Глава Бурятии:  компьютерные игры, социальные сети, доступность разных ресурсов с провоцирующим контентом влияют на детей
29 октября 2015

Социальные опасения челябинцев: бедность, коммунальные тарифы и экологические «пугала»

Фото: pravdaurfo.ru

Федеральная экспертная сеть «Клуб Регионов» провела исследование, посвященное отношению рядовых граждан и экспертного сообщества Челябинска к проблемам своего города. Участниками опроса населения стали 600 горожан, репрезентативно представляющих население Челябинска. В качестве экспертов к исследованию были привлечены представители бизнес-сообщества, власти, СМИ и общественных организаций города.

Прежде всего челябинцы недовольны высокими тарифами ЖКХ, низкими зарплатами и плохой экологической обстановкой в городе, а свое социальное самочувствие измеряют в основном по уровню материального благополучия.

Весьма любопытным оказалось отношение челябинцев к местным и региональным властям. Плохой их работу называют почти треть опрошенных, а проблемой это считают лишь 13% из них. В крупном промышленном городе мэрия и даже обладминистрация – далеко не единственный центр силы. Гражданами осознается огромное влияние на жизнь Челябинска промышленных флагманов, что и делает скидку муниципальным и региональным властям.

Главное противоречие в жизни города, препятствующее его устойчивому развитию, пролегает между экологией и экономикой. Почти две трети горожан гордятся званием кузницы России и практически столько же обеспокоены выбросами с многочисленных челябинских индустриальных гигантов. В первую очередь челябинцы вспоминают об экологической угрозе, исходящей от Электрометаллургического и Металлургического комбинатов (ЧЭМК и ЧМК), а также химического завода «Оксид». Также беспокоят горожан автомобильные выхлопы и повышенный радиационный фон.

Вместе с тем участвовать в протесте против наносимого промышленностью окружающей среде ущерба готовы лишь 5% опрошенных, поставить свою подпись под соответствующей петицией – 19%.

Гораздо более решительно горожане настроены против новых производств, выступить против которых на митингах готовы больше четверти челябинцев – несмотря на то, что существующее положение в сфере экологии никоим образом нельзя поставить в вину предприятиям, еще не начавшим свою деятельность. 

Из опроса также видно, что челябинцы не верят в свои силы изменить ситуацию в городе к лучшему, а потому стараются сохранить хотя бы существующее положение вещей. Новые производства в этой ситуации стали для них своего рода козлами отпущения, на которых можно выместить всё свое недовольство и разочарование.

Счастье в деньгах

Отвечая на вопрос «Как дела?», челябинцы прежде всего имеют в виду материальное благополучие. В этом плане более оптимистична молодежь. Об этом говорят результаты ответов на два вопроса, касающихся социального самочувствия горожан: о нынешнем состоянии их дел и прогнозе на изменение материального положения в ближайшие годы.

Почти две трети челябинцев, 71%, оценили нынешнее состояние своих дел как хорошее или в целом хорошее. Почти столько же, 73%, рассчитывают, что их материальное положение в ближайшие годы как минимум не ухудшится. 45% ожидают роста своего материального благополучия, а 28% прогнозируют его сохранение на нынешнем уровне. Трудным или бедственным состояние своих дел назвали 29% участников исследования. Немногим меньше, 28%, либо ожидают, что в ближайшие два года их доходы сократятся, либо затрудняются составить прогноз.

Зависимость оценки нынешнего состояния дел от прогноза на изменение материального положения в будущем прослеживается во всех возрастных группах, причем наиболее оптимистично настроены представители молодого поколения в возрасте до 29 лет, 82% которых позитивно оценивают нынешнее состояние своих дел, а 78% ожидают, что их доходы как минимум не сократятся в ближайшем будущем. 

Социальное самочувствие – многомерное явление, влияние на которое оказывают многие факторы: безопасность дорожного движения, качество услуг ЖКХ, уровень преступности, экологическая обстановка и т.д. Однако в сознании большинства челябинцев они не актуализированы, т.е. не приходят им на ум в первую очередь, когда их спрашивают о том, как у них дела. В то же время жители города, как показало исследование, активно декларируют важность для себя этих составляющих качественной жизни.

Проблемы города и власть

Главными проблемами своего города челябинцы считают высокую стоимость услуг ЖКХ, проблемы экологии и низкий уровень зарплат. Как видно, две из трех главных бед Челябинска, согласно представлениям его жителей, имеют экономическую природу и в определенной мере находятся в компетенции городских и региональных властей.

Чисто городские проблемы, которые целиком находятся в ведении мэрии, беспокоят примерно треть челябинцев, причем чуть больше молодежь и пожилых людей. Например, плохое качество дорог больше всего беспокоит челябинцев в возрасте до 29 лет, 38%, и старше 56 лет, 34%. В наименьшей же степени этой проблемой обеспокоены представители среднего поколения, из которых 30% вспомнили о ней в ходе опроса. Благоустроенностью улиц и дворов более всего оказались обеспокоены пенсионеры – 41%, граждане среднего возраста – 39%, и молодежь – 37% опрошенных.

