Эксперт: рост цен в Крыму опережает рост зарплат
Как стало известно «Клубу Регионов», повышение стоимости проезда в Севастополе, о котором заявил губернатор Сергей Меняйло, пока не состоялось. Тем не менее, вопрос остается одним из самых острых, как и в целом рост цен. Политобозреватель Борис Рожин отмечает, что последнее серьезное удорожание продуктов и услуг в городе произошло при переходе с гривны на рубль, теперь же цены поднимают в попытке «пересмотреть все в новых реалиях». Политолог из Симферополя Виктор Афанасьев, отмечая, что проезд в Крыму пока гораздо дешевле, чем в других регионах России, подчеркнул: «У нас и зарплата ниже, а рост цен превышает рост зарплат».
Во вторник на совещании в правительстве Севастополя губернатор Сергей Меняйло заявил, что местные перевозчики «самостоятельно и необоснованно» пытаются поднять цены на проезд. В объявлениях об этом, которые 1 июня якобы появились в маршрутных такси, такое решение объясняется соответствующим постановлением городских властей. «Показывать пальцем на правительство, прикрывая им самостоятельные решения, недопустимо. За это мы будем привлекать к ответственности. На сегодняшний день в городском транспорте действуют те же тарифы, что и были», – заявил Меняйло.
Между тем, как стало известно «Клубу Регионов», цены на проезд в Севастополе остаются на прежнем уровне. «В больших автобусах – восемь рублей, а в микроавтобусах – от восьми до одиннадцати, – рассказали в редакции «Севастопольской газеты». – Сами водители не говорят, когда цены повысятся и на сколько. Ходят слухи, что их поднимут с середины июня. А пока нет официальной информации от правительства, пошли слухи, что проезд будет стоить 25 руб., и, конечно, люди начали возмущаться. Сейчас уже пошел новый слух про 12 руб., и возмущаться стали не так сильно».
Стоит отметить, что озабоченность у севастопольцев вызывает не только стоимость проезда, которая с весны прошлого года выросла уже более чем в два раза. Согласно данным официальной статистики, индекс потребительских цен на товары и услуги в городе составил в апреле 111,8% к декабрю 2014г.
Комментируя сложившуюся ситуацию, известный севастопольский блогер, главный редактор информационно-аналитического центра «Кассад» Борис Рожин заметил, что «любое повышение цен является проблемой, особенно для малообеспеченных слоев населения». «И хотя к ценам на проезд, которые установились в прошлом году в связи с колебанием курса рубля и ростом цен на бензин, мы привыкли, естественно, очередное повышение вызовет в той или иной мере недовольство части жителей города. Хотя я не думаю, что будут какие-то митинги», – сказал Рожин «Клубу Регионов». Вместе с тем он не исключает, что удорожание общественного транспорта может стать причиной протестного голосования в Севастополе на выборах в Госдуму в 2016г., если власти не найдут достаточных экономических обоснований для такого шага.
Несогласованность действий правительства Севастополя и автоперевозчиков Рожин объяснил частными интересами последних. По его словам, «то же самое было и на Украине», когда перевозчики лоббировали повышение тарифов «через свои связи в правительственных кругах». Эксперт при этом напомнил, что основной рост цен в Севастополе произошел в период с апреля по июнь 2014г., когда весь Крым переходил на российский рубль, курс которого постановлением правительства был установлен по отношению к гривне на уровне 3:1. Нынешнее удорожание в регионе Рожин связывает с «попыткой пересмотреть все в новых реалиях».
Напомним, в середине апреля председатель заксобрания Севастополя Алексей Чалый, констатируя неудовлетворительные результаты работы исполнительной и законодательной властей города, которые выражались, в том числе, в резком росте цен, заявил, что, если ситуацию не удастся исправить до начала лета, заксобрание и правительство должны будут уйти в отставку. Рожин полагает, что на уровне губернатора «эта линия пока не нашла поддержки» и «тема застыла». «Пока у нас нет открытых выборов, на которых можно поменять власть, какой смысл им уходить в отставку? Ну, уйдут они, но ни одной проблемы не решится», – уверен эксперт.
Заметим, в Республике Крым ситуация с ростом цен несильно отличается от севастопольской. Например, по данным Крымстата, в 2014г., по сравнению с предыдущим, индекс потребительских цен составил 142,5%. Этот показатель стал самым большим с 1996г.
Политолог из Симферополя, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и иностранных языков Академии строительства и архитектуры Крымского федерального университета Виктор Афанасьев полагает, что одна из составляющих этой проблемы – это инфраструктурное наследство, доставшееся от Украины. «Если касаться сферы транспорта, то он у нас не обновлялся в течение более чем двух десятилетий. Соответственно, он чаще ломается, и перевозчикам нужно компенсировать не только потребность в топливе и ГСМ, но и в запчастях», – рассказал эксперт «Клубу Регионов». Кроме того, по его словам, на полуострове практически нет муниципальных автотранспортных предприятий, и «транспорт по всему Крыму отдан на откуп частникам». Таким образом, у региональных властей практически нет рычагов влияния на ценовую политику в этой сфере, за исключением, пожалуй, выдачи лицензий, отметил эксперт.
Он сообщил, что сейчас проезд в общественном транспорте Симферополя стоит от семи до десяти рублей. «Конечно, справедливы аргументы, что в материковой России стоимость проезда гораздо выше, чем в Крыму и Севастополе, но мы не должны забывать, что у нас и заработная плата ниже, и мы, действительно, сталкиваемся с проблемой, когда у нас рост цен превышает рост зарплат», – подчеркнул Афанасьев.