Марина Ковтун:
Лидирующая роль Мурманска в арктических проектах – не амбиции, а образ жизни
Перспективы развития Мурманской области, одного из самых молодых регионов России, связаны с государственными планами по освоению богатств Арктики. У региона есть все, чтобы стать главной базой реализации арктических проектов: незамерзающий глубоководный порт, транспортная инфраструктура, ледокольный флот. О том, как заполярный регион чувствует себя в сегодняшних условиях и о ближайших перспективах, «Клубу Регионов» рассказала губернатор Марина Ковтун.
Корреспондент: Марина Васильевна, 4 декабря Президент РФ Владимир Путин озвучил послание Федеральному Собранию, обозначив стратегические планы государства на ближайшие годы, на прошлой неделе он провел большую пресс-конференцию, на которой окончательно расставил акценты. Каким вы видите участие Мурманской области в реализации поставленных задач?
Марина Ковтун: Мурманская область на протяжении всей своей истории была форпостом стратегических интересов Российского Государства. Сегодня Арктика стала одним из ключевых вопросов государственной стратегии, и Мурманская область по-прежнему связывает развитие региона с задачами, которые перед нами ставит руководство страны.
Не случайно, что на пресс-конференции Владимир Путин акцентировал, что у россиян есть достаточный потенциал для того, чтобы заработать благополучие и процветание. Главное – не упустить те возможности, которыми мы располагаем. Возможности и «точки роста» у Мурманской области есть и нам есть над чем работать.
Корр.: Мурманская область готова взять на себя роль лидера в вопросах освоения Арктики?
Ковтун: Лидирующая роль Мурманска в арктических проекторах – это не просто амбиции, а следствие объективных причин.
Мурманск не случайно называют воротами в Арктику. Глубоководный, незамерзающий морской порт Мурманск – единственный в европейской части России с коротким и удобным доступом к океанским магистралям.
Мурманск является базовым портом Северного морского пути, здесь же базируется и атомный ледокольный флот – самый мощный инструмент России в освоении Арктики.
Напомню также, Мурманская область – это родной причал для Краснознаменного Северного флота, на базе которого недавно образован Арктический военный округ.
В соответствии с целевым сценарием, который заложен нами в Стратегию социально-экономического развития региона до 2025 года – основной документ, определяющий наши планы на долгосрочный период, – к 2025г. Мурманская область должна стать стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации.
Вместе с тем мы понимаем, что одних только наших усилий недостаточно. Для эффективной реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации необходима консолидация всех заинтересованных сил – федеральных органов власти, арктических регионов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций.
Корр.: На Международном инвестиционном форуме в Сочи осенью этого года вы обозначили одно из конкурентных преимуществ региона – Северный морской путь, создание базы для разработки арктических шельфов. Что еще делает Мурманскую область особенной?
Ковтун: Прежде всего стоит отметить уникальные природные богатства нашего края. На Мурмане добывается важнейшее сырье: черные, цветные, редкие, редкоземельные и благородные металлы, фосфаты, в целом – более трех десятков видов полезных ископаемых. Наш регион является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, здесь вырабатывается 45% никеля, 10% железорудного концентрата, 7% рафинированной меди России. Кроме того, сегодня на Кольском полуострове ведется обоснованный поиск новых источников высоколиквидных видов полезных ископаемых, таких как золото, платиноиды, графит.
Уже в ближайшие годы будут реализованы проекты комплексного освоения дефицитных и стратегических видов минерального сырья. Среди них я хотела бы особо отметить проект строительства горно-обогатительного комбината на базе платинометалльного месторождения «Федорова Тундра» и проект создания комбината по производству диоксида титана, редких и редкоземельных металлов на базе Африкандского месторождения.
О преимуществах порта Мурманск я уже говорила. И эти преимущества полностью задействованы в проекте «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который наряду с обновлением атомного ледокольного флота России будет способствовать превращению национальной российской высокоширотной магистрали – Северного морского пути – в постоянно действующую евроазиатскую транспортную артерию.
Корр.: Как в ближайшее время будет развиваться проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»?
Ковтун: Реализация проекта позволит включить в портовую деятельность свободный западный берег Кольского залива, что значительно увеличит потенциал морского порта Мурманск, в том числе и для перевозок по Севморпути.
В сентябре 2014 г. министр транспорта РФ Максим Соколов дал старт первому этапу строительства объектов федеральной собственности по данному проекту. В соответствии с контрактом срок выполнения работ – март 2018г. За это время должна быть создана необходимая железнодорожная инфраструктура, ведущая на западный берег Кольского залива. Длина новой железнодорожной ветки составит 46 км, суммарная пропускная способность – 28 млн тонн в год.
