11 августа 2015

Эксперт: решение правительства восприняли как простое раскулачивание

Инициатива по ограничению на законодательном уровне количества поголовья в личных подсобных хозяйствах, которую премьер-министр Дмитрий Медведев поручил рассмотреть на правительственном уровне, многими была воспринята «как простое раскулачивание», говорит эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова. При этом депутат Госдумы Николай Харитонов уверен, что, когда «у нас импортозамещение, а кормить нечем», вводить такие ограничения – это «глупость».

Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу РФ совместно с Минэкономразвития и Минфином России, а также с участием глав регионов «проработать вопрос о внесении изменений в законодательство РФ в части регулирования отношений по ведению личного подсобного хозяйства, в том числе установления ограничений поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, используемых при ведении такого хозяйства». Соответствующее поручение премьер-министр дал по итогам селекторного совещания, во время которого губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, отчитавшись о ходе уборки урожая, обратился к главе правительства с «очень большой просьбой» – внести в 112-й федеральный закон изменения либо передать на региональный уровень возможность введения ограничений по количеству животных, которое может содержаться в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). «Для нас, для Ставрополья, скажу – это пять КРС и 20 овец. Мы для себя посчитали и увидели эту ситуацию», – добавил Владимиров.

Ставропольский губернатор отметил, что в России в целом нет четкого критерия, какое хозяйство считать ЛПХ. По словам Владимирова, пользуясь этим, некоторые люди в управляемом им регионе «якобы держат личное подсобное хозяйство, у которых отара – 14 тыс. овец, у которых бычков под 1,5 тыс.», но выдают себя за владельцев ЛПХ. «При этом он не индивидуальный предприниматель, никаких страховых взносов не платит, и в то же время в отсутствие земли у себя занимается фактически вредительством и создает социальную напряженность», – пояснил суть проблемы губернатор.

Ответ главы кабмина – рассмотреть предложение Владимирова на правительственном уровне – вызвал бурную реакцию в СМИ и широкое обсуждение в соцсетях. Во вторник глава аграрного комитета Госдумы Николай Панков даже поспешил заявить, что ограничение количества скота и птицы в ЛПХ, которое может ввести правительство, будет связано с санитарными требованиями. По словам Панкова, за превышение поголовья владельцев ЛПХ не будут облагать дополнительным налогом.

Руководитель расположенного в селе Прикумское Ставропольского края одноименного ЛПХ Андрей Волков поделился с «Клубом Регионов» мнением, что ограничение количества голов, которое предложил Владимиров, может, и «разумно», «но все надо продумывать и все здесь с кондачка не решается». «Если у человека 20 соток, и он там держит пять-десять коров, то это, я считаю, нормально. За весь Ставропольский край я не могу говорить, но если речь идет о таком селе, как у нас, то держать больше в личном дворе – это уже будет просто свинство», – заявил Волков. Он также заметил, что «14 тыс. овец в своем дворе не подержишь»: «Это значит, что человек держит их где-то отдельно, на выгоне. А для этого есть соответствующие ветеринарные органы, и пусть они этим занимаются. И если кто-то действительно держит несколько тысяч овец, то пусть борются с такими».

Депутат Госдумы Николай Харитонов заявил «Клубу Регионов», что в курсе проблем Ставропольского края, о которых говорил Владимиров, но это, по его мнению, не повод заниматься такой «глупостью», как вводить ограничения по количеству животных в ЛПХ. «Я знаю проблему Ставрополья. Там идет самовольный захват земли, там нанимают людей, пасут баранов, в бюджет ничего не платят, а скот продают и деньги увозят. Но, губернатор, будь любезен, наводи порядок, наводи учет. Я не знаю, какие проблемы возникли у главы региона, но вся законодательная база сегодня позволяет в любом регионе навести порядок в этой сфере. Наоборот, надо приветствовать лишнюю голову, корову, поросенка, барана, куренка и гусенка», – сказал парламентарий. Харитонов убежден, что нельзя ограничивать людей, если они четко исполняют все законодательные акты. «У нас импортозамещение, а кормить нечем. А пальмового масла только через Кубань проходит 600 тыс. тонн. Если люди хотят жить и работать, ставьте все в правовое поле», – добавил депутат.

По словам эксперта молочного рынка Татьяны Рыбаловой, аналитики сельхозрынка «всегда немного с недоумением относятся к разделению хозяйств по категориям». По словам эксперта, сегодня производителей сельхозпродукции на категории (сельхозпредприятие, крестьянско-фермерское хозяйство и ЛПХ) делят весьма условно, «поскольку совершенно непонятно, где заканчивается ЛПХ и начинается фермерское хозяйство». Рыбалова считает, что формализация этой сферы помогла бы не только упорядочить ее и сделать более прозрачной для контроля со стороны государства, но поддержала бы и производителей. «Например, выдача кредитов просто владельцу ЛПХ и фермеру – это две разные вещи», – обратила внимание эксперт. «С другой стороны, я считаю, что государству следует поддерживать всех, а не убивать у простого народа последнее желание работать. Потому что очень многие относятся к такой инициативе как к простому раскулачиванию», – продолжила Рыбалова.

В то же время эксперт заметила, что если говорить о перспективном развитии молочной промышленности в России, то сегодня она опирается по большей части на крупных производителей, поскольку «выдержать современное высокое качество молока в ЛПХ зачастую невозможно». Однако она заметила, что личные подсобные хозяйства «имеют свое положительное значение», поскольку они «обеспечивают молоком себя и соседей». «Личные хозяйства являются опорой в тех государствах или тех регионах России, где совсем уж нет молока. Но нужно понимать, что это шаг назад, а не шаг вперед. Все-таки молоко при нынешнем уровне развития сельского хозяйства должно производиться на крупных предприятиях и крупных фермах», – убеждена Рыбалова.

Версия для печати