Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
17 ноября 2015

Денис Прикарев: Москва новодельная

Фото: nelmitravel.com

Почему для развития туризма в Москве не дают открыть хотя бы по одной ремесленной мастерской, традиционной русской трапезной на старинных ремесленных улочках? Нет изюминки, на которую так падки туристы. Не создается атмосфера древнего города. Хотелось бы, чтобы Москва как центр древних ремесел восстановила хотя бы один народно-художественный промысел. Сегодня в столице таких промыслов нет. Чиновники с удивлением вопрошают: «А они разве были?».

Путешествуя по миру как туристы, мы хотим получить множество новых и ярких впечатлений. Ради них мы тратим деньги, валюту, курс которой в последнее время растет, терпим неудобства во время утомительных перелетов, проходим акклиматизацию…

В каждой стране набор основных достопримечательностей стандартен. В него входит посещение исторических памятников, национальных фольклорных вечеров, ремесленных мастерских с традиционными мастер-классами и, конечно же, сувенирных лавочек. Где в изобилии предложат именно традиционные и характерные для этого места сувениры.

Выездной туризм долгие годы занимал лидирующее место на рынке туристских услуг в России, путевки за рубеж не облагались НДС, СМИ активно рассказывали о зарубежье в своих репортажах, создавая особую благоприятную среду для успешных продаж. Внутренний туризм в России был, да, в принципе, и остался по сей день сиротинушкой, лишенный поддержки государственных мужей и медийных персон. Его индустрия во многом проигрывает зарубежью. И дело не только в рекламе и способах представления российских турпродуктов, но и в их качестве.

Даже на примере такого города как Москва, который практически не ограничен в бюджетах, у меня, простого ремесленника, появляется множество вопросов. Насколько правильно применяются в Москве технологии по продвижению бренда, могут ответить, наверное, сами эксперты или туристы, которые голосуют своим кошельком. Мой друг из Испании, который часто приезжает в столицу и сопереживает нашим проблемам, сравнил нашу индустрию туризма с фаршем. Ингредиенты есть, но приготовить забыли, пояснил он. Туристов хотят накормить «сырым» полуфабрикатом, наспех завернув его в инновационную упаковку. И если задуматься, он, к величайшему моему сожалению, прав. Взять хотя бы наспех прикрученные вывески парковок в центре города на уровне лица прохожего – их острые края легко могут травмировать голову зазевавшегося туриста или горожанина. Или окрашенный каждый метр в городе весной и в начале лета: запах краски и испорченная одежда – «яркие воспоминания» об этом сезоне.

А навязчивая мания к высокобюджетным новоделам – выглядит диковато. В Москве я не могу отыскать ни одной улицы, где бы можно было почувствовать себя героем фильма, переместившегося в прошлое. Хорошо это или плохо, не мне судить, но для туристов и уставших от суеты мегаполиса обывателей, по-видимому, плохо. Людям хочется иногда оказаться в сказке, по-доброму уйти от суеты и проблем, именно за это и полюбилась многим «старушка Европа».

Архитектура и история не вписываются в формулу «90-60-90» и потребительский «евростандарт». Как и в старом театре пыль кулис, звуки старинных инструментов и отполированные поколениями театралов ручки кресел создают атмосферу, по-доброму вовлекают в таинство происходящего на сцене. Во что же можно вовлечься на улицах Москвы, обновленных как под копирку? Одинаковые лавочки, одинаковые фонари, пластиковые окна и варварски отреставрированные здания, где к старинным элементам налепили такого, что хочется вспомнить лексикон обувщиков-ремесленников. Пластиковые окна на месте роскошных старинных массивных рам из лиственницы, которые еще могли бы стоять и стоять столетиями, восхищая прохожих! Невольно напрашивается вопрос: для кого «ЭТО»? Для европейцев? Их этим не удивить. Для китайцев? Но они сами это производят. Когда мы научимся уважительному отношению к нашей собственной истории, ее пониманию? Вероятно, мы этими новоделами хотим удивить гостей столицы «из глубинки». Зачем ехать в Европу, там теперь дорого, Москва под боком, и в нее внедрили не без помощи европейских специалистов некоторые элементы европейского дизайна. Несколько штрихов, и столицу подмарафетили. Уже на что-то похоже. Велодорожки имеются, лавочки, цветы и деревья в ритуальных клумбах, кафе на каждом углу. Но кому-то, как встарь, хочется настоящего сахарку вприкуску да чай из блюдец, но этого в концепции развития нет. Остались еще проблемы с уровнем выхлопов и пылью строек. Воздух оставляет желать лучшего.

