МВД уличило Кадырова во лжи
Заявление главы Чечни об «огне на поражение» по силовикам из других регионов, проводящих спецоперации без разрешения чеченских властей, в МВД РФ назвали недопустимым, а действия ставропольских полицейских в Грозном – правомерными. По данным ведомства, задержание Джамбулата Дадаева проводилось с ведома уголовного розыска ЧР. Таким образом, Кадыров публично лгал, утверждая, что участники спецоперации «незаконно приехали» и «выполняли заказ».
В четверг на сайте МВД РФ опубликовано официальное заявление в связи с инцидентом в Грозном и последовавшими скандальными высказываниями главы Чечни Рамзана Кадырова.
Напомним, 19 апреля полицейские из Ставрополья совместно с коллегами из Временной оперативной группировки органов и подразделений (ВОГОиП) МВД РФ провели в Грозном операцию по задержанию находившегося в федеральном розыске Джамбулата Дадаева. Вооруженный преступник оказал сопротивление и был убит.
Рядовое оперативное мероприятие вызвало неадекватную реакцию главы Чечни, который заявил, что «эти люди в форме незаконно приехали», поскольку не согласовали свои действия с чеченскими правоохранителями, а у застреленного Дадаева «даже не было пистолета».
«Я официально заявляю: если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения – будь то москвич или ставропольчанин, открыть огонь на поражение, – обратился Кадыров к чеченским силовикам. – С нами должны считаться... Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать».
В отношении проводивших задержание Дадаева полицейских в Чечне возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия»).
Сразу после инцидента руководитель ВОГОиП генерал-майор Игорь Ромашкин был снят с должности – указом президента РФ он назначен министром внутренних дел Кабардино-Балкарии. В Чечню срочно приехал начальник главного управления МВД по СКФО генерал-полковник Сергей Ченчик, который пообещал Кадырову провести объективное расследование происшествия.
Однако после призыва главы Чечни стрелять по «незаконно приехавшим» правоохранителям из других регионов МВД выступило с жестким заявлением. В нем говорится, что полицейские из Ставрополья действовали в Грозном на законных основаниях, более того, «в соответствии с установленным Министерством внутренних дел Российской Федерации порядком они обратились к своим коллегам в управлении уголовного розыска МВД по Чеченской Республике и проинформировали их о цели своего визита. В результате чего местные сыщики предложили свое содействие в проведении операции».
Также пресс-служба МВД поясняет, что «в ходе самого задержания находящийся в розыске гражданин попытался прорваться на своем автомобиле, протаранив при этом автомашину приехавших сотрудников, тем самым подвергая опасности их жизни. После чего полицейские произвели по автомобилю преступника с целью его остановки несколько выстрелов, одним из которых он был смертельно ранен. При последующем осмотре этого транспортного средства был обнаружен боевой пистолет».
В этой связи МВД России «считает недопустимым для руководителя Чеченской Республики заявление об «открытии огня на поражение» по сотрудникам из других регионов, без ведома местных правоохранительных органов проводящих спецоперации в республике».
Между тем источник «Коммерсанта» в правоохранительных органах пояснил, что для задержания Дадаева согласовывать действия с чеченскими полицейскими не было необходимости. Согласно внутриведомственным приказам, если в спецоперации была задействована федеральная структура, в данном случае ВОГОиП, то ее сотрудники имеют право проводить спецоперации во всех субъектах Федерации, не ставя в известность об этом местные правоохранительные органы.
Кроме того, источник подчеркнул, что по закону оружие может применяться для пресечения тяжких и особо тяжких преступлений, к которым даже несогласованный визит силовиков из других регионов в Чечню явно не относится. Что касается Кадырова, то он не имеет права не только разрешать местным силовикам стрелять по своим коллегам, но и вообще отдавать им какие бы то ни было приказы.
Широкий резонанс, вызванный скандальным заявлением главы Чечни, заставил его скорректировать тональность. Сделав вывод, что «бытовую ссору перевели на политический уровень», Кадыров в очередной раз продемонстрировал личную преданность Владимиру Путину: «Я пехотинец верховного главнокомандующего. Если мне дадут приказ, я его выполню на все 100%. Надо будет уйти – уйду, умереть я тоже готов».
Впрочем, декларируемая готовность Кадырова к отставке больше напоминает ультиматум. «Я говорил и говорю: если мне доверили этот регион, я должен обеспечивать безопасность, если нет – будьте добры уволить», – заявил он.
При этом глава Чечни по-прежнему настаивает на том, что ставропольские полицейские в Грозном, «по оперативной информации, выполнили заказ» и «действовали против закона».
В Кремле между тем заняли более осторожную позицию, чем в МВД. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил накануне, что в АП ознакомились с заявлением Кадырова об «открытии огня на поражение» по неместным силовикам: «Увидели, услышали, прочитали. Комментировать не буду».