Из проектов частных инвесторов наибольшую степень готовности имеет проект строительства угольного терминала на западном берегу Кольского залива ООО «Морской торговый порт «Лавна». На сегодняшний день инвестором уже проведена подготовка к началу строительных работ. Сама стройка начнется с прокладкой к площадке железнодорожной линии. Ввод объектов угольного терминала планируется в три этапа по 6 млн тонн по завершении каждого этапа, при этом общий грузооборот терминала будет составлять около 18 млн тонн.
Проектом «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предусмотрено также строительство нефтеналивного терминала на западном берегу Кольского залива и контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива. Вместе с тем предприятиями портового комплекса Мурманска реализуются и собственные проекты развития. В частности, планируется наращивание мощностей и реконструкция объектов ОАО «Мурманский морской торговый порт». В Программе развития ОАО «ММТП» указаны реконструкция грузовых районов, проведение дноуглубительных работ, строительство швартового пала на одном из причалов в целях возможности одновременного приема двух судов типа «Panamax».
Вторым подобным проектом является строительство «Норильского никеля» собственного перегрузочного комплекса. Создание своего грузового терминала – это выполнение концепции развития компании «Норильский никель», принятой еще в 2006г. Реализация этого проекта позволит эффективно перерабатывать грузы компании, которая собственным флотом в составе пяти судов усиленного ледового класса обеспечивает круглогодичное регулярное сообщение между Дудинкой, Мурманском, Архангельском, Роттердамом и Гамбургом.
Важно отметить также интерес к нашим портам со стороны крупных нефтегазовых компаний.
Географическое положение и технические возможности делают морской порт Мурманск весьма привлекательным местом для размещения баз разработки и обслуживания шельфовых месторождений в Арктике.
Ряд компаний уже сегодня создают в Мурманске береговые базы обеспечения разведки и добычи нефти и газа в Баренцевом и Карском морях.
Так, «Роснефть» для строительства морских поисковых скважин в акватории Карского моря в качестве береговой базы обеспечения геологоразведочных и буровых работ использует технологические причалы морского порта Мурманск, расположенные на западном берегу Кольского залива в районе устья реки Лавна.
Кроме того, «Роснефть» планирует использовать территорию судоремонтного завода № 82 на восточном берегу Кольского залива в поселке Росляково. Это позволит создать до 1500 новых вакансий в течение ближайших пяти лет, и большинство из них займут жители Мурманской области.
С 2002г. порт Мурманск стал основным портом базирования судов ООО «Газфлот». Мурманск также стал портом приписки двух плавучих буровых установок ООО «Газфлот» – «Арктическая» и «Северное Сияние». Созданная компанией в Мурманске база снабжения обеспечивает разработку месторождения Приразломное.
В 2014г. в морском порту Мурманск ООО «Газпромнефть-Сахалин» создана база снабжения для обеспечения разведочного бурения в Печерском море и строительства скважин на Долгинском месторождении. Компания также рассматривает порт Мурманск как перспективную базу для ведения деятельности на арктическом шельфе.
Корр.: От крупных проектов к более приземленным, но не менее важным. Развитие многоформатной торговли и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства стали предметом Ваших договоренностей с Минпромторгом. Что это будут за стимулы? Каких результатов ждете?
Ковтун: Прежде всего, для поддержки предпринимателей нами ежегодно выделяются областные и привлекаются федеральные средства, и в этой работе мы взаимодействуем с федеральным Минэкономразвития.
Вот уже несколько лет за счет бюджетных средств предоставляются около 100 стартовых грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (размер гранта – от 300 до 900 тыс. руб.); порядка 150 субсидий на возмещение части затрат по договорам кредитования, лизинга и т. д. (предприниматель по разным видам договоров имеет возможность получить до 700 тыс. руб.); порядка 100 микрозаймов (от 500 тыс. до 1 млн руб.); средства для софинансирования муниципальных программ поддержки (в 2012г. объем поддержки составил 9,5 млн руб., в 2013 – 11,2 млн руб., в 2014 – 18,2 млн руб.).
Далее, два года назад по инициативе правительства Мурманской области был создан Центр поддержки предпринимательства, куда можно обратиться за помощью по бухгалтерскому, юридическому и маркетинговому сопровождению бизнеса.
Вот уже не один год на территории области работает бизнес-инкубатор, на площадках которого начинающие предприниматели могут арендовать помещение по льготной ставке.
