Глава Карелии:  по нескольким больным преклонного возраста со сложными перспективами выздоровления отказ от вакцинации был инициирован их детьми
6 сентября 2018

Педагоги со всей России соберутся в Новосибирске в одной из лучших спецшкол страны

Обновленная школа Новосибирска № 37 для детей с нарушениями слуха выбрана для проведения всероссийского семинара руководителей профильных и инклюзивных школ. 37-я школа получила новое здание к 1 сентября, ускорить переезд помог врио губернатора Андрей Травников. Министр просвещения Ольга Васильева назвала эту школу одной из лучших в России. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают важность сохранения самостоятельности подобных учреждений, а также поддержку властей всех уровней для их развития.

С 27 по 28 сентября 2018г. замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина проведет в Новосибирске всероссийский семинар-совещание для руководителей образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для учащихся с нарушениями слуха. Участниками семинара станут около 200 человек. Мероприятие пройдет в новом здании новосибирской спецшколы-интерната № 37, сообщили «Клубу Регионов» в Министерстве образования Новосибирской области.

37-я школа для детей с нарушениями слуха работает в Новосибирске с 1928г. До недавнего времени находилась в старом тесном здании, которое не очень подходило для обучения почти 180 ее воспитанников. Переезд школы в новое здание к началу учебного года ускорил врио губернатора Андрей Травников. Обновленная школа рассчитана на 220 детей, 120 из которых могут жить в ней на условиях интерната. Это дети из Новосибирска и нескольких районов области.

Директор школы Ирина Зайцева отметила, что по своему функционалу и оснащению здание является уникальным. Там появился свой учебно-консультативный пункт, несколько секций допобразования, залы для занятий лечебной физкультурой, электромонтажная столярная и швейная мастерские, отделение кулинарии. Зайцева добавила, что школа оснащена специальным усиливающим оборудованием – беспроводными FM-системами, которые позволят учащимся слушать речь педагогов в любом месте.

За несколько дней до 1 сентября школу посетила министр просвещения РФ Ольга Васильева. Она отметила, что «сегодня это одна из самых лучших коррекционных школ для слабослышащих детей». По словам директора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Евгения Сильянова, сообщила, что Новосибирская область – это «первый субъект Федерации, в котором не закрывается, а открывается коррекционное учебное заведение».

Декан дефектологического факультета Московского педагогического госуниверситета, профессор, кандидат педагогических наук Елена Кулакова в беседе с «Клубом Регионов» сообщила, что на сегодняшний день в России количество спецшкол сокращается из-за того, что их включают в состав образовательных комплексов. «Соответственно, они начинают терять свою индивидуальность, специфику, потому что сложно удержаться в таком комплексе, а спецшколы требуют огромных затрат на содержание, и определенные трудности с этим есть. Что же касается Новосибирска, то 37-я школа для детей с нарушением слуха имеет очень серьезную историю, база там была, и я очень рада, что они открылись в новом здании, не потеряв коллектив и детей. Для специалистов очень радостно, что такие события происходят. Но, к сожалению, это действительно единичный пример, потому что сегодня регионы идут по пути либо не трогать спецшколы и стараются их как-то ремонтировать, либо их включают в образовательные комплексы», – описала ситуацию эксперт.

При этом Кулакова подчеркнула: «Техническая составляющая – один из важнейших факторов для создания развивающего пространства для детей с разными нарушениями». «В специальной педагогике и психологии есть понятие «специальные образовательные условия», которые прописаны в различных нормативных документах, ФГОС, в законе «Об образовании»… Эта составляющая играет колоссальную роль. И понятно, что если в какой-то организации, как в Новосибирске, которая имеет исторические корни и историческое понимание таких детей и их специфики, и ее специалисты отслеживают появление новых технологических устройств, ассистивных технологий, то в этих школах шансы, что у ребенка будет возможность получить эту составляющую, больше. Это с одной стороны. С другой стороны, финансирование материально-технического оснащения таких школ очень затратное, особенно для детей, страдающих сенсорными нарушениями – для глухих, для слепых. Без помощи государства здесь вообще невозможно о чем-либо говорить. Но говорить только об одном источнике финансирования здесь нельзя. Конечно, со стороны Министерства просвещения какие-то вещи учитываются, например, существует коэффициент, который выделяется на детей с ограниченными возможностями здоровья, который как бы приходит [в школу] вслед за таким ребенком. И понятно, что этого коэффициента недостаточно, чтобы в полной мере оснастить такие учреждения. Поэтому, когда подключаются регионы, мы видим положительные примеры, такие как в Новосибирске», – сказала Кулакова.

