Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
31 мая 2012 | Архив

Собянин раздает власть муниципалитетам

Фото: aif.ru

Мэр Москвы Сергей Собянин намерен провести в столице масштабную реформу местного самоуправления. В представленном им проекте у муниципальных депутатов, которые ранее были лишены серьезных властных полномочий, появятся новые возможности, в частности право контролировать работу глав управ, налагать вето на строительство в районах. Муниципалитетам обещана также частичная финансовая самостоятельность. «Для того, чтобы Собянин вошел в историю как один из реформаторов московской власти, требуются более серьезные изменения», - полагают эксперты.

На VI съезде Совета муниципальных образований московский градоначальник Сергей Собянин предложил существенно расширить полномочия муниципалитетов столицы.

Напомним, со времен мэра Гавриила Попова в Москве сформировалась трехуровневая вертикаль исполнительной власти, включающая правительство города, префектуры и районные управы. В 2003г., как пишет Коммерсант, в законе о местном самоуправлении (МСУ) было зафиксировано, что МСУ в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - формируется по особому принципу, при котором муниципалитеты не имеют значительных властных полномочий, - чтобы «не нарушалось единство городского хозяйства». Позже эта схема встречала критику различных политических сил, которые требовали ввести в столице полноценное самоуправление, отстаивая конституционные права москвичей, однако попытки изменить ситуацию не нашли отражения на законодательном уровне. Лишь несколько лет назад муниципалам были делегированы государственные полномочия - опека и попечительство.

Собянин предложил реформировать МСУ. В частности он пообещал наделить муниципальных депутатов правом контролировать деятельность руководителей районов: депутаты смогут ежегодно заслушивать доклады глав управ и двумя третями голосов выражать им недоверие. «Отчитываться перед депутатами должны, на мой взгляд, и главврачи поликлиник, руководители инженерных служб»,— добавил мэр.

Муниципалам обещано также право согласования проектов строительства объектов, обслуживающих жителей районов. Более того, муниципальные депутаты смогут выносить вето на строительство объектов, не поддержанное двумя третями депутатских голосов. «Без их согласия эти проекты не могут и не должны реализовываться», - подчеркнул Собянин. Они должны будут также согласовывать проекты благоустройства дворов и парков. Кроме того, по мнению мэра, депутаты должны войти в состав комиссий, которые «осуществляют открытие, начало и приемку работ по ремонту и благоустройству, а также контролируют качество работ и их соответствие проектной документации» в интересах граждан. «Городские власти будут задавать общие рамки, выделять лимиты финансирования, проводить конкурсные процедуры. А что делать, как делать - принимать решения должны вы сами, по крайней мере, это должно быть полностью согласовано с муниципальными собраниями», - обратился он к депутатам.

Собянин предложил также предусмотреть некоторую финансовую самостоятельность муниципалов. По словам мэра, в 2012г. общий объем бюджетов 125 муниципальных образований Москвы составляет 6 млрд. рублей, на каждый в среднем приходится около 50 млн. рублей, а расходуется в каждом районе гораздо больше. При этом он отметил, что распределение денег исполнительной властью - главами префектур и управ - зачастую бывает «избыточным и неэффективным». Поэтому в этом году муниципальным собраниям решено выделить дополнительно 4 млрд. рублей на благоустройство, которые депутаты смогут истратить самостоятельно, в следующем году эта сумма должна возрасти до 5 млрд. рублей.

Вместе с новыми полномочиями на муниципалов ляжет также дополнительная ответственность. «Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться между управами и местным самоуправлением 50 на 50», - уточнил Собянин.

Провести нововведения предполагается до 2013г. При этом, прежде чем они будут отражены в московском законодательстве, проект реформы МСУ должен пройти общественное обсуждение и утверждение в органах власти.

Политологи: мы получим весьма странную конструкцию со странными полномочиями

Наблюдатели выражают сомнение по поводу окончательного варианта реализации предложенного Собяниным проекта реформирования МСУ. «Сомнения есть немалые, потому что не все чиновничество в восторге от того, что предлагает Собянин, ведь они многое теряют», - сказал «Клубу Регионов» гендиректор Совета по национальной стратегии, политолог Валерий Хомяков. В первую очередь, по его мнению, это касается наделения депутатов полномочиями по согласованию строительства на территории муниципальных образований: «Мы прекрасно знаем, что такое согласовательные процедуры под строительство и сколько это стоит. И все, в том числе префектуры, тоже хотят зачерпнуть из этого котла». Политолог считает, что после того, как проект пройдет обсуждение в органах власти, депутаты вряд ли получат то, что им обещано – «сопротивление бюрократического аппарата будет большим, и в итоге мы получим весьма странную конструкцию, со странными полномочиями».

Политолог Александр Кынев сравнил увеличение полномочий депутатов с «ростом от плинтуса». Он считает решение мэра провести муниципальную реформу в Москве ответом на рост протестных настроений в столице, а инициатива мэра говорит о его желании вести диалог с оппозицией. По данным Мосгордумы, после муниципальных выборов в марте в числе московских депутатов оказались около 20% представителей оппозиционных партий. «Видимо, сейчас решено сотрудничать с избранными муниципальными органами. То есть вместо политики выстраивания жесткой вертикали будет проводиться политика уступок», - сказал Кынев «Коммерсанту».

Сами муниципальные депутаты считают предложенные изменения правильными, но недостаточными. «Мы получили только функции контроля, реального аппарата принятия решений нет», - отметил в беседе с «Коммерсантом» депутат муниципального собрания района Тропаево-Никулино Владимир Горначук.

Политолог Ростислав Туровский также не считает предложенную мэром реформу «серьезной». «Сохраняется разделение на избираемые населением муниципалитеты и управы, которые все равно будут назначаться в рамках исполнительной вертикали. Население по-прежнему не влияет на назначение руководителей, а полномочия муниципалитетов даже в таком расширенном виде намного слабее, чем у депутатов поселений или районов в других регионах», - подчеркнул он.

Политолог Валерий Хомяков с ним солидарен. Он считает, что Собянину необходимо более кардинально подойти к вопросу реформирования структуры московской вертикали власти. «Как продолжение (предложенных изменений) я считаю, что было бы неплохо, если бы вернулись к двухзвенной системе управления, если бы депутаты работали на профессиональной основе, а районное начальство выбиралось жителями района. При этом, безусловно, необходимо укрупнение районов и ликвидация префектур как совершенно ненужного, а теперь уже и вредного бюрократического звена. И тогда Собянин вошел бы в историю как один из реформаторов нашей московской власти», - сказал Валерий Хомяков «Клубу Регионов».

Версия для печати
Главное