Оренбургская область
28 октября 2019

Власти Оренбургской области и «Яндекс» запустили в регионе четыре IT-лицея

В Оренбургской области на четырех площадках работает проект «Яндекс.Лицей». С его помощью школьники могут бесплатно научиться программированию на языке Python. Проект стал возможен благодаря сотрудничеству властей региона и компании «Яндекс». По мнению экспертов, проект может стать не только хорошим стартом для школьника, но и помочь цифровой отрасли «воспитать» себе специалистов высокого уровня.

Проект «Яндекс.Лицей» запущен в Оренбургской области по итогам встречи губернатора Дениса Паслера с директором по стратегическому развитию компании «Яндекс» Натальей Чеботарь. Трехсторонний меморандум о старте программы был подписан министерством образования, департаментом информационных технологий региона и компанией «Яндекс».

Проект предполагает двухгодичные курсы по программированию для школьников 8–9 классов. Для того чтобы попасть в программу, достаточно успешно пройти онлайн-тест на умение логически мыслить, а затем собеседование. На первом этапе обучения дети будут изучать язык программирования Python. На втором году обучения им предстоит освоить основы промышленного программирования и поработать над учебными проектами.

«Все занятия бесплатные. Проходят они два раза в неделю. В группе не больше 15 человек. После каждого урока выполняются практические задания, на них придется потратить один-два часа. Ленивых отчисляем, у нас все серьезно. Фиксированного проходного балла нет. В каждом городе он будет свой, все зависит от общего уровня заявок», – пояснили в компании.

В Оренбургской области «Яндекс.Лицей» работает сразу на четырех площадках – в Оренбурге при колледже экономики и информатики, университетском колледже местного госуниверситета, областном губернаторском лицее-интернате для одаренных детей, а также в Орске при нефтяном техникуме.

По мнению зампреда комитета по образованию и науке Госдумы, основателя школы «Наследник» Любови Духаниной, IT-образование является на сегодня самым перспективным направлением при выборе будущих профессий современными школьниками: «Сегодня школьники владеют практическими навыками в информационных технологиях на уровне знания определенных IT-продуктов, умеют взаимодействовать с техническими устройствами, умеют администрировать к концу школы небольшие системы из трех – пяти компьютеров, могут писать маленькие программы, используя фактические приемы, с которыми они знакомятся либо в школе, если у школы есть этот профиль, либо в системе дополнительного образования, одной из моделей которой и является «Яндекс.Лицей».

Большие технологические компании во всем мире сейчас ориентированы на подготовку специалистов со школьной скамьи, рассказывает ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор философских наук, профессор Гульнара Краснова.

«Дело не в том, что изучать программирование в университете поздновато, а в том, что некоторые школьники сегодня вообще не хотят в университет идти. Сегодня высшее образование потеряло сакральность, потому что формальный диплом и формальное образование больше не являются единственным источником знаний. Кому-то будет достаточно и просто курсов, – развивает мысль эксперт. – В данном проекте заинтересованы все: школьники, авторы проекта, власти региона. Мы живем в информационном обществе, и если говорить конкретно о поколении школьников, то они, конечно, с технологиями знакомы с самого детства. И компания ставит перед собой определенные задачи. Во-первых, она удовлетворяет потребность современного рынка в профильных специалистах. Во-вторых, эти программы дают общий уровень цифровых компетенций, которые необходимы этому возрасту: безопасность поведения в интернете, знакомство с технологиями, которые потом помогают учиться, и так далее. Это все очень полезные вещи, и здесь наличие «наставника» крайне важно. В-третьих, проект выступает как профориентация, так как до принятия решения о специализации в университете школьники уже овладевают некоторым багажом знаний».

По мнению экспертов, проект будет хорошим стартом и в профессии, и в жизни для всех талантливых детей, которые интересуются современными технологиями. «Чем раньше школьники будут понимать, какие профессии существуют в этой сфере, ее характер труда, тем раньше они смогут понять, что эта профессия им подойдет, будет приносить радость. Поэтому очень важно, чтобы мы смогли сегодня, в условиях, когда Россия переходит в цифровую экономику, выстроить предпрофильное обучение в области IT», – говорит Духанина.

Лучших выпускников могут устроить на работу в «Яндекс» сразу после окончания курса, полагает Краснова.

«Компании, подобные «Яндексу», всегда очень внимательно отслеживают результаты участников своих проектов, выявляют таланты, могут договориться с университетами, где они ведут какие-то программы, о дальнейшей подготовке ученика. И, конечно, такими проектами они готовят себе кадры. Это очень хороший опыт, и он по всему миру реализуется. Этим занимаются и Google, и Oracle, они даже стипендии выделяют самым талантливым ученикам. А технологии Big data позволяют этим компаниям формировать и отслеживать «цифровой след» выпускника на протяжении всей жизни», – говорит Краснова.

Хорошо, что интеграция проекта в регионах предполагает взаимодействие авторов с местными органами власти. Можно сказать, что главы регионов, на чьих территориях развиваются подобные проекты, мыслят стратегически, отмечает эксперт, и оренбургский губернатор Денис Паслер не исключение.

«Так получилось, что основные образовательные центры у нас сосредоточены в Москве и Петербурге. Но сегодня и у регионов есть возможность активно развиваться, благодаря системе опорных университетов. Детей в регионах тоже нужно занимать чем-то. А «Яндекс.Лицей» – это хорошая социальная программа по развитию, которая может дать регионам очень много новых возможностей, тем более что благодаря интернету у нас с мобильностью станет намного легче. Есть возможность слушать лучшие лекции и все задания выполнять в виртуальном пространстве», – отмечает профессор РАНХиГС.

Социальную важность проекта подчеркивает и Любовь Духанина: «При наличии мощной онлайн-системы этот проект может стать точкой роста для регионов. Это даст возможность большему числу школьников и студентов воспользоваться этими образовательными программами. Кроме того, это снизит миграционный отток населения. Профессии в IT-сфере отличаются тем, что работать можно в условиях удаленного доступа. Поэтому получение новых современных профессий в области IT снижает потребность в переездах, потребность в миграции ради получения рабочего места».

Напомним, проект «Яндекс.Лицей» существует с 2016г. Его выпускники показывают хорошие результаты по итогам обучения, занимают призовые места в олимпиадах и даже конкурируют со взрослыми программистами на профессиональных конкурсах. В этом году количество площадок для обучения в России и Казахстане увеличилось до 300.

Версия для печати
Главное