Эксперты: губернаторы с радостью воспользуются правом отказаться от голосования по партспискам на выборах в заксобрания
Госдума во втором чтении законопроекта о публичной власти большинством голосов поддержала новую поправку, которая позволит регионам отказываться от голосования по партийным спискам на выборах в законодательные собрания. Представители системной оппозиции в ГД ожидаемо выступили против изменений, заявляя, что они нивелируют роль партий и играют на руку ЕР, еще больше снижая шансы других партий в борьбе за мандаты.
Партии вынуждают воспитывать кадры
В адрес самой оппозиции во время таких споров всегда возникает множество претензий, что они не ведут системную кадровую работу, а за списки держатся, потому что с ними проще проводить в заксобрания непопулярных кандидатов и так называемых «кошельков».
Подобное мнение во время обсуждения поправок выражал спикер Госдумы Вячеслав Володин, сказал «Клубу Регионов» депутат ГД, бывший депутат Самарской губернской думы, избиравшийся по одномандатному округу, Михаил Матвеев: «Вчера, когда он троллил моих коллег по фракции КПРФ, он даже приводил пример, что вот такие люди, как Матвеев, выиграли выборы и что таких должно быть больше. Но это не совпадает со среднестатистической партийной позицией, потому что ЛДПР вообще считает, что выборы должны быть только по партийным спискам, у КПРФ позиция более мягкая: должно быть 50 на 50. И здесь Володин абсолютно прав в том, что интересы партийной бюрократии очень часто не совпадают ни с интересами самой партии с точки зрения ее развития, ни с интересами избирателей». При этом Матвеев подчеркивает, что путь к мандату кандидата в мажоритарном округе гораздо труднее, чем списочника, «который просто заплатил деньги».
«Но мне лично тоже непонятно, в чем проблема для партий растить кадры: поставить в рамках пятилетнего цикла задачу победы своего представителя в каком-то округе, отправить туда самодостаточного человека, готового работать, пусть даже это будет человек с деньгами, который начнет вспахивать поле и потом выиграет выборы. Но у нас многие привыкли заезжать в думы на волне народных настроений независимо от своей работы. Однако, на мой взгляд, чем больше одномандатников, тем непредсказуемее результаты выборов, тем больше в парламентах ярких людей и тем качественнее становится их работа», – продолжает депутат.
Политконсультант, гендиректор компании «Политген» Ярослав Игнатовский считает, что губернаторы-единороссы с радостью используют возможность избавиться от списочников, ведь ЕР, которая пользуется «всеми административными благами», от новых правил пострадает гораздо меньше, чем системная оппозиция, у которой нет возможности навязать борьбу в одномандатных округах: «Это ведь надо идти в округа, раскрывать образ своих кандидатов, нанимать политтехнологов, делать мощные рекламные кампании». Да и особого желания выходить из зоны комфорта у представителей оппозиции на местах Игнатовский не видит: «Конечно, им выгоднее спрятаться за проверенные бренды (КПРФ, ЛДПР), за имиджи своих уже очень пожилых предводителей и директивно ждать, что им спустят сверху лозунги, слоганы кампании, газеты пришлют и скажут, что делать». Но все это не снимает рисков того, что в регионе, где рейтинг самой власти не очень высок, появятся амбициозные и ресурсные кандидаты, которые смогут победить в одномандатных округах, допускает эксперт. На этом поле, по его мнению, вполне могут сыграть «Новые люди», которые еще не зависят от образа своего вождя. «Ну а для партий это очередной стимул, чтобы начать обновляться, что-то делать, более активно вести свою работу на региональном, муниципальном уровне», – подытожил политконсультант.
Кандидаты-звезды и смерть партийной системы
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов, комментируя ситуацию, обратил внимание, что согласно мировой практике чем ниже уровень выборов, тем правильнее избирать на них депутатов только по мажоритарным округам, без партийных списков, поскольку «на уровне местных собраний люди работают с конкретными депутатами, которые помогают им решать их жизненные проблемы». Эксперт считает верным, что на уровне Госдумы одномандатники делят места поровну со списочниками. «Но вот насколько нужно сохранять партийные списки на выборах в региональные парламенты, я однозначно сказать не могу. Это зависит от сложившейся там политический ситуации, от развития системы оппозиционных партий. В общем здесь не ответить, здесь можно только сказать, что каждый регион вправе принимать решение. Поэтому мне кажется, что закон достаточно внятный. Если у партии есть сильный кандидат, то всегда есть возможность [его победы в мажоритарном округе]. Ну вот куда ты спрячешь депутата Шлосбрега? Да никуда. В Питере есть ставшие депутатами, которые пробиваются благодаря внятной и открытой для жителей политике. Чем ярче звезда, тем больше народа ее видит», – сказал эксперт.
