Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
5 апреля 2016

Белозерцев поставил задачу в летних лагерях оторвать детей от интернета

Фото: beritaprinting.com

Задачу «оторвать детей» в летних лагерях от интернета поставил губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. «Давайте сделаем так, чтобы ни телефонов, ни планшетов у ребят в лагерях не было», – заявил он, предложив выдавать им гаджеты на один час в день, чтобы позвонить родителям. Большинство экспертов, опрошенных «Клубом Регионов», полагают, что решить реально угрожающую детям проблему интернет-зависимости необходимо, но административно-запретительные методы здесь вряд ли помогут, а у подростков вызовут еще и латентный протест.

Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев предложил устроить детям региона отдых, свободный от планшетов и смартфонов. «Давайте сделаем так, чтобы ни телефонов, ни планшетов у ребят в лагерях не было, чтобы они не сидели в дурацких играх. Их надо оторвать от интернета. Это наша главная задача», – заявил глава региона.

По словам Белозерцева, дети могли бы сдавать свои гаджеты воспитателям и получать их на час в день, чтобы позвонить родителям. Губернатор подчеркнул, что у детей в лагере просто не должно быть времени, чтобы сидеть в интернете, а для этого им должен быть организован соответствующий досуг.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина уверена: отрицать угрозу зависимости детей от увлечения различного рода гаджетами невозможно. «Многие страны признали проявление этой зависимости заболеванием. А угроза того, что дети просидят за экранами гаджетов весь летний отдых, действительно существует», – добавила она. Вместе с тем собеседник «Клуба Регионов» считает, что «мы действительно очень не подготовлены к тому, чтобы справляться с этой ситуацией». «Понимание проблемы и необходимости установления тех или иных заслонов для решения этой проблемы чрезвычайно важно. Другое дело, что запретительно-административное решение мне не кажется эффективным. Это гораздо более сложный и тонкий процесс. Я считаю, что здесь нужны грамотные педагоги и психологи, которые могли бы умными методами попытаться справляться с этой ситуацией. Она гораздо более глубокая, чем просто информационная и коммуникационная зависимость», – отметила Абанкина.

Эксперт обратила внимание, что очевидной реакцией детей на угрозу лишиться гаджетов будет латентный протест: «Они будут в темноте под одеялами всё равно ими пользоваться, а это подорвет любое доверие детей друг к другу, потому что начнутся жалобы педагогам и всем остальным». Абанкина резюмировала: «Должна быть не запретительная работа, а такая, которая позволяет вовлекать детей в другие виды деятельности. Чем более умно и деликатно это будет сделано по отношению к детям, тем лучше. А любые административные запреты для подростков, особенно в том, к чему у них есть тяга, конечно, вызовут протест и приведут к скрытым процессам, которые мы даже не будем знать, как регулировать».

Вячеслав Лим, руководитель педагогического отряда «Атмосфера», признанного лучшим в России в 2013 и 2014гг. по версии Российского Союза молодежи, придерживается мнения, что во время летнего отдыха проблема зависимости детей от электронных девайсов – это проблема самого лагеря. «Насильно забирать у ребенка гаджет, к которому он привык, – это не самый лучший выход. Самый лучший выход – сделать интересной программу в самом лагере, чтобы ребенку в принципе неинтересно было с гаджетами. Почему дети обращаются к планшетам и телефонам? Потому что всё, что вокруг них, им неинтересно. Соответственно, работа вожатого заключается в том, чтобы создать атмосферу во время смены, когда ребенку было интересно общаться со сверстниками, с вожатым, участвовать в мероприятиях и так далее», – считает эксперт. Вместе с тем он добавил, что в летних лагерях зачастую не самая качественная мобильная и интернет-связь, а потому проблема зависимости детей от интернета и гаджетов там решается сама собой.

Комментируя предложение Белозерцева, председатель общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Мария Мамиконян заметила, что недавно подобный эксперимент провели в Европе: педагоги на неделю отвели детей в горы, договорившись с родителями, что те оставят свои мобильные дома, и родители не будут волноваться, «как они не волновались бы 30 лет назад». «Говорят, что результат был совершенно потрясающий. И очень радовались сами дети, потому что они за неделю столько всего замечательного смогли испытать и их не отвлекал этот дурацкий интернет», – рассказала эксперт.

Мамиконян солидарна с главой региона в том, что он считает вредным для детей постоянное «сидение в интернете». «Во-первых, так дети неконтролируемо получают информацию самого разного толка, подчас весьма опасную, во-вторых, они становятся асоциальными, даже аутичными, что тоже крайне вредно, особенно когда личность развивается. То, что в летнем лагере детей хотят вовлечь в нормальные живые отношения, – это очень правильно. А если в лагере хорошо поставлена работа и детьми занимаются, то эта инициатива может быть не только небесполезной, а даже замечательной, когда дети, вдруг поняв, что есть что-то кроме планшета, сумеют потом на какое-то время протянуть это свое новое мироощущение. И если бы это подхватили и направили те, кто заняты внешкольной работой – а такие энтузиасты-подвижники есть, – то, не сомневаюсь, жизнь наших детей стала бы куда полнее, интереснее», – поделилась своим мнением с «Клубом Регионов» председатель РВС.

Версия для печати