Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
15 декабря 2017

Сговор или нужда: почему регионы наращивают коммерческие кредиты

Фото: banki.ru

«Клуб Регионов» узнал мнение экспертов о том, легко ли регионам избегать коммерческих кредитов и всегда ли их наращивание – следствие сговора властей и банков, как заподозрил Владимир Путин. Экономист Наталья Зубаревич напомнила, что регионы пошли в банки для выполнения майских указов президента в 2012г., а федеральный бюджет пришел им на помощь лишь спустя два года.

Владимир Путин на своей большой пресс-конференции высказал подозрение о сговоре властей регионов с банками, которые часто берут коммерческие кредиты. «Нужно прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты. Ведь что происходит: часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Нет, не делают этого. Сразу возникает вопрос: почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками?» – поделился своими размышлениями президент.

Согласно данным Минфина РФ, доля коммерческих кредитов в общей структуре госдолга регионов составляла на 1 октября 2017г. 24%, при этом у 15 субъектов объем долга перед коммерческими банками превышал 50% от общей задолженности. Безусловным лидером по объему коммерческих кредитов был Ненецкий округ, долг которого на 100% состоял из кредитов, взятых в коммерческих организациях. На втором месте была Астраханская область (83% коммерческих кредитов против 17% бюджетных). Кабардино-Балкария занимала третье место – в структуре ее долга доля коммерческих кредитов составляла 78%.

Депутат Госдумы от Астраханской области Олег Шеин полагает, что сговор между регионом и банком при получении кредита фактически невозможен, поскольку все эти процессы происходят публично на площадке госзакупок, и кредит в итоге предоставляет банк, предложивший наиболее низкую ставку.

Что касается Астраханской области, то она, по словам Шеина, вынуждена была наращивать долговые обязательства после падения нефтяных доходов в 2014г. «Соответственно регион продолжал нести прежние расходы и в результате оказался в ситуации пикирующего бомбардировщика, и размер долгов региона вырос с 14 до 29 млрд руб., то есть практически вдвое превысил доходы регионального бюджета», – описал он ситуацию. При этом у региона был период, когда он обращался к федеральным кредитам, которые, по словам Шеина, «вовсе не подарок»: «Они даются под очень жесткие условия, и, если они не выполняются, эти средства могут быть изъяты, что крайне дисбалансирует текущую бюджетную ситуацию». Коммерческие кредиты, по мнению депутата, иногда даже выгоднее бюджетных. Астраханская область выполнить требования федерального Минфина не смогла и вернулась к коммерческим кредитам. «Но в результате область оказалась в ситуации очень серьезных финансовых потрясений, что сопровождалось увольнением десятков тысяч людей из бюджетного сектора, уничтожением льгот для 43 тыс. ветеранов по стажу, и примеры можно продолжать», – сказал Шеин.

Свердловская область, у которой в октябре коммерческих кредитов было всего 28%, пытается досрочно их гасить. Как сообщил «Клубу Регионов» депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских, регион направит на это дополнительные доходы, которые появились в конце 2017г. «Свердловская область – одна из областей с развитой экономикой, но даже ей, видимо, указали на то, что надо избавляться от коммерческих кредитов. Но, с моей стороны, это правильное решение. Потому что, если вам в регионе нужны деньги, есть определенные порядок, требования и инструкции – собирайте документы, приходите в Минфин и доказывайте, что вам это необходимо на выполнение полномочий или реализацию программ. Я не думаю, что федеральный центр откажет, если будет нормальное обоснование и нормально подготовленные документы», – рассуждает депутат. «Требования Минфина выполнимы», – подчеркнул Альшевских.

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич к словам Владимира Путина отнеслась скептически. Она напомнила, что регионы начали обращаться к банкам, как только на них легли обязательства по выполнению майских указов. «Когда пришлось их выполнять, федералы не больно что регионам добавили. 70, а то и 80% всех расходов на выполнение указов пришлось на региональные бюджеты. Поэтому в конце 2012 и, самое страшное, в 2013г. адски рос долг, и в основном это был долг коммерческим банкам. Федеральный бюджет и Минфин очухались только в 2014г. и начали что-то делать, и в 2015–2016гг. действительно регионам навалили приличные дополнительные бюджетные кредиты», – напомнила Зубаревич.

А дальше, по ее словам, часть регионов действительно смогла реструктурировать свои долги, но часть по-прежнему продолжает кредитоваться в коммерческих банках. Зубаревич объясняет это следующим образом: «Если бюджет региона проседает по доходам, это повод пойти в коммерческий банк, потому что бюджетных кредитов, как и трансфертов, вам быстро никто не добавит. Но есть регионы, которые никаким Макаром не хотят оптимизировать расходы. И мы все их знаем: это Мордовия, Хакасия, Карелия и еще ряд других. И они настолько управленчески беспомощны или настолько лихо тратят деньги на поддержку национальной экономики, что их долг продолжает расти». Вот с такими субъектами, по словам экономиста, и нужно разбираться. «А чохом говорить, что все, кто наращивает коммерческие долги, – это редиски, у которых есть частный интерес, – это очень хорошее объяснение, только оно сделано для того, чтобы переложить ответственность с федеральной головы на региональную», – резюмировала эксперт.

Напомним, что буквально за день до пресс-конференции президента спикер парламента Хакасии Владимир Штыгашев раскритиковал Минфин РФ. «Я просто напомню, коллеги, чтобы всем было понятно. Никакой дополнительной помощи республике никто не оказывал. Ни-ка-кой! Ни одного рубля! Единственное, что нам заместили коммерческие кредиты, которые мы брали, и нас туда загоняли», – заявил парламентарий на заседании Верховного Совета республики. 

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».