у них нет такой программы, которая бы занималась этими вопросами. Она на бумаге есть еще с советских времен, но она не работает. Заботы о коренных народах со стороны приморского губернатора, государства все меньше и меньше».

Отметим, в советское время «Бакылдыдяк» был почти забыт, а новое рождение он получил в конце 90-х гг. В этом году на праздник в Магаданской области были приглашены представители всех народностей и всех национальных поселений Колымы, для которых прямо на берегу были установлены эвенские юрты.

Версия для печати