Эксперт: в Тамбовской области конфликт «Родины» и власти завязан на личное противостояние
Конфликт тамбовского регионального отделения партии «Родина» с областными властями после реакции лидера партии Алексея Журавлёва вышел на федеральный уровень. Спустя несколько дней ситуацию пришлось комментировать губернатору Александру Никитину. «Клуб Регионов» узнал мнение экспертов о причинах и виновниках противостояния, а также о шансах Никитина заключить мир с единственной оставшейся в регионе заметной оппозиционной силой.
Губернатор Тамбовской области Александр Никитин был вынужден отвечать перед журналистами на критику лидера партии «Родина» Алексея Журавлёва, который заявил, что «тамбовская власть открыто объявила войну простому народу». Обвинения прозвучали после того, как неизвестные люди в камуфляжной одежде и с дудками попытались сорвать встречу с избирателями кандидата в гордуму Тамбова от партии «Родина» Елены Леоновой и руководителя реготделения Максима Косенкова. По словам партийцев, организаторами провокации стали представители «Единой России». «Посмотрите, какой беспредел устраивают в Тамбове наемники местных властей, пытаясь срывать встречи наших кандидатов с избирателями! Обалдевшие от безнаказанности чиновники натравливают на граждан своих фашиствующих штурмовиков, которые даже одеты соответственно», – отреагировал на это Журавлёв.
Журналисты в ходе состоявшейся пресс-конференции попросили губернатора Никитина прокомментировать ситуацию. В ответ было сказано, что заявления партии о регионе «сделаны в относительно некорректной форме» и что «инструменты, которыми пользуется сейчас оппозиция, недостойны того, чтобы [Никитин] на эту тему долго распространялся».
Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», называют разные причины, почему у «Родины» не сложились отношения с местными властями.
К примеру, политолог Владимир Слатинов полагает, что обвинения Журавлёва «не беспочвенны». Он пояснил, что после того, как по инициативе губернатора Никитина в Тамбовской области был создан так называемый «консенсус развития», отделение «Родины» осталось единственной активной оппозиционной силой по отношению к региональной власти. Что не помешало ей продвинуть в областную думу одного своего представителя на выборах 2016г.
Причины противостояния «Родины» с областными властями эксперт объясняет в том числе и личным фактором – столкновением амбиций губернатора Никитина и Максима Косенкова, который ранее занимал пост сити-менеджера Тамбова и даже «в свое время рассматривался как возможный преемник [бывшего губернатора] Олега Бетина». «Поэтому я не думаю, что в администрации Никитина «Родине» и Косенкову очень рады, и я не исключаю, что есть отдельные элементы давления на региональное отделение партии со стороны областной администрации с тем, чтобы вписать ее в региональный консенсус и чтобы оппозиционной риторики с ее стороны стало меньше», – рассуждает Слатинов. По его оценке, тамбовское отделение «Родины» является одним из самых дееспособных в России, и Журавлёв, как лидер партии, не мог не отреагировать на ситуацию, в которой оно оказалось. Но поскольку сам Журавлёв на федеральном уровне является вполне системным политиком, это, по словам эксперта, может означать, что «Родина» поднимает цену на включение ее отделения в никитинский «консенсус развития».
Политолог Дмитрий Нечаев, комментируя ситуацию с «Родиной», в первую очередь заметил, что с приходом Никитина в Тамбовской области начались позитивные изменения в части развития бизнеса, привлечения инвестиций, которые позволят региону «в ближайшие три-пять лет прочно войти в пятерку лидеров ЦФО наравне с Белгородской, Липецкой и Калужской областями». «И когда Никитин нашел консенсус со всеми социальными слоями и политическими силами, находится небольшая политическая партия «Родина», у которой немного шансов стать влиятельной политической силой и которая пытается за счет агрессивности и скандалов повысить свой статус», – говорит эксперт. Он также обратил внимание, что лидер тамбовского отделения «Родины» Косенков в свое время оказался в центре скандала с похищением человека, за что даже был осужден, и вообще «склонен к экстравагантным политическим поступкам». «Так что я полагаю, что цель [Косенкова] – зацепить Никитина, чтобы он вступил в полемику, и на этом фоне повысить свой политический рейтинг. Это напоминает мне известную литературную аналогию из басни Крылова. <…> И в данном случае мне кажется, что конфликт [«Родины» и областных властей] имеет местное персонифицированное измерение», – добавил Нечаев. Вместе с тем он отметил, что в остальных регионах ЦФО «родинцы ведут себя достаточно сдержанно и ответственно».
Политолог из Тамбова Владимир Пеньков смотрит на ситуацию, в которой оказалась «Родина» в Тамбовской области, иначе. По его словам, эта партия – одна из тех, кто «работает на создание информационных поводов», привлекательных для желтой прессы. «Для тамбовского сегмента «Родины» очень характерна позиция, связанная с настроениями реванша. Мы же понимаем, что сегодняшний политический лидер ее отделения [Косенков] по правовым основаниям не может сам активно участвовать в избирательном процессе. И в этой ситуации мне он напоминает кукловода, который регулярно надевает перчаточные куклы и из-за ширмы их показывает обывателям, журналистам и тем, кто проявляет интерес к политическому процессу и разного рода скандалам», – сказал эксперт. При этом электоральных перспектив «Родины» в Тамбовской области Пеньков не видит, равно как и у «Патриотов России» и «других диванных политических партий, которые не имеют ни организационного, ни кадрового, ни финансового ресурса».
Вместе с тем, комментируя историю с «ряжеными», которые срывали встречу представителей партии с депутатами, Пеньков заявил, что оппоненты «Родины» проявили «глупость и невежество». При этом он не стал рассуждать о том, кто именно устроил эту провокацию, отметив: «Их партийные билеты я не проверял».