Недавно мы приступили к реализации в регионе федеральной программы по содействию молодежному предпринимательству «Ты – предприниматель». В целях вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность проводятся мастер-классы, тренинги, семинары по обучению необходимым навыкам. Перспективные предпринимательские идеи молодых авторов сопровождаются на всем пути: от замысла до создания нового предприятия. Проводятся конкурсы бизнес-идей. На сегодня завершен первый этап реализации этой программы, в нее вовлечены более 200 молодых людей, уже зарегистрировано пять начинающих предпринимателей.
Ожидаемый нами результат – конечно, оживление экономики края, развитие сферы услуг и, как следствие, повышение жизненного комфорта северян.
Корр.: В Мурманской области много уникальных мест, привлекательных для туристов, как обстоят дела в этой отрасли? Что сегодня планируете и считаете ли Вы это направление перспективным с точки зрения наполнения регионального бюджета?
Ковтун: В Мурманской области работают порядка 130 организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. По экспертной оценке, более 40% наших турфирм заняты развитием внутреннего регионального турпродукта. Спрос на региональные турпродукты стабильно растет, но гораздо большими темпами растет поток приезжающих к нам самодеятельных туристов (так называемых дикарей), что неудивительно, поскольку Мурманская область – самый доступный из всех российских «северов».
Иностранных туристов привлекают туры на атомных ледоколах – на Северный полюс, архипелаг Шпицберген, по Северному морскому пути, к Земле Франца Иосифа. И, конечно, уникальные возможности для рыбалки и охоты, предложение которых в мире весьма ограничено. Приведу красноречивую цифру: из 34 туроператоров Мурманской области 22 ориентированы исключительно на спортивное рыболовство.
Всего туристские фирмы региона сегодня предлагают около 80 туров разных направлений – от детских (патриотические и познавательные программы) до экстремальных (например, скалолазание или рафтинг). Но все же базовыми предложениями остаются активные виды отдыха и рекреационное рыболовство.
Еще одна визитная карточка Мурманской области – горнолыжный туризм. Любителей экстремального спорта привлекают красоты Хибин и достаточно сложные трассы в районе г. Кировска. Чтобы полностью использовать этот потенциал, мы сегодня на основе государственно-частного партнерства реализовали проект строительства восьмиместной скоростной гондольно-кресельной дороги. Создание современного горнолыжного подъемника на северном склоне горы Айкуайвенчорр обеспечило новый качественный уровень туристских услуг в Кировске и привлечет на хибинские склоны еще больше лыжников, что, разумеется, положительно отразится и на муниципалитете, и на области в целом. Не случайно, кировский «Большой Вудъявр» вошел в топ-лист отечественных лыжных курортов по версии журнала «Форбс».
Нельзя не упомянуть и такое перспективное для нас направление, как арктический круизный туризм. В ближайшие годы стимулом его активного развития станет реализация проекта «Арктическая гавань». В его рамках в Мурманске создается современная инфраструктура для приема и обслуживания круизных судов и паромов. Уже в текущем году будет завершена реконструкция пирса дальних линий, а в дальнейшем – проведена реконструкция здания Мурманского морского вокзала. В Мурманском порту появятся необходимые условия для качественного обслуживания пассажиров и туристов.
То, что туризм – это не только имиджевая составляющая любой территории, но и способ наполнения бюджета, нам отлично известно. Мы знаем целые государства, которые живут и процветают исключительно за счет туризма. Однако при рассмотрении эффекта развития туризма нельзя ограничиваться только прямой экономической выгодой – доходами от туристских предприятий и ростом налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Необходимо учитывать и косвенный эффект – создание рабочих мест и стимулирование общей экономической активности смежных отраслей, связанной с расходами туристов на территории.
Отмечу, что в регионе оказывается государственная поддержка начинающим и действующим предпринимателям, работающим в сфере туризма. В том числе отдельное внимание уделяется продвижению регионального туристского продукта.
Корр.: После победы на выборах Вы сказали, что сосредоточите свои усилия на «простых вещах», о которых вам рассказывали жители в поездках по региону. Одного срока хватит, чтобы решить проблемы?
Ковтун: В своем графике я традиционно уделяю много времени рабочим поездкам по региону, и в каждой такой поездке стараюсь встретиться, лично пообщаться с жителями территорий и муниципалитетов. Это позволяет напрямую узнать о проблемах, которые на самом деле волнуют наших земляков.
В подавляющем большинстве случаев решение вопросов, поднимаемых местными жителями, требует совсем небольших усилий, иногда бывает достаточно дать какое-то указание органам местного самоуправления или просто обратить внимание на проблему. Есть, конечно, и вопросы, которые требуют более глубокого, системного подхода. Поэтому, обратная связь с земляками, которую я поддерживаю, является не только объективным индикатором удовлетворенности северян своим правительством, но и одним из важнейших факторов, формирующих повестку нашей работы.