При этом сам Лев Шлосберг (экс-депутат Псковского областного собрания, лидер отделения «Яблоко») выступает против поправок. «Эти поправки – это очередной удар по партийной системе в России, потому что он ликвидирует по существу партии как субъект политики на всех уровнях власти. Выборы в Государственную Думу становятся неким ритуалом, который не оказывает влияния на региональную политическую жизнь. Соответственно, выборы на уровне регионов перестают быть политическими в принципе, поскольку без участия партий, без выдвижения партийных списков, без идеологических программ выборы меняют свое содержание. То есть это сознательная плановая попытка уничтожить региональную политическую повестку в принципе», – заявил он. Политик считает, что отказ от формирования региональных парламентов по принципу партийного представительства означает, что партии, включая также и «Единую Россию», как инфраструктура политической жизни в России больше не нужны. «Эта поправка – это уничтожение института политических партий в России. И остается один-единственный институт – Владимир Владимирович Путин. И этот политический институт персонифицирован на 100%, он также деидеологизирован. И в этой ситуации вся политическая конструкция Российского государства становится на одну точку, будучи перевернутой с ног на голову. То есть все Российское государство держится на Путине», – заключил собеседник «Клуба Регионов».
Как победить кандидата-одномандатника
Лидер фракции «Справедливая Россия» в Астраханской облдуме Олег Шеин, возглавлявший на выборах в 2021г. список партии, напоминает, что на выборах по списку партия получает столько голосов, сколько процентов она получила, а в одномандатном округе один кандидат получает все. «Соответственно, если за «Единую Россию» голосуют 40% избирателей, за КПРФ и «Справедливую Россию» – по 20%, а за ЛДПР – 10%, то в результате люди, поддерживающие эти партии, не получат никакого представительства в парламенте вообще. Яркие кандидаты от оппозиционных партий эту проблему не решат, потому что это вопрос не яркости кандидатов, а самой избирательной системы», – поделился своим мнением Шеин. Он убежден, что поправки в закон о выборах внесены с целью «окончательного выхолащивания остатков парламентаризма».
Депутат гордумы Екатеринбурга, избранный по списку «Яблока», политконсультант Константин Киселёв тоже выступает против поправок. «Сегодня власть в регионах через ограничение финансирования может регулировать участие кандидатов и результаты в одномандатных округах. Можно просто пригласить человека и спросить его: «По моим сведениям, ты давал деньги какой-то оппозиционной партии. Ты ничего не попутал?» И всё, несогласованных кандидатов в одномандатных округах не будет. Сейчас, конечно, происходит все то же самое, но благодаря голосованию по спискам какие-то минимальные шансы на прохождение таких кандидатов были. Поэтому после принятия этого закона оппозиционное представительство в региональных легистратурах будет гораздо меньше, чем сейчас», – уверен эксперт. Киселёв считает, что при помощи новых правил ЕР пытается бороться с потерей популярности. По его словам, 80% результата, который партия показывает на выборах, – это результат работы административной машины и принуждения избирателей.
Депутат Михаил Матвеев в беседе с «Клубом Регионов» признался, что, когда ему пришлось курировать выборы в областную, гордуму и райсоветы в Самаре, он сам столкнулся с дефицитом людей, которых можно было выдвинуть в кандидаты-одномандатники, несмотря на «огромное» количество сторонников. С другой стороны, парламентарий по опыту знает, как против оппозиционных кандидатов-мажоритариев работает админресурс. Он привел в пример депутата Октябрьского райсовета Самары, предпринимателя из города Кинель Дмитрия Асеева, который в 2021г. шел в губдуму по одному округу с руководителем фракции ЕР в губдуме Александром Живайкиным. «Так вот, как только стало известно, что он собирается баллотироваться, у него сразу же начались проблемы на предприятии: к нему приходили пожарные, санэпидемстанция, Росгвардия, и это продолжалось все выборы, прессовали его капитально, он даже вынужден был написать жалобу в Генпрокуратуру», – привел пример эксперт. Асеев выборы в итоге проиграл. А с другим кандидатом, которому помогал Матвеев, Сергеем Турусиным, по его словам, решили бороться с помощью подсчета голосов. «Из 55 участков он проиграл всего на восьми, и на одном из них – за счет колоссального количества людей, проголосовавших по выносной урне, и это голосование велось со скоростью один бюллетень в 62 секунды. Если бы можно было убрать результаты этого участка, то Турусин победил бы», – рассказал парламентарий.