Евкуров:  пока говорить о моем участии в выборах еще рано. Главное – обеспечить выборы президента России
16 ноября 2016

В детдоме в НАО появятся тьюторы

Фото: adm-nao.ru

В детском доме в Ненецком округе подопечным с инвалидностью и особенностями развития будут помогать тьюторы. Такой наставник сопровождает ребенка в школу и порой в течение нескольких лет сидит рядом с ним на уроке, делая для него понятней процесс обучения и способствуя его социализации. В НАО тьюторы также будут находиться рядом с детьми и в самом детдоме.

В «Детском доме» Нарьян-Мара, где проживают 50 детей, открыто пять вакансий на должность тьютора-наставника. В России официально такая должность появилась в 2008г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития, но пока в нашей стране это слово знакомо не многим, а обязанности тьютора – тем более. Однако эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», уверены, что практику тьюторства в российских школах и детских домах стоит вводить повсеместно.

Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте, в рамках инклюзивного обучения тьютор может сопровождать ребенка с ограниченными возможностями здоровья при реализации индивидуального учебного плана. Такой наставник ходит в школу вместе со своим подопечным и помогает ему максимально комфортно войти и в учебный процесс, и в процесс социализации.

«У нас есть дети, нуждающиеся в круглосуточном сопровождении. Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, ему нужен помощник, который будет сопровождать его как в детском доме, так и в школе. Тьютор поможет ребенку адаптироваться, наладить контакт со сверстниками и педагогами», – объясняет необходимость введения пяти новых вакансий директор нарьян-марского «Детского дома» Ольга Выучейская.

«Это очень хорошие новости», – комментирует нововведение в НАО президент общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер. «Вообще, это стратегическое направление. В принципе, тьюторов надо вводить везде. Такие должности должны быть в центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которым по закону «Об образовании» поручено помогать школам справляться с такими детьми [с особенностями развития]. Но поскольку в детском доме, наверное, такой ребенок не один, логично и очень хорошо, что там введены такие должности. И такие дети смогут учиться, социализироваться, даже если это дети очень больные. Ведь еще существует понятие «социально-культурная инклюзия» – очень важно, чтобы такие дети не были вне социально-культурного общества, даже если они не «тянут» математику», – поделился своим мнением эксперт.

При этом Альтшулер обратил внимание, что, судя по информации из Нарьян-Мара, дети, с которыми будут работать тьюторы, учатся не в интернате, а в обычной школе. «Именно такой была рекомендация Ольги Голодец – чтобы дети из детских домов учились исключительно вне того места, где они живут, чтобы была социализация – это очень важно», – подчеркнул Альтшулер.

Член комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства, председатель правления межрегиональной общественной организации «Наши дети» Юлия Зимова в интервью «Клубу Регионов» отметила, что даже в Москве в детских домах для инвалидов ставки тьюторов начали появляться всего два года назад. Зимова, впрочем, считает, что сегодня ситуация начинает меняться, а о необходимости введения тьюторов в штатные расписания учебных заведений властям на местах сообщают региональные общественные палаты. Хотя в ряде субъектов сначала стоило бы решить проблему нехватки и текучки кадров в детских домах, заметила член ОП. «Но если регион благополучный и там выстроена система, работа в самих детских домах и интернатах налажена, то там уже можно говорить о тьюторах. Последнее слово здесь за региональными министерствами соцзащиты», – считает Зимова.

«В первую очередь тьюторы способствуют социализации ребенка, они ходят с детьми с особыми потребностями в школу и несколько месяцев находится с ними там, внутри, до тех пор, пока педагог не поймет, что с такими детьми делать. Потому что у нас, к сожалению, в инклюзивном образовании и даже в коррекционных школах педагоги не всегда знают, что делать с «тяжелыми» детьми, и не всегда класс, общество таких детей принимают. Здесь очень много сложностей, и нужно, чтобы несколько месяцев, а иногда и лет тьютор ходил с ребенком, присутствовал с ним или с группой детей на уроке, чтобы помогать учителю, потому что если у тебя в классе 25 детей и приходят еще пятеро с инвалидностью – это очень тяжело», – говорит эксперт.

Зимова убеждена, что тьюторы нужны не только в детдомах. Она привела пример из Подмосковья, где мать ребенка-аутиста добилась, чтобы его приняли в обычный детский сад, но через некоторое время обнаружила, что он лежит там на холодном полу и с открытыми окнами. «И эта женщина даже в суд на воспитателей не стала подавать. Просто потому, что они не понимают, как работать с такими детьми, и для них оптимальным вариантом было сделать так, чтобы он заболел и остался дома», – рассказала эксперт. «Так что тьюторы в такой ситуации – это самый оптимальный вариант, который позволяет применять индивидуальный подход к каждому ребенку», – резюмировала Зимова.

Версия для печати