Памфилова:  я намерена с воронежским губернатором встретиться, надо все претензии по предыдущим кампаниям снять
16 ноября 2016

В детдоме в НАО появятся тьюторы

Фото: adm-nao.ru

В детском доме в Ненецком округе подопечным с инвалидностью и особенностями развития будут помогать тьюторы. Такой наставник сопровождает ребенка в школу и порой в течение нескольких лет сидит рядом с ним на уроке, делая для него понятней процесс обучения и способствуя его социализации. В НАО тьюторы также будут находиться рядом с детьми и в самом детдоме.

В «Детском доме» Нарьян-Мара, где проживают 50 детей, открыто пять вакансий на должность тьютора-наставника. В России официально такая должность появилась в 2008г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития, но пока в нашей стране это слово знакомо не многим, а обязанности тьютора – тем более. Однако эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», уверены, что практику тьюторства в российских школах и детских домах стоит вводить повсеместно.

Как отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте, в рамках инклюзивного обучения тьютор может сопровождать ребенка с ограниченными возможностями здоровья при реализации индивидуального учебного плана. Такой наставник ходит в школу вместе со своим подопечным и помогает ему максимально комфортно войти и в учебный процесс, и в процесс социализации.

«У нас есть дети, нуждающиеся в круглосуточном сопровождении. Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, ему нужен помощник, который будет сопровождать его как в детском доме, так и в школе. Тьютор поможет ребенку адаптироваться, наладить контакт со сверстниками и педагогами», – объясняет необходимость введения пяти новых вакансий директор нарьян-марского «Детского дома» Ольга Выучейская.

«Это очень хорошие новости», – комментирует нововведение в НАО президент общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер. «Вообще, это стратегическое направление. В принципе, тьюторов надо вводить везде. Такие должности должны быть в центрах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которым по закону «Об образовании» поручено помогать школам справляться с такими детьми [с особенностями развития]. Но поскольку в детском доме, наверное, такой ребенок не один, логично и очень хорошо, что там введены такие должности. И такие дети смогут учиться, социализироваться, даже если это дети очень больные. Ведь еще существует понятие «социально-культурная инклюзия» – очень важно, чтобы такие дети не были вне социально-культурного общества, даже если они не «тянут» математику», – поделился своим мнением эксперт.

При этом Альтшулер обратил внимание, что, судя по информации из Нарьян-Мара, дети, с которыми будут работать тьюторы, учатся не в интернате, а в обычной школе. «Именно такой была рекомендация Ольги Голодец – чтобы дети из детских домов учились исключительно вне того места, где они живут, чтобы была социализация – это очень важно», – подчеркнул Альтшулер.

Член комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства, председатель правления межрегиональной общественной организации «Наши дети» Юлия Зимова в интервью «Клубу Регионов» отметила, что даже в Москве в детских домах для инвалидов ставки тьюторов начали появляться всего два года назад. Зимова, впрочем, считает, что сегодня ситуация начинает меняться, а о необходимости введения тьюторов в штатные расписания учебных заведений властям на местах сообщают региональные общественные палаты. Хотя в ряде субъектов сначала стоило бы решить проблему нехватки и текучки кадров в детских домах, заметила член ОП. «Но если регион благополучный и там выстроена система, работа в самих детских домах и интернатах налажена, то там уже можно говорить о тьюторах. Последнее слово здесь за региональными министерствами соцзащиты», – считает Зимова.

«В первую очередь тьюторы способствуют социализации ребенка, они ходят с детьми с особыми потребностями в школу и несколько месяцев находится с ними там, внутри, до тех пор, пока педагог не поймет, что с такими детьми делать. Потому что у нас, к сожалению, в инклюзивном образовании и даже в коррекционных школах педагоги не всегда знают, что делать с «тяжелыми» детьми, и не всегда класс, общество таких детей принимают. Здесь очень много сложностей, и нужно, чтобы несколько месяцев, а иногда и лет тьютор ходил с ребенком, присутствовал с ним или с группой детей на уроке, чтобы помогать учителю, потому что если у тебя в классе 25 детей и приходят еще пятеро с инвалидностью – это очень тяжело», – говорит эксперт.

Зимова убеждена, что тьюторы нужны не только в детдомах. Она привела пример из Подмосковья, где мать ребенка-аутиста добилась, чтобы его приняли в обычный детский сад, но через некоторое время обнаружила, что он лежит там на холодном полу и с открытыми окнами. «И эта женщина даже в суд на воспитателей не стала подавать. Просто потому, что они не понимают, как работать с такими детьми, и для них оптимальным вариантом было сделать так, чтобы он заболел и остался дома», – рассказала эксперт. «Так что тьюторы в такой ситуации – это самый оптимальный вариант, который позволяет применять индивидуальный подход к каждому ребенку», – резюмировала Зимова.

Версия для печати
Эксперты: передел власти в Нижегородской области не завершен
21 февраля депутаты думы Нижнего Новгорода выберут нового спикера, которым, скорее всего, станет выдвинутый ЕР Дмитрий Барыкин. Ранее городские депутаты почти единогласно выбрали Владимира Панова, ставленника врио губернатора Глеба Никитина, новым мэром города. Муниципальная реформа сопровождалась отстранением от власти ключевых игроков и перестройкой внутри местного отделения ЕР. «Передел власти до конца не завершен. Единственное, что завершилось, – это установление Никитиным контроля над политическим процессом», – считает политолог Александр Прудник. «Мы выстраиваем новую вертикаль», – заявил депутат областного заксобрания от ЕР Валерий Осокин. Но даже внутри партии власти есть фронда – противники ареста зампреда парламента Олега Сорокина, отметил политолог Александр Златов.