Если верить газетам, количество туристов растет, все больше положительных откликов пишут не только на заборах, но и в соцсетях, все больше лайков повсюду – одним словом, успех продвижения, респект пиарщикам. Но прошу прощения за мою ремесленную дотошность, а где, собственно, «старый город»? Где проводятся яркие национальные вечера именно традиционных народных коллективов, где гремевшие некогда на весь мир ансамбли русских рожечников или гусляров? Где можно послушать знаменный распев или знакомые с детства сказки Пушкина, русские былины, сказания? Зато без труда во всех отелях вам предложат флаеры и купоны в стриптиз-клубы или на однообразные шоу «а-ля девушки в кокошниках». Где в городе древних ремесел любимые нами традиционные народные промыслы и ремесла, являющиеся одним из элементов культурного наследия? Что, кроме матрешки и водки, царапин, полученных от указателей, можно привезти на память о великом, древнем городе? Меня удивляло и возмущало отсутствие в Москве и в России парков ремесел и фольклора, которые в мире больше известны под брендами «кантри вилладж», или «этно-деревни». Зато властей заботит создание собственного «гайд парка». Не только меня удивила концепция Парка Зарядье. Древний центр ремесел и народных промыслов Москвы, одну из первых торговых пристаней на Москве-реке превращают в «хай-тек парк» с тундрой и тайгой. О ремеслах позабыли. Им не нашлось места нигде. А жаль.

Ни один из туристских брендов не развивался без национальной гастрономии. Где в Москве национальная кухня? Где булки, пироги, меда, квасы, чаи, взвары, соленья? Пока я наблюдаю круассаны, гамбургеры, чизбургеры, глинтвейны, пиво, заполонившие ярмарки и кафешки.

Ярмарочная культура в столице полностью утрачена. Евродомики, растиражированные как под копирку, никаких ярмарочных площадей, балаганных театральных представлений, традиционного московского разгуляя с расстегаями. Где в центре России, в Москве, можно почувствовать, что ты действительно в России? Лично у меня такое чувство появляется лишь в Поленово, но для этого нужно проехать 120 км от Москвы.

Традиционные московские сувениры не хочется комментировать. Хочется лишь заметить. Бюджет тратит огромные средства на улучшение имиджа Москвы и рекламу, но этих средств не хватило, чтобы убедить меня, простого ремесленника, в том, что изменения идут к лучшему. Из всех рекламных брендов последних лет мне запомнился лишь «Москва – лучший город земли». Надпись в форме Мальтийского креста. Не говорит ли это о том, что сами организаторы «поставили крест» на перспективном развитии столицы как уникального национального объекта культурного наследия?

Почему для развития туризма в первопрестольной не дают на старинных ремесленных улочках открыть хотя бы по одной ремесленной мастерской, традиционной русской трапезной? Нет изюминки, на которую так падки туристы. Не создается атмосфера древнего города, на улицах которого можно встретить тень Иоанна Грозного или сани боярыни Морозовой. А платить за фальшивку желающих нет. Вспоминая картины В.И. Сурикова, я, как ремесленник, обратил внимание на народные промыслы древней Московии. Особенно бросились в глаза уникальные женские платки ручной, ювелирной работы. Они все расшиты золотом, серебром, шелком, а некоторые и каменьями – это яркий пример традиционных народных промыслов, особый первопрестольный шик, восхищавший иноземцев. Сегодня не найти старинных лавочек, их место заняли бутики, на полках платки от мировых брендов, пошитые в Бангладеш. Павлопосадские набивные шали (платки) и Оренбургские платки – два бренда на всю страну. Хотелось бы, чтобы брендов стало больше и Москва как центр древних ремесел восстановила хотя бы один народно-художественный промысел. Сегодня в столице таких промыслов нет. Чиновники с удивлением вопрошают: «А они разве были?».  

Денис Прикарев, президент Международного союза ремесленников, член общественного совета при Министерстве культуры РФ

Версия для печати