Михаил Бурлакин, директор специальной школы-интерната № 30 города Москвы, считает модернизацию таких школы «крайне важным» фактором для достойного воспитания детей. «Но мне кажется, что лучшей школу делает не только оборудование. Всё является неотъемлемой частью – и без хороших педагогов обучение не будет продуктивным, и без оборудования учебный процесс тоже будет неполноценным. Все это работает в комплексе», – добавил он.

Член центрального штаба ОНФ, координатор проекта «Равные возможности – детям» Любовь Духанина сообщила «Клубу Регионов», что в России насчитается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, порядка 600 из них имеют инвалидность. «К сожалению, по данным Министерства здравоохранения, количество таких детей в России ежегодно увеличивается на 4–5%. Для них работают 1664 отдельные специализированные образовательные организации, из них 127 – для детей с проблемами слуха. Открытие обновленной школы для детей с проблемами слуха в Новосибирске – это замечательный пример сознательного отношения к детям с особыми образовательными потребностями. Система инклюзивного образования в ее нынешнем виде недостаточно гибкая и не обладает возможностями этих учреждений», – заявила она. «В ряде случаев спецшколы способны лучше удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ, так как в обычных школах у учителя не всегда имеется необходимое материально-техническое обеспечение и достаточный уровень подготовки, чтобы работать с особенными детьми, – поясняет эксперт. – Наши школы активно внедряют инклюзию, повышают доступность школьной инфраструктуры, но темпы пока недостаточны. Хорошо, что закрытие коррекционных образовательных организаций удалось остановить. В идеале у семьи должен быть выбор, который будет приниматься в том числе на основании рекомендаций медиков, психологов, педагогов», – считает собеседница.

Председатель новосибирской региональной общественной организации Всероссийского общества глухих Михаил Брагин поделился с «Клубом Регионов» мнением, что в 37-й спецшколе Новосибирска «готовят очень хороших работников – они выпускают токарей, швей, готовят здоровых детей и по части спорта – они занимаются хоккеем, волейболом». «А мы потом выпускникам этой школы помогаем с информацией по Новосибирску и области, где легче трудоустроиться, по одному или группами», – добавил он.

Брагин заметил: немаловажно, что в 37-й школе детей учат жестовому языку и общаются на нем во внеурочное время. «Мы всегда отслеживаем по ребятишкам, и если они знают жестовый язык, то мы это всегда приветствуем. Потому что использование русского жестового языка позволяет им усваивать знания эффективнее, чем за счет артикуляции – эта советская методика к детям несправедлива», – считает он. «Нельзя глухого ребенка заставлять заучивать материал через артикуляцию, они от этого больше устают, отвлекаются, а эффективность получения образования снижается. Но приказа Министерства образования России о том, чтобы этот язык применялся во всех коррекционных школах, пока нет, и, если сегодня учитель заговорит на уроке жестовым языком, его сразу уволят, а ведь Владимир Путин в 2012г. подписал указ, где он узаконил русский жестовый язык как государственный. И как раз 28 сентября в 37-й школе состоится большая педагогическая конференция, и хорошо было бы, если бы кто-то из учителей озвучил эту мысль министру Васильевой, и чтобы педагоги, которые идут в такие школы, обучались языку жестов. Такие учителя знают психологию, специфику работы с такими детьми, свои предметы, но им нужно общаться с глухим ребенком, а они жестов практически не знают. И я могу сказать, что Ирина Анатольевна [директор 37-й школы] это понимает, например, на открытии нового здания школы ее дети пели на русском жестовом языке гимн России и так далее», – обратил внимание на актуальную проблему Брагин.

Версия для печати