Гайзер:  суть предъявленного обвинения не была понятна с самого начала моего задержания, остается она непонятной и сейчас
3 июня 2015

Эксперт: рост цен в Крыму опережает рост зарплат

Фото: sevastopolnews.info

Как стало известно «Клубу Регионов», повышение стоимости проезда в Севастополе, о котором заявил губернатор Сергей Меняйло, пока не состоялось. Тем не менее, вопрос остается одним из самых острых, как и в целом рост цен. Политобозреватель Борис Рожин отмечает, что последнее серьезное удорожание продуктов и услуг в городе произошло при переходе с гривны на рубль, теперь же цены поднимают в попытке «пересмотреть все в новых реалиях». Политолог из Симферополя Виктор Афанасьев, отмечая, что проезд в Крыму пока гораздо дешевле, чем в других регионах России, подчеркнул: «У нас и зарплата ниже, а рост цен превышает рост зарплат».

Во вторник на совещании в правительстве Севастополя губернатор Сергей Меняйло заявил, что местные перевозчики «самостоятельно и необоснованно» пытаются поднять цены на проезд. В объявлениях об этом, которые 1 июня якобы появились в маршрутных такси, такое решение объясняется соответствующим постановлением городских властей. «Показывать пальцем на правительство, прикрывая им самостоятельные решения, недопустимо. За это мы будем привлекать к ответственности. На сегодняшний день в городском транспорте действуют те же тарифы, что и были», – заявил Меняйло.

Между тем, как стало известно «Клубу Регионов», цены на проезд в Севастополе остаются на прежнем уровне. «В больших автобусах – восемь рублей, а в микроавтобусах – от восьми до одиннадцати, – рассказали в редакции «Севастопольской газеты». – Сами водители не говорят, когда цены повысятся и на сколько. Ходят слухи, что их поднимут с середины июня. А пока нет официальной информации от правительства, пошли слухи, что проезд будет стоить 25 руб., и, конечно, люди начали возмущаться. Сейчас уже пошел новый слух про 12 руб., и возмущаться стали не так сильно».

Стоит отметить, что озабоченность у севастопольцев вызывает не только стоимость проезда, которая с весны прошлого года выросла уже более чем в два раза. Согласно данным официальной статистики, индекс потребительских цен на товары и услуги в городе составил в апреле 111,8% к декабрю 2014г.

Комментируя сложившуюся ситуацию, известный севастопольский блогер, главный редактор информационно-аналитического центра «Кассад» Борис Рожин заметил, что «любое повышение цен является проблемой, особенно для малообеспеченных слоев населения». «И хотя к ценам на проезд, которые установились в прошлом году в связи с колебанием курса рубля и ростом цен на бензин, мы привыкли, естественно, очередное повышение вызовет в той или иной мере недовольство части жителей города. Хотя я не думаю, что будут какие-то митинги», – сказал Рожин «Клубу Регионов». Вместе с тем он не исключает, что удорожание общественного транспорта может стать причиной протестного голосования в Севастополе на выборах в Госдуму в 2016г., если власти не найдут достаточных экономических обоснований для такого шага.

Несогласованность действий правительства Севастополя и автоперевозчиков Рожин объяснил частными интересами последних. По его словам, «то же самое было и на Украине», когда перевозчики лоббировали повышение тарифов «через свои связи в правительственных кругах». Эксперт при этом напомнил, что основной рост цен в Севастополе произошел в период с апреля по июнь 2014г., когда весь Крым переходил на российский рубль, курс которого постановлением правительства был установлен по отношению к гривне на уровне 3:1. Нынешнее удорожание в регионе Рожин связывает с «попыткой пересмотреть все в новых реалиях».

Напомним, в середине апреля председатель заксобрания Севастополя Алексей Чалый, констатируя неудовлетворительные результаты работы исполнительной и законодательной властей города, которые выражались, в том числе, в резком росте цен, заявил, что, если ситуацию не удастся исправить до начала лета, заксобрание и правительство должны будут уйти в отставку. Рожин полагает, что на уровне губернатора «эта линия пока не нашла поддержки» и «тема застыла». «Пока у нас нет открытых выборов, на которых можно поменять власть, какой смысл им уходить в отставку? Ну, уйдут они, но ни одной проблемы не решится», – уверен эксперт.

Заметим, в Республике Крым ситуация с ростом цен несильно отличается от севастопольской. Например, по данным Крымстата, в 2014г., по сравнению с предыдущим, индекс потребительских цен составил 142,5%. Этот показатель стал самым большим с 1996г.

Политолог из Симферополя, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и иностранных языков Академии строительства и архитектуры Крымского федерального университета Виктор Афанасьев полагает, что одна из составляющих этой проблемы – это инфраструктурное наследство, доставшееся от Украины. «Если касаться сферы транспорта, то он у нас не обновлялся в течение более чем двух десятилетий. Соответственно, он чаще ломается, и перевозчикам нужно компенсировать не только потребность в топливе и ГСМ, но и в запчастях», – рассказал эксперт «Клубу Регионов». Кроме того, по его словам, на полуострове практически нет муниципальных автотранспортных предприятий, и «транспорт по всему Крыму отдан на откуп частникам». Таким образом, у региональных властей практически нет рычагов влияния на ценовую политику в этой сфере, за исключением, пожалуй, выдачи лицензий, отметил эксперт.

Он сообщил, что сейчас проезд в общественном транспорте Симферополя стоит от семи до десяти рублей. «Конечно, справедливы аргументы, что в материковой России стоимость проезда гораздо выше, чем в Крыму и Севастополе, но мы не должны забывать, что у нас и заработная плата ниже, и мы, действительно, сталкиваемся с проблемой, когда у нас рост цен превышает рост зарплат», – подчеркнул Афанасьев.

Версия для печати
Главное
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».