Тверская область
13 декабря 2019

Политобозреватель Орлова: укрупнение муниципалитетов в Тверской области – это попытка губернатора Рудени выслужиться перед центром

Руководство Тверской области планирует продолжить работу по объединению городов и районов в муниципальные округа, сообщили в областном заксобрании. Эти процессы активно продвигает губернатор Игорь Руденя, при котором в регионе уже были созданы четыре городских и четыре муниципальных округа. Главный редактор газеты «Караван Ярмарка» Мария Орлова рассказала «Клубу Регионов» о негативных последствиях этих процессов как для жителей, так и для власти. По ее словам, в действиях губернатора нет ясной логики, кроме, возможно, желания выслужиться перед федеральным центром и сменить наконец должность губернатора на федерального министра.

Власти Тверской области продолжат работу по объединению городов и поселений в муниципальные и городские округа, сообщил на заседании Совета руководителей представительных органов муниципальных образований председатель комитета по государственному устройству и местному самоуправлению областного заксобрания Александр Клиновский.

Тверская область стала первым регионом в России, который запустил процесс укрупнения поселений после того, как в мае 2019г. вступили в силу изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Они дали губернаторам право выступать инициаторами таких преобразований. Именно глава Тверской области Игорь Руденя стал главным инициатором этих процессов. Необходимость укрупнения он объяснял экономией на муниципальных чиновниках и укрупнением бюджетов. К тому же с одним руководителем территории «всегда проще говорить», отмечал губернатор.

Последними на сегодняшний день муниципальными округами, которые были образованы в Тверской области, стали Оленинский и Лесной, которые ранее имели статус районов. За их образование в конце ноября 2019г. проголосовали областные депутаты. К этому времени в регионе уже были созданы Весьегонский и Андреапольский муниципальные округа (ранее были районами) и пять городских округов: Удомельский, Нелидовский, Осташковский, Кашинский и Вышневолоцкйий. Все они, за исключением Удомельского (образован в апреле 2015г.), появились при Рудене, который был назначен врио губернатора в марте 2016г., а осенью выиграл выборы.

Главный редактор газеты «Караван Ярмарка» Мария Орлова, комментируя «Клубу Регионов» происходящие в Тверской области процессы, призналась, что для нее логика властей по-прежнему остается загадкой. По ее словам, за исключением малонаселенных Лесного и Оленинского районов, все остальные районы, попавшие под укрупнение, включали в себя сильные и довольно самостоятельные поселения. «Да и в Оленинском районе тоже есть поселения, которые по своей населенности и историческим традициям равны поселку Оленино. Это, например, Молодой Туд», – добавила она.

Пример территорий, где реформа уже состоялась, по словам Орловой, показывает, что ни к чему хорошему это не привело. Так, она напомнила об опубликованном недавно письме жителей деревни Ерёмково к Владимиру Путину, которые после сильного урагана на месяц остались без электричества и попросили их «расстрелять и закопать». Сложившаяся ситуация, по словам Орловой, стала прямым следствием уничтожения местного уровня самоуправления. «И если раньше жители Ерёмково могли насесть на своего местного главу и не слезать с него, то сейчас они просто не могли достучаться до главы городского округа», – говорит собеседница «Клуба Регионов».

В ближайшее время, по информации Орловой, власти планируют создать муниципальный округ в границах города Конаково и Конаковского района. «И в этом Конаковском районе есть Первомайское сельское поселение, которое находится на другом берегу Ивановского водохранилища. То есть, чтобы туда попасть, надо из Конакова ехать через Тверь. Если там упразднят местную власть, то каким образом люди будут проделывать этот крюк в 180 км, чтобы решить свои элементарные вопросы, например, по замене паспорта?» – рассуждает журналист.

Впрочем, в области есть муниципальные образования, которым удалось отстоять свою самостоятельность, – это Торжок и Торжокский район, которые тоже хотели объединить в один округ. «Там произошло объединение людей на низовом уровне, они начали общаться в соцсетях, ездить друг к другу и изучать опыт друг друга, и мало того, что у властей не получилось объединить Торжок и Торжовский район в один округ, так еще и на муниципальных выборах в районе, которые состоялись на волне протеста против объединения, независимые депутаты набрали 11 мест, а депутаты от «Единой России» – четыре места», – рассказала Орлова. Она уверена, что, если объединение затронет Конаковский и Ржевский районы, в которых есть сильные поселения и сильная местная элита, их реакция для областной власти будет еще более заметной и неприятной.

Политконсультант Евгений Быстров считает, что в Тверской области происходит последовательное укрепление вертикали власти. «Здесь ведь вопрос более удобной управляемости. Когда уровней становится меньше, территории становятся более управляемыми», – говорит он. «Для избирательной кампании, которая не за горами, такая вертикаль более удобна», – добавил эксперт. Выборы губернатора и заксобрания Тверской области пройдут в 2021г. вместе с выборами в Госдуму.

Что касается жителей укрупняемых территорий, то они, по оценке Быстрова, мало осознают эти изменения. Рядовой гражданин, по его словам, не пытается до конца разобраться в этом вопросе.

Мария Орлова между тем допускает, что, помимо официального объяснения об экономии средств на содержании муниципальных чиновников, Руденя этой муниципальной реформой пытается продемонстрировать свои способности федеральному центру. «Заметно, что он нацелен на большую федеральную карьеру, и все время, пока он тут находится, он спит и видит себя в каком-нибудь министерском кресле», – рассуждает она. «Но, с другой стороны, у нас ведь полностью отменены выборы муниципальных глав, они назначаются муниципальным собранием по рекомендации конкурсной комиссии. Я не знаю, зачем господину Рудене затягивать столько ответственности на себя лично. Если раньше он мог кивнуть на выборного главу и сказать, что это он виноват в ваших проблемах, то теперь во всех проблемах виноват губернатор. Глав никто не знает, даже главу Твери не знают, а мы недавно проводили такой опрос», – привела пример Орлова.

Версия для печати
Главное