5 мая 2015

Кураев: общественные советы – форма защиты театров от чиновничьего контроля

Заксобрание Петербурга предлагает Госдуме создать общественные советы, которые должны предупреждать зрителей, в том числе верующих, о возможности оскорбления их чувств. Музыкальный критик Артемий Троицкий уверен, что инициатива «антиконституционна», поскольку речь идет о «замаскированной цензуре». Диакон Андрей Кураев, напротив, увидел в общественных советах возможность для бюджетных учреждений культуры избежать контроля со стороны чиновников. Народный артист Николай Бурляев обратил внимание, что снятие с репертуара «Тангейзера» было обусловлено именно давлением общественности и экспертов.

Депутат заксобрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин намерен внести в Госдуму законопроект, частично возвращающий худсоветы, сообщают «Известия». Согласно инициативе парламентария, при учреждениях культуры (театрах, кинотеатрах, цирках, музеях и так далее) должны действовать общественные советы, которые будут давать оценку произведению до его премьеры. В случае если совет придет к мнению, что, например, театральная постановка оскорбляет чувства верующих, театр обяжут проинформировать об этом зрителей. Какими-либо иными полномочиями худсоветы, как следует из материала издания, обладать не будут.

Тем не менее, музыкальный критик и общественный деятель Артемий Троицкий убежден, что речь идет о «замаскированной цензуре», а потому инициативу депутата Анохина он считает «абсолютно антиконституционной». «На самом деле я считаю, что закон об оскорблении чувств верующих тоже антиконституционен. И если уж заниматься этим делом, то надо вводить закон об оскорблении чувств атеистов. Когда Госдума пару лет назад приняла закон об оскорблении чувств верующих, она просто открыла ящик Пандоры, и теперь из этого ящика может посыпаться все что угодно. И все это абсолютно противоречит букве Конституции. Все это абсолютно недопустимо, и это надо пресекать», – заявил Троицкий «Клубу Регионов».

Протодиакон Андрей Кураев считает, что сторонняя экспертная оценка может быть «вполне желательна» для театров, работающих с детской аудиторией, как государственных, так и частных. «Если же речь идет о государственных бюджетных учреждениях, то в этом случае создание именно общественного совета – это форма защиты таких театров от просто чиновничьего контроля», – отметил он.

«Я бы не привязывал это к чисто религиозной тематике, – добавил Кураев. – Хотя тема [оскорбления чувств верующих], действительно, есть. Пусть она достаточно идиотски о себе вопияла в последнее время, в том числе с высосанным из пальца скандалом с «Тангейзером» или с тем, что было в Мордовии с пушкинской «Метелью», где священник крайне неумно попробовал протестовать». «Но, независимо от того или иного частного скандала, сюжет действительно серьезный: как нам слышать друг друга и не ранить друг друга. Это первое. Второе: как защитить права потребителя. Потому что если я покупаю докторскую колбасу, я должен быть уверен в том, что она более-менее гарантирует мне знакомый классический вкус и состав. Если я иду в театр, привлеченный афишей традиционного автора, а на самом деле мне предлагается отсебятина под тем же именем, то это, наверное, не очень корректно», – поделился своим мнением с «Клубом Регионов» Кураев. Оценивая инициативу депутата из Петербурга, протодиакон сказал, что она «весьма интересна» как предмет для дискуссий.

Народный артист России, член Патриаршего совета по культуре Николай Бурляев приветствует инициативу Анохина и надеется, что она будет принята: «Такой законопроект уже давно надо было вносить и утверждать, а не ждать эксцессов с «Тангейзером» и прочими рубками икон и вакханалий с Pussy Riot». Бурляев заметил, что на примере с «Тангейзером» Минкульт уже отчасти опробовал такой механизм, как общественная экспертиза. «Прежде чем министр издал указ об увольнении директора Новосибирского театра, он собрал экспертов. Они посмотрели  спектакль и вынесли свое мнение о спектакле. Вслед за этим министр собрал общественный совет, где мы в лицо директору театра сказали, что не надо идти на провокации, раскалывать общество, а надо убрать крамольный постер, который ничего не прибавляет к данному действу. Директор отказался и был уволен. Потому что продюсер, которым является Минкультуры, вправе решать такие вопросы», – подчеркнул народный артист в разговоре с «Клубом Регионов».

Бурляев считает, что в состав худсоветов, о которых идет речь в законопроекте, должны входить «люди самых разных взглядов»: «И пусть поборники вседозволенности доказывают, что они имеют право растлевать сознание народа, а народ будет говорить им: «Нет, делать этого не стоит. Мы думаем о наших детях».

При этом эксперт полагает, что даже отсутствие каких-либо серьезных полномочий у общественных советов не помешает влиять на ситуацию. «Да, это будут чисто рекомендации. После чего авторы имеют право делать то, что они хотят. Но в том случае, если они не выполнят волю большинства, они станут нерукопожатными. Вот и все», – резюмировал Бурляев.

Версия для печати