Политолог Белоусов: в Свердловскую область вернулся губернатор-Одиссей
У врио главы Свердловской области Дениса Паслера не будет проблем с вхождением в территорию – он не варяг, он долго работал в регионе и за годы работы в Оренбургской области не потерял связей с местными политическими и бизнес-элитами, сказал в интервью «Клубу Регионов» завлабораторией социально-политических коммуникаций Института философии и права УрО РАН Александр Белоусов. Однако губернатору придется решать тлеющие конфликты и учитывать интересы разных сил, учитывая, что впереди выборы в Госдуму и заксобрание.
– Слухи о том, что Паслер заменит Евгения Куйвашева, появились где-то месяц назад. И все-таки, насколько это было ожидаемое решение?
– Количество оснований для отставки Куйвашева в этот раз были беспрецедентными. Во-первых, срок его полномочий уже подходил к концу (в 2027 году – Прим. КР), но тут также стоял вопрос об удобстве захода нового губернатора – либо сейчас, либо в 2027 году. Если бы он зашел в 27-м, то ему бы пришлось работать с уже избранными депутатами Госдумы, которые должны быть его федеральными лоббистами, и с избранным заксобранием (обе кампании пройдут в ЕДГ-2026. – Прим. КР). Во-вторых, об этом говорили федеральные комментаторы очень высокого уровня. В-третьих, внутри истеблишмента чувствовалось напряжение. В-четвертых, объем этой информации, серийность, нарастание позволяли говорить о том, что это не очередной инфошум.
– Когда Куйвашев заходил в регион, его как варяга встретили в штыки. Паслера как примут?
– Я для Паслера придумал новый вид губернатора по принципу привязки к территории. Паслер – это губернатор-Одиссей, который где-то долго проделывал какой-то путь, а теперь возвращается домой. Связей у него осталось много и в правительстве, и в заксобрании, и с корпусом мэров. Уровень его интеграции в элиты очень неплохой. Я думаю, что и с крупнейшими экономическими структурами у него ровные отношения, так что проблемы вхождения в регион у него не будет. Однако Евгений Владимирович [Куйвашев] проработал долгое время, и Паслеру будет важно обеспечить некоторую преемственность, чтобы всё происходило спокойно. Но, опять же, он в кадровой политике резких движений никогда не совершал, так что рисков не вижу.
– Паслер приходит на замиренную территорию? Будет у него свой условный Тунгусов и другие серые кардиналы, с которыми придется воевать, как приходилось Куйвашеву?
– Тунгусов никуда не делся, он тоже присутствует на территории, правда, без влияния. Свердловская область только выглядит умиротворенной. Я бы сравнил ее с торфяным болотом, где на поверхности все спокойно, а внутри много что может тлеть. Здесь помимо Тунгусова есть Кочетков (миллиардер, владелец оператора связи «Мотив», считался близким в Куйвашеву – Прим. КР) со своими интересами; Вихарев [депутат гордумы Екатеринбурга, общественный деятель]; Орлов [мэр Екатеринбурга, бывший замгубернатора] со своей командой; либеральные сообщества, которые тоже могут попить кровь; недовольные мэры, устраивающие бунты. Открытого внутриэлитного противостояния нет, но есть много конфликтов в тлеющей, недоурегулированной стадии. А нас, как мы надеемся, в ближайшее время ждет завершение СВО и «разморозка», которая может часть этих конфликтов вынести наружу. К этому надо добавить, что здесь достаточно сильные ячейки КПРФ, «Справедливой России», «Яблока», и каждая со своими интересами. В общем, есть над чем работать в плане умиротворения.
– Выборы губернатора будут проблемными или кампания пройдет спокойно?
– Уверен, что выборы будут спокойными: никаких вторых туров и других инцидентов. Никто против Паслера воевать не пойдет. У всех партий и элит основные интересы связаны с выборами 2026 года. Но и этим контуром спокойствия в рамках кампании-2025 тоже придется управлять: вести переговоры о потребностях и обозначать для их участников какие-то коридоры. Но я думаю, что Паслер с этим справится.