СМИ:  бывший ивановский губернатор Мень грозит проверками действующему главе региона Воскресенскому
17 января 2018

Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто

Фото: pravdaurfo.ru

По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.

Возможную замену прямых выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле на назначение через конкурс прокомментировал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. «Этот вопрос должны решать депутаты в муниципалитетах. Если депутаты примут такое решение, то я возражать не буду», – сказал Куйвашев.

При этом он выразил мнение, что главы городов, выбранные депутатами в рамках конкурса, работают эффективнее тех, кто выбран напрямую: «Я неоднократно замечал, что там, где мы сегодня имеем выбранных мэров через конкурс, подотчетность градоначальников представительному органу местного самоуправления гораздо больше. Кроме того, у мэров, избранных по конкурсу, отсутствует жесткий конфликт с местными думами. Это очень важно, так как это положительно влияет на развитие того или иного муниципалитета».

С позицией Куйвашева о более эффективной работе назначаемых мэров не согласен депутат заксобрания Свердловской области от КПРФ Александр Ладыгин. «На комитете заксобрания по региональной политике и развитию местного самоуправления мы рассматривали документы, касающиеся процедур прохождения конкурса кандидатами в главы городов. Эти процедуры написаны очень обтекаемо. В них минимум дается конкретики. Это, на мой взгляд и на взгляд областного комитета КПРФ, создает максимальные условия для злоупотребления со стороны исполнительной власти. Кроме того, мы считаем, что недопустимо подминать органы местного самоуправления. Мы считаем, что мэры должны избираться, что у городов должны быть сильные мэры, а не номинальные. Мы не согласны с данной оценкой губернатора, и считаю, что необходимо во всех городах региона восстановить выборы мэров», – сказал Ладыгин.

Председатель Уральской гильдии политических консультантов, депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселёв подчеркнул, что в регионе есть силы, которые заинтересованы в сохранении прямых выборов мэров городов: «Целая группа депутатов гордумы Екатеринбурга выступает за сохранение прямых выборов мэра, за это выступает глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, глава Нижнего Тагила Сергей Носов. Я думаю, что и в других городах такие силы есть. Я всегда считал и считаю, что устоявшаяся система выборов и прямые выборы мэров – это всегда лучше, и именно избранные мэры работают лучше. Безусловно, у них бывают ошибки, но это самая эффективная система».

При этом Киселёв добавил, что с ним как с депутатом региональные власти не проводили какой-либо работы по вопросу отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга.

Доктор политических наук Сергей Мошкин считает, что сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет сложнее, чем в Нижнем Тагиле. «Что касается Нижнего Тагила, то там гарантом института прямых выборов остается действующий всенародно избранный мэр Сергей Носов. Я полагаю, если бы его там не было, то город давно бы перевели на институт сити-менеджера. Поэтому пока там Носов, там будут прямые выборы мэра. В Екатеринбурге ситуация другая. Всенародно избранный глава в Нижнем Тагиле – это глава исполнительной власти. В его руках бюджет. В Екатеринбурге всенародно избранный глава, он как руководитель представительной власти. Деньги и распределительные бюджетные функции не в его руках, а в руках сити-менеджера. Выборы мэра Екатеринбурга должны пройти в сентябре 2018г. И пока это вопрос дискуссионный. По моему мнению, института прямых выборов в Екатеринбурге не будет. Есть все политические возможности, условия и желание у областной власти этот институт в Екатеринбурге ликвидировать. По области идет унификация. Все муниципалитеты, кроме Екатеринбурга и Нижнего Тагила, перешли на систему сити-менеджеров», – заявил Мошкин.

Ладыгин предполагает, что вопрос об отмене выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле поднимется позднее, и губернатор в этом вопросе не будет играть ключевую роль: «На мой взгляд, выборы в Екатеринбурге в сентябре 2018г. пройдут по старой схеме. Но это дальше будет зависеть от позиции граждан. От того, насколько этот вопрос будет для них значимым, от того, насколько они готовы будут объединиться и бороться за прямые выборы мэров. Губернатор в данном случае является проводником вертикали власти. Дело не в его личных качествах, а в том, что он представитель этой вертикали. А федеральный тренд сегодня нацелен на искоренение демократических выборов в местные органы власти во всех регионах страны».

Киселёв отметил, что Куйвашев грамотно обозначил свою позицию по поводу судьбы выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле: «Что меня порадовало, что губернатор будет спрашивать людей и соответствующие представительные органы местного самоуправления. Последние заявления губернатора на этот счет мне показались очень тактичными и очень правильными. Губернатор мог без всяких заявлений внести соответствующий законопроект либо сам, либо через заксобрание. Но в данном случае Куйвашев поступил политически грамотно».

Мошкин добавил, что сравнить эффективность всенародно избранных мэров и сити-менеджеров сложно: «Но могу сказать, что институт сити-менеджеров свое очевидное преимущество не доказал. И среди всенародно избранных мэров были всякие, и то же самое касается института сити-менеджера. Но очевидно, что сити-менеджер – наемный менеджер от вышестоящего руководства. В плане ощущения большей ответственности перед населением у сити-менеджеров этого явно меньше, нежели у избранных мэров. И сити-менеджеры менее охотно в работе идут на контакт с населением. Институт сити-менеджера приводит к тому, что власть становится менее открытой».

По мнению директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, в реформе местного самоуправления, реализующейся в России в последние годы, есть как свои плюсы, так и минусы: «Переход к выборам сити-менеджеров специальными комиссиями значительно профессионализировал муниципальное управление. Но есть и негативные аспекты. В целом ряде субъектов РФ и муниципалитетов произошло падение уровня доверия граждан к власти, которая формируется таким путем. Одним словом, последствия неоднозначны. Но главное, что муниципалитеты сохраняют высокую закредитованность, мало ресурсов на этом уровне управления. И здесь нужны системные решения по расширению полномочий муниципалитетов, по поиску ресурсов для их развития. Это более важно, чем вопрос о выборах мэра либо формирования муниципальной власти другими путями».

Добавим, что, по информации свердловских СМИ, поправки в законодательство, предполагающие отмену прямых выборов в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, могут быть вынесены в заксобрание Свердловской области после президентских выборов в марте этого года.

Версия для печати