21 мая 2019

Гринпис: для утилизации токсичных отходов не стоит привлекать «Росатом», у которого достаточно своих проблем

Правительство одобрило законопроект о наделении госкорпорации «Росатом» статусом оператора по обращению с отходами первого и второго классов опасности. До 2023г. в России будут созданы четыре предприятия по обработке, утилизации и обезвреживанию опасных отходов. Объем переработки каждого из них – до 50 тонн в год. Между тем эксперт Гринпис Рашид Алимов считает, что привлекать «атомную госмонополию, у которой иные задачи, другой опыт и множество нерешенных проблем с радиоактивными отходами», в качестве федерального оператора нецелесообразно.

Правительственная комиссия одобрила законопроект о наделении «Росатома» статусом федерального оператора по обращению с отходами первого и второго классов опасности (батарейки, градусники, энергосберегающие лампы). В скором времени документ направят на рассмотрение в Госдуму.

Авторы законопроекта предлагают создать единую государственную систему обращения с особо опасными отходами, центральное место в которой и займет «Росатом». Основной задачей корпорации будет утилизация техотходов первого и второго классов опасности. Для этих целей организация получит четыре комплекса – в Саратовской, Кировской и Курганской областях, а также в Удмуртии.

«Все четыре комплекса – это предприятия, участвовавшие в государственной программе по уничтожению химического оружия, – говорит руководитель проекта энергетической программы Гринпис Россия Рашид Алимов. – В свое время госкомиссию по химическому разоружению возглавлял Сергей Кириенко, впоследствии возглавивший «Росатом». Сейчас он председатель Наблюдательного совета госкорпорации. Но собственно «Росатом» и его структура «РосРАО» – и это важно – к уничтожению химоружия не имели никакого отношения».

Планируется, что после очистки и модернизации комплексов, на что из бюджета уже выделили 17,2 млрд руб., госкорпорация до 2023г. перепрофилирует их в предприятия по обработке, утилизации и обезвреживанию чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов (объем переработки – до 50 тонн в год каждый).

«Проблема отходов первого и второго классов опасности остро стоит, например, для Петербурга и Ленобласти [полигон «Красный Бор»], и как эта проблема будет решаться, в какой форме к решению подключится «Росатом», пока неясно, – говорит Алимов. – Опыт госкорпорации по обращению с радиоактивными отходами в Челябинской области [комбинат «Маяк»] и «урановые хвосты» на других предприятиях «Росатома» не дают оснований ожидать скорого решения вопросов опасных отходов. Если и нужно создавать федерального оператора токсичных отходов, то вряд ли целесообразно привлекать для этого атомную госмонополию, у которой иные задачи, другой опыт и множество нерешенных проблем с радиоактивными отходами».

Версия для печати
Главное