Доля горожан, недовольных местными и региональными властями, почти совпадает по численности с группой обеспокоенных внутригородскими коммунально-инфраструктурными проблемами. Плохой называют работу мэра 29% опрошенных, губернатора – 24%. В то же время бездействие городской и областной власти проблемой считают лишь 13% челябинцев. 

Можно предположить, что челябинцы в массе своей хорошо ориентируются в политических реалиях своего города и понимают, что в столь крупном промышленном центре мэрия и даже обладминистрация – не единственный центр силы. Многое, в т.ч. в сфере компетенции муниципальной и государственной региональной власти, зависит от капитанов индустрии – глав и владельцев расположенных в городе промышленных гигантов.

Экология: парадоксы общественного сознания

Выбивающиеся из общей канвы экологические проблемы заслуживают отдельного рассмотрения именно в силу своей «чужеродности» в целом имеющей экономическую направленность повестке городской жизни. Их присутствие в ней, причем на одном из первых мест, говорит о том, что они всё же важны для челябинцев, хотя и не вспоминаются сразу же.

Прежде всего стоит отметить, что челябинцы гордятся индустриальной мощью своего города – именно это чувство 67% из них испытывают, когда их город называют кузницей России, и лишь 9% это звание не приносит никакого морального удовлетворения. Тезис о необходимости сосредоточиться на развитии туристического сектора региона в ущерб промышленности поддерживают 37% опрошенных, а 16% с ним не согласны.

 

Вместе с тем практически столько же челябинцев, 68%, называют заводы, составляющие индустриальную славу региона и города, главными виновниками их бедственного экологического положения. На втором месте с показателем 56% в «списке обвиняемых» расположились выхлопные газы автомобилей. Третья и четвертая позиции связаны с радиационной угрозой – это высокий уровень онкологических заболеваний, 54%, и повышенный радиационный фон, 53%.

При этом бороться, по их собственному мнению, с главными нарушителями экологического равновесия челябинцы готовы в наименьшей степени. Принять участие в акциях протеста против выбросов заводами города в атмосферу загрязняющих веществ готовы лишь 5% опрошенных, поставить свою подпись под соответствующей петицией – 19%. Это значительно меньше, чем доля готовых бороться со строительством Томинского ГОКа – главного объекта неприятия челябинцев, которое они готовы выражать: 26% и 30 % соответственно. 

Причина этого противоречия, очевидно, опять же имеет экономическую природу. Действующие заводы уже сейчас являются работодателями, а значит, борьба с ними может подорвать материальное благополучие города и его жителей. Вероятно, не хотят сотрудники этих предприятий принимать участие в протестах и из-за опасений за свою дальнейшую карьеру.

Столь же низкий уровень готовности поддержать борьбу с другими экологическими проблемами города и региона говорит о том, что челябинцы не верят в возможность улучшить ситуацию и желают хотя бы сохранить существующее экологическое status quo. Новые производства в этих условиях становятся своего рода козлами отпущения, на которых можно выплеснуть всё свое недовольство «цветным воздухом» и огромной свалкой в центре города.

Социальная основа протеста, как отмечают местные наблюдатели, – зажиточные граждане, представители среднего класса, накопившие достаточно материальных ресурсов, чтобы задумываться над несиюминутными проблемами.

Опрошенные в рамках исследования эксперты не исключили, что недовольство дальнейшим промышленным развитием региона искусственно подогревается представителями различных групп влияния – экономических или политических, имеющих собственные интересы в канализации общественного недовольства.

Надежность старых производств, от которых лучше держаться подальше

Как показало исследование, значительная часть челябинцев, 44%, считают старые предприятия более надежными по сравнению с новыми производствами. В то же время, перечисляя свои требования к новым производствам, жители города всех возрастных групп в первую очередь настаивают на том, чтобы они работали на новом, современном оборудовании. 

Сознание, в т.ч. общественное, не терпит противоречий и всегда стремится объяснить их пусть даже с помощью мифов. Как видно, явное противоречие между знанием имен главных виновников экологических проблем Челябинска и неготовностью бороться с их негативным воздействием на окружающую среду города в общественном сознании не только канализируется через протест против новых производств, но и «защищается» мифом о надежности старых предприятий.

Если и преувеличением, то небольшим будет сравнение этой ситуации со стокгольмским синдромом – психологическим феноменом, когда заложники начинают ассоциировать себя с взявшими их в заложники.

Версия для печати
Главное
Политологи Иванов, Давыдов и Марков обсудили с «Клубом Регионов» особенности назначения мэров
Вопрос о возвращении прямых выборов мэра до сих пор поднимают на региональных уровнях. Недавно свое мнение по этому вопросу выразил губернатор Архангельской области Игорь Орлов – возвращать старую модель выборов он не собирается, потому что, по его словам, новая, действующая с 2015г., система хорошо себя зарекомендовала. Политические эксперты также поддерживают действующую систему. «Мера вполне эффективна, особенно в условиях глобального кадрового дефицита», – считает политолог Леонид Давыдов. Его коллега Сергей Марков напомнил, что раньше на выборах власть в городах «захватывали олигархические группировки». А политолог Виталий Иванов убежден, что мэр должен напрямую подчиняться и назначаться губернатором, потому что «независимый от губернатора мэр – это абсолютное зло».
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».