В Новосибирской области к расселению ветхого жилья подключили инвесторов
Новый жилой квартал построен в Новосибирске при финансовом участии регионального бюджета. «Средства, привлеченные на реконструкцию ветхих домов на этой территории из бюджетов Новосибирской области и города Новосибирска, составили 35%, средства застройщика (частного инвестора) составили 65%», – рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Евгений Ким.
Зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев считает, что подобный опыт в дальнейшем будет распространяться и в других регионах: «В 2014г. были приняты поправки в федеральный закон. Раньше, когда составлялась программа по аварийным домам, не обращали внимание на кварталы. Например, в пределах квартала четыре дома. Из них в программу на 2015г. попадал один дом, на 2016г. – другой дом и так далее. Но было принято решение, что эти дома в пределах квартала, которые попадают в трехлетнюю программу сноса аварийных домов, могут расселяться одновременно. Более того, разрешено: если часть домов сносится по программе аварийного жилья, то остальные дома могут сноситься за счет частных инвесторов. Я думаю, что в дальнейшем, когда будет продляться программа по сносу аварийного жилья, это будет одним из методов ликвидации аварийных домов и комплексной застройки территорий».
Современность новосибирского подхода к ликвидации ветхого жилья отметила директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская: «Весь мир движется по пути таких сложных финансово-управленческих моделей, как интеграция всех возможных ресурсов и всех стейкхолдеров в городские проекты. То, что включают сейчас крупных инвесторов, – это маленький первый шаг для диверсификации модели реализации такого сорта проектов. В мире порядка восьми групп стейкхолдеров и разных инвесторов участвуют в подобного сорта проектах. В России пока это редукция в трех стейкхолдеров: первый – это федеральный уровень власти, который инициирует эти программы, второй – это муниципальный и региональный, третий – это девелопмент. В мире их восемь. В России групп интересов и потенциальных стейкхолдеров уже складывается практически 12. Это означает, что есть представительство разных интересов, каждый из которых обладает своим собственным ресурсом. Это ключевой момент в диверсификации рисков реализуемости подобного сорта проектов».
Генеральный директор Союза строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков также подчеркнул необходимость привлечения инвесторов к проблеме ветхого жилья. В этом вопросе, по его словам, велика роль региональных властей: «Такой инструмент помимо госпрограммы по расселению нужен, важен и необходим. Важно, что в Новосибирской области в этом вопросе идут вперед. Но власти должны предлагать какие-то условия, чтобы инвесторы активнее участвовали в этих проектах. Это может быть земля, инфраструктурные условия, хотелось бы, чтобы генплан был продуман при появлении новых микрорайонов».
Качкаев тоже отметил, что у региональной власти достаточно рычагов для привлечения инвесторов к решению проблемы ветхого жилья: «В том числе губернатор может повлиять на бесплатное предоставление земельных участков под застройку. Также власти могут подключение сетей обеспечить, уменьшить земельный налог».
«Есть такой инструмент, как налоговые каникулы, – добавила Ирбитская. – Так, например, делается в Москве. Во-вторых, это поддержка на всех уровнях такому инвестору. Если вы поедете в Германию, в бывшие восточногерманские города, где происходят эти процессы ликвидации ветхого жилья, перестройки модернистских районов, то вас, даже если вы мелкий девелопер, способный купить всего один подъезд, администрация будет носить на руках и предоставлять всю возможную поддержку, чтобы вы сделали это с как можно более минимальными издержками. Но все это хорошо, если есть правила, очень четко установленные, и зафиксированные, и, главное, соблюдаемые. У нас в России есть перекос, сами правила не артикулированы, но иметь их необходимо».
Стоит сказать, что в Новосибирской области в настоящее время параллельно реализуются программы развития застроенных территорий, реконструкции жилого фонда, а также программа по расселению ветхого и аварийного жилья.