Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
29 марта 2016

Политолог: федералы оттесняют регионы от кормушки при реализации масштабных проектов

На фото: порт Сабетта
Фото: polartrans.ru

Контролировать реализацию инфраструктурных проектов порта Сабетта и Северного широтного хода в Ямало-Ненецком округе будет Минэкономразвития РФ, а не региональные власти. Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», увидели в этом тенденцию. Кризис приводит к жесткой конкуренции между различными ведомствами «не только за получение финансовых средств, но и за контроль над теми средствами, которые предоставляются», пояснил политолог Александр Кынев. «Сейчас денег меньше, и федералы всех оттесняют от кормушки», – заявил политолог Алексей Кунгуров.

Дмитрий Медведев поручил Министерству экономического развития РФ в оперативном режиме следить за реализацией в Ямало-Ненецком округе инфраструктурных проектов порта Сабетта и Северного широтного хода. Ряд местных СМИ расценили установление федерального контроля как выражение недоверия и недовольство работой губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, который также несет ответственность за реализацию приоритетных для страны проектов на территории своего субъекта.

Директор Уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин с такими выводами не согласен. По его мнению, привлечение Минэкономразвития стоит рассматривать как объединяющий фактор, «плечо, на которое можно опереться». «В целом я думаю, что задача не в том, чтобы кого-то поставить под контроль, а в том, чтобы проекты были реализованы и получили новые импульсы развития. Мы знаем, что такие проекты непросто осуществляются, возникают разного рода сложности, связанные с нарушением графиков, тем, что кто-то не выполняет свои обязательства, кого-то надо подстегивать и так далее. Думаю, именно в этом ключе будет работать Минэкономразвития», – поделился своим мнением эксперт.

Гагарин уверен: в глазах федеральных властей Кобылкин по-прежнему занимает высокие позиции. «И иногда у наблюдателей и СМИ возникает искушение немного поколебать эту позицию. Но мне кажется, что это субъективный аспект, который не имеет отношения к объективной ситуации», – добавил политолог.

Другие опрошенные «Клубом Регионов» эксперты также считают, что дело не в политике, а в экономике.

«Я думаю, что просто-напросто сейчас ситуация такова, что вопрос расходования бюджетных средств приобретает особую остроту», – говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. По его словам, на уровне федеральных министерств существует «крайняя нервозность и обеспокоенность» сложившейся экономической ситуацией, что приводит к «жесткой конкуренции между различными ведомствами не только за получение финансовых средств, но и за контроль над теми средствами, которые предоставляются».

Кынев отметил, что «этот пинг-понг сейчас происходит на всех уровнях». Эксперт уверен, что в дальнейшем ситуация будет только усугубляться. «Думаю, на всё это надо смотреть не через призму отношения к конкретным губернаторам, а через призму ситуации в целом, когда центр крайне обеспокоен проблемой оптимизации расходов и контролем за реализацией самых разных программ самого разного уровня», – заключил эксперт.

Политолог из Тюменской области Алексей Кунгуров заявил «Клубу Регионов»: «Там [в ЯНАО] дело не в том, хорошо или плохо Кобылкин контролирует. Там вопрос в том, кто пилит бюджеты. Кобылкин там, наверное, и рядом не стоял. А те, кто пилит, берут сейчас [ситуацию] под свой непосредственный контроль». Эксперт обратил внимание, что раньше у регионов было больше свободы в этом отношении: «Все крупные подрядчики были типа Ротенберга, а в субподрядчики допускали предпринимателей из ближнего губернаторского круга. А сейчас денег стало меньше, соответственно, федералы всех оттесняют от кормушки. Это не только на Ямале, но и во всех других регионах».

«Бывают разные системы отношений [центра и субъектов]. Иногда ставят губернатора, – в частности, похожая схема была в Брянской области, – и говорят: «ты как хочешь, крутись-вертись, но столько-то и столько ты должен нам откатить». Но так бывает в небольших бедных регионах, – продолжает Кунгуров. – А на крупных инфраструктурных проектах типа Широтные ходы, Урал промышленный – Урал полярный, Сабетта и так далее – там распил осуществляется подрядчиками проекта, а региональные власти в принципе вписаться туда не могут, только на уровне мелких субподрядчиков – песок отсыпать и гравий возить».

Версия для печати
Главное