Политолог:  можно говорить о том, что та модель, которую мы долго обсуждали, сейчас начинает реализовываться – модель суперпрезидентской республики
1 декабря 2021

Руслан Корчагин: дизайн-мышление – подход, который поможет губернаторам лучше прочувствовать проблемы их регионов

Во время заседания комиссии по безопасности дорожного движения врио губернатора Тамбовской области Максим Егоров лишил служебного автомобиля начальника регионального управления транспорта и дорог Альберта Чурилова за низкое качество содержания и уборки автомагистралей. Заместитель директора Института госслужбы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Руслан Корчагин не видит в этом популизма и считает, что подобное решение может рассматриваться как новый подход государственных органов к развитию в России клиентоцентричного государства.

– Фактически это и есть так называемое дизайн-мышление, ключевым методом которого является проектирование пространства, услуг и т.д. И этот подход мне кажется позитивным. На мой взгляд, он поможет государственным служащим лучше прочувствовать и осознать проблемы, существующие в их регионе, – в данном случае проблемы с дорогами. Но главное, чтобы обоснованность применения этого подхода осознал и тот специалист, которому теперь придется перемещаться на общественном транспорте. Возможно, в рамках мероприятий по профессиональному развитию служащих также стоит провести практикум по использованию этого подхода в их ежедневной деятельности.

– Это решение может отрицательно сказаться на настрое чиновничьего аппарата?

– При разработке и реализации решений надо учитывать множество факторов. Во-первых, надо смотреть контекст и некоторую предысторию. Например, входит ли ответственность за комфортную среду для граждан в зону ответственности конкретного государственного служащего; есть ли опыт разрешения данных проблем – насколько эффективна была его деятельность в прошлом; существует ли пространство для профессионального развития конкретного государственного гражданского служащего. Кроме того, вышестоящий руководитель должен ему обязательно разъяснить, почему его пересаживают со служебного транспорта на общественный, определить сроки таких ограничений. Кстати, если мы говорим о дизайн-мышлении, то обычно такие проекты ограничены по срокам. Цель здесь формирование нового опыта, его проживание служащим. И если все грамотно организовано, то подход окажется конструктивным: он будет направлен на развитие конкретного регулятора. Я вижу в этом не популизм, а технологизацию концепции нового государственного управления в рамках создания клиентоцентричного государства.

– А сама чиновничья машина не начнет заниматься скрытым саботажем за то, что Егоров «посягает на святое»?

– Во-первых, надо четко обозначить, что институт государственной гражданской службы регулируется 79-м Федеральным законом, одним из декларируемых принципов которого являются профессионализм и компетентность. И я полагаю, что большинство чиновников – это профессионалы, которые своим трудом укрепляют государственность, обеспечивают стратегии развития, стабильность, работающие регламенты. Другое дело, что нам, гражданам, эта работа не всегда видна со стороны, и к тому же мы хотим быстрых результатов. Тем не менее в зону ответственности главы субъекта РФ входит формирование кадровой политики: подведомственный ему аппарат управления должен осмыслить себя через вышеуказанные принципы. Важны также делегирование профильных задач, создание вектора на профессиональное развитие. Я могу рекомендовать профильному департаменту или управлению госслужбы кадров Тамбовской области провести обучающие мероприятия для руководящего состава, выработать представление о современных подходах и технологиях – они должны восприниматься конструктивно. И в таком случае саботажа со стороны госслужащих не будет: подобные решения будут восприниматься не как наказание, а как часть профессионального развития.

Версия для печати