Эксперты: перенос китайских предприятий в ДФО должен учитывать наши интересы
Китай готов перевести часть своих предприятий на Дальний Восток. Речь идет о производствах в 12 отраслях, в том числе химической, металлургической, машиностроении. Одно из условий переноса – обязательное соблюдение установленных в России экологических требований. По мнению экспертов, любые инвестиции в Дальний Восток полезны. В то же время они отмечают, что разрешать надо перенос только самых современных производств. Наблюдатели также отмечают проблему обеспечения новых предприятий местными кадрами.
Глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил о достижении договоренностей с КНР о переводе китайских предприятий на территорию Дальнего Востока. Речь об этом шла во время визита министра в Пекин. В частности, планируется перенос на Дальний Восток производственных мощностей предприятий химической промышленности, металлургии, строительной индустрии, энергетики, машиностроения, судостроения, текстильной промышленности, цементной промышленности, сферы телекоммуникаций и сельского хозяйства.
Одно из условий переноса – обязательное соблюдение установленных в России экологических требований.
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв отметил, что у подобной идеи переноса производств есть свои плюсы и минусы: «С одной стороны, Дальний Восток настолько велик, что любые инвестиции туда полезны. Но это должно происходить с соблюдением трех условий. Первое – полное соответствие нашим экологическим нормам, потому что Китай себя излишними экологическими нормами никогда не заморачивал. Второе – не перенос старых предприятий, а развертывание современного производства. И третье – жесткое квотирование рабочей силы. Ведь сами китайцы, создавая совместные предприятия у себя на территории, разрешают иностранцам приглашать только нескольких крупных менеджеров. И можно спокойно взять их традиции. Еще один вопрос, который задают: а почему нам самим эти заводы не построить? Во-первых, потому что у нас денег нет, а во-вторых, если будут совместные предприятия, то о том, куда продавать результаты труда, голова будет болеть у китайцев».
Директор Дальневосточного Центра экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ Александр Абрамов отметил, что выгоду от реализации этой инициативы можно будет оценить тогда, когда будут известны конкретные совместные проекты: «Это всё происходит в рамках экономического пояса «Шелкового пути». У китайцев есть мегапроект, и они меняют парадигму развития, которая состоит в том, что они свое внутреннее потребление развивают, а накопленные ресурсы хотят использовать для того, чтобы этот экономический пояс создавать. Дальний Восток включен в эту парадигму. Поэтому это есть в китайских планах, а что для нас, то это нужно считать – выгодно нам или нет. Сейчас об этом сложно судить. Нужно знать конкретные проекты и тогда считать. Это может быть для нас выгодно. Даже если это будут полностью китайские производства, всё равно они нашу инфраструктуру будут использовать. Они будут платить за свет, газ, воду, аренду, транспортные расходы. Если эта продукция будет через наши порты переваливаться, то для нас это тоже выгодно».
По мнению директора Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрия Авдеева, в сотрудничестве с Китаем приоритет должен быть отдан тем проектам, где Россия находится на ведущих ролях: «Во-первых, я имею в виду всё, что связано с освоением мирового океана. И здесь главные приоритеты должны быть на судостроении, судоремонте, строительстве глубоководных аппаратов. Здесь мы многим можем дать сто очков вперед. Это то, что так или иначе может нам обеспечить серьезный приоритет с точки зрения конкурентоспособности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Второе направление – это всё, что связано с освоением космоса. Поэтому из того, что предлагают нам китайцы, нужно выбирать то, что действительно будет обеспечивать наши приоритеты. Но сначала нужно самим определиться с этими приоритетами, а потом стимулировать то, что интересно и нашим китайским партнерам. Я считаю, что должна быть собственная долгосрочная позиция, и эта позиция будет определять всё наше развитие на ХХI век. Очевидно, что исходить нужно из тех установок, которые сформулировал президент. В данном случае речь идет, прежде всего, о двух позициях – поворот на Восток и Дальний Восток как приоритет на весь ХХI век».
Председатель комитета заксобрания Амурской области по бюджету, финансам и налогам Татьяна Фарафонтова подчеркнула, что одной из проблем переноса китайских производств на Дальний Восток может стать дефицит кадров на местах: «Всё, что направлено на развитие и поддержку экономики и создания новых отраслей на Дальнем Востоке, я поддерживаю. Главное, чтобы это не осталось декларативными заявлениями. Хочется верить, что эти производства смогут работать на Дальнем Востоке на полную мощность, но на сегодняшний день, исходя из ситуации с трудовыми ресурсами, исходя из реализации здесь других проектов, возникают определенные сомнения. Я думаю, что достаточно весомым соседом сделано это заявление. Можно надеяться, что на сегодняшний день экономика этой страны позволит себе это сделать, потому что по нашим возможностям – большой вопрос».