Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
2 октября 2014

Собянин избавляется от лужковских пут

Мэр Москвы выстраивает свою вертикаль власти

Фото: park72.ru

Мэр Москвы Сергей Собянин спустя год после вступления в должность все еще продолжает увольнять и назначать новых глав управ, департаментов и т. д. Политолог Андрей Максимов считает, что частая сменяемость чиновников на местах – это следствие ряда системных проблем, таких как их низкая зарплата и незначительная роль в системе управления. По мнению координатора горотделения ЛДПР Бориса Чернышова, Собянин «избавляется от пут», которые достались от администрации экс-мэра Юрия Лужкова, чтобы в следующем году максимально безболезненно провести административную реформу и завершить процесс формирования вертикали власти, при которой любое слово мэра – это закон. Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков считает, что ротация кадров в Москве – это нормальный процесс, который иногда дает сбои и некоторые чиновники, которые показали свою неэффективность, получают другие должности.

В Москве продолжаются кадровые изменения среди представителей различных уровней власти. Только за последние несколько дней Сергей Собянин уволил замглавы московского департамента экономической политики, отправил в отставку заместителя префекта Западного округа столицы, назначил нового заместителя руководителя департамента территориальных органов исполнительной власти, в июле уволил главу управы района Тропарево-Никулино, и т. д.

На фоне других глав регионов кадровый подход Собянина к высшему эшелону столичной власти характеризуется стабильностью и довольно грамотным подбором чиновников, а вот на нижнем звене управления у мэра есть системные проблемы, считает политолог Андрей Максимов. В интервью «Клубу Регионов» он выделил три основные причины частой смены глав управ, которые, по подсчетам эксперта, работают в среднем год-полтора. Одна из них – финансовая. «Уровень оплаты труда главы управы около 60 тыс руб. в месяц вместе со всеми надбавками, что крайне недостаточно для такой хлопотной и высокой позиции. Из-за этого главы управ не дорожат должностью и сами уходят, либо они плохо работают и их быстро ротируют, либо они всю свою энергию направляют на выстраивание коррупционных схем и, соответственно, долго на этих позициях тоже не задерживаются».

Вторая причина, по словам Максимова, – незначительная роль глав управ в управленческой системе. «В раннелужковские (экс-мэр Москвы Юрий Лужков. – Прим. «КР») годы от главы управы многое зависело, т. е. они были наделены достаточно широкими полномочиями. В период позднего Лужкова полномочия стали концентрироваться на уровне префектур. В период работы Собянина основные полномочия сосредоточены у глав департаментов, в то время как управы и префектуры теряют свои полномочия, и их значение сильно падает. Но при этом отвечать за все, что происходит на их территории, должны главы управ. Но реальные рычаги воздействия они имеют только в сфере благоустройства и немного в сфере услуг и торговли», – пояснил эксперт.

Третья причина частой сменяемости глав управ, по словам Максимова, заключается в отсутствии контроля со стороны жителей: «Москва огромный мегаполис, где требуется выстраивание механизмов обратной связи, где требуется определенная централизация управленческой системы. В период работы Собянина идут попытки определенной децентрализации власти, например, пытаются расширить полномочия муниципальных депутатов, установить механизм обратной связи… Но они, видимо, являются недостаточными, потому что пока на уровне районов Москвы не появится реальное живое ресурсное самоуправление, до конкретного гражданина позитив от принимаемых городом решений не дойдет. Отсюда недовольство работой глав управ… Они не избранные главы, которые отвечают перед жителями, они наемные чиновники. С них требуют выстроить диалог с жителями, оставаясь при этом полностью зависимыми от административной системы».

Пока действуют эти три фактора, кадровые изменения продолжатся, уверен Максимов.

Подготовка к административной реформе

Координатор Московского горотделения ЛДПР Борис Чернышов связывает кадровые перестановки с готовящейся в столице административной реформой. Для этой реформы, по словам либерал-демократа, как раз было бы целесообразно уменьшить количество районов до 20–40 и заменить всю старую команду, которая осталась от предыдущего мэра. «Собянину нужно избавляться от пут, которые остались от старой администрации… На выборах в Мосгордуму уже обкатали момент на уменьшение административной разрозненности… посмотрели как взаимодействуют управы в формате разделенного управления, так как некоторые районы были поделены так, что один район входил в разные избирательные округа. Это был опыт. В 2015г. они уменьшат количество районов и проведут перевыборы в муниципальное самоуправление. Таким образом, закончится формирование вертикали власти… То есть, они выстроили систему, при которой любое слово мэра, мэрии – это закон», – сказал Чернышов «Клубу Регионов».

При этом депутат не исключает, что, как и в Подмосковье, в столице при проведении административной реформы и объединении управ могут начаться конфликты, но они будут связаны борьбой нескольких глав за место руководителя объединенной управы. Правда, в этом случае, по мнению Чернышова, мэрия может главой поставить нового человека, а остальных сделать его заместителями.

Неоправданная ротация

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков считает, что кадровые перемены – это реализация изначально заявленной политики Собянина. «Говорилось в свое время о представителях бизнеса, которые смогут быть представителями в органах исполнительной власти и реализовывать свой управленческий опыт на местах. С другой стороны, это вполне нормальный процесс, потому что каждый чиновник должен понимать, что он не на вечном царствовании и его могут снять. Есть второй момент – ротация. По теории управления это тоже имеет определенный эффект, когда человек переходит на вышестоящую должность либо на иную территорию управления», – пояснил «Клубу Регионов» Клычков. При этом он отметил, что есть и оборотная сторона медали: «К сожалению, иногда приходится констатировать, что некоторые чиновники, которые показали свою неэффективность, получают другие должности».

Версия для печати
Главное