Глава Камчатки:  все нормальные губернаторы дома подкаблучники. Потому что так надоедает принимать решения на работе
19 мая 2022

Эксперты оценили пиар-тактику новых губернаторов в соцсетях

Telegram-каналы заподозрили врио губернатора Рязанской области Павла Малкова в накрутке подписчиков его официального канала в Telegram. Малков стал одним из пяти губернаторов, которых президент отправил в регионы 10 мая 2022г. Вскоре все они завели себе Telegram-каналы. «Клуб Регионов» проверил их активность в Telegram и соцсетях. По мнению экспертов, в онлайне новые главы ориентируются не на избирателей, а на «политическую тусовку», но к искусственным методам накрутки пока не прибегают.

Из пяти врио свой Telegram-канал на момент назначения был только у врио губернатора Саратовской области Романа Бусаргина. Он пользуется Telegram с мая 2021г., когда еще возглавлял правительство Саратовской области. На его канал подписаны 8 тыс. пользователей, при этом треть из них дали последние десять дней.

На Малкова на момент публикации этого материала [19 мая 2022г.] в Telegram было подписано 8,7 тыс. пользователей, при этом канал был создан 12 мая 2022г., а первое сообщение в нем появилось на следующий день.

У врио губернатора Томской области Владимира Мазура канал появился 18 мая, сейчас там два поста и уже 5,8 тыс. подписчиков.

Лидером по числу подписчиков среди новых врио пока является руководитель Кировской области Александр Соколов – у него уже почти 12 тыс. подписчиков. В канале, созданном 10 мая, он разместил 10 постов.

В мессенджере также есть канал, якобы принадлежащий врио главы Марий Эл Юрию Зайцеву, на который подписаны 1,8 тыс. человек, он был создан 12 мая, но тогда пресс-служба главы региона сообщила, что никаких аккаунтов у Зайцева нет.

Фейковая аудитория никому не нужна

Руководитель компании Elect-Assist и лаборатории НСО МГУ «Интернет в электоральных процессах современной России» Виталий Ермолаев комментировать информацию о возможных накрутках аудитории врио губернаторов не стал, так как еще не анализировал их каналы. «Но я не думаю, что сами губернаторы сидят и ломают голову, как им продвигать свои Telegram-каналы и сколько ботов заводить. Если какие-то накрутки и есть, то это работа пресс-службы, которой нужно показать новому губернатору, что она работает хорошо», – сказал эксперт.

«Не знаю, как Малков, но что касается Соколова, то я не думаю, что там есть какие-то накрутки», – рассуждает политолог, гендиректор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев. Он напомнил, что Соколов возглавлял Российский союз молодежи и работал в администрации президента, у него «большая ветка связей по стране, он мог просто подписать на себя большое количество разных структур, где много народу, без каких-то технических ухищрений». По мнению политолога, никакой спущенной сверху установки о количестве подписчиков в Telegram нет, иначе число подписчиков равнялось бы ведущим каналам в их регионах.

Президент Российской ассоциации политических консультантов Григорий Казанков не видит «никакой нужды для губернаторов» накручивать количество подписчиков в Telegram: «Это лишняя трата ресурсов, которая ничего не дает. Тем более нет никакой конкуренции между губернаторами по числу подписчиков. Чего им вообще здесь конкурировать, когда им есть чем заняться. Тут вообще такая история: если человек региону интересен и если там много Telegram-каналов, если они популярны и люди привыкли брать информацию из Telegram, тогда и подписчиков у главы региона сразу становится много. Бывает, что в регионах другие интересы, где-то группы в WhatsApp лучше работают, где-то – «ВКонтакте». Казанков также говорит о том, что каждый из ресурсов собирает разную публику. «У Telegram аудитория вообще другая просто потому, что он по-другому устроен, это не соцсеть, он больше ориентирован на людей, которые интересуются тем, что происходит в политике», – уточнил эксперт. Для полноценного онлайн-позиционирования губернатор, по его мнению, должен уделять внимание всем доступным ресурсам, учитывая при этом специфику региона и интересы его жителей.

При помощи сервиса Telemetr «Клуб Регионов» проанализировал самые популярные каналы из тех, что завели только что назначенные губернаторы, – Соколова и Малкова. Проверка показала, что большую часть своей аудитории новые руководители «органично» привлекли в первые дни после создания каналов, причем к их раскрутке привлекли сторонние ресурсы. К примеру, о создании канала Малкова 13 мая было 13 упоминаний в нескольких Telegram-каналах с совокупной аудиторией около 66,7 тыс. человек, также было несколько упоминаний «ВКонтакте». Сообщения о создании канала в СМИ вполне могли привести Малкову сразу 6 тыс. подписчиков, считает привлеченный «Клубом Регионов» СММ-специалист. Telegram-канал Соколова пиарили активнее: о нем на второй день было 126 упоминаний в 59 каналах и три упоминания в ВК. «[У Соколова] статистика по просмотрам плавная, без резких скачков. Подозрений не вызывает. Думаю, тут тоже чисто», – сказал специалист.

Губернаторы уходят в элиту

По мнению Виталия Ермолаева, руководители регионов испытывают «нездоровый интерес» к Telegram. «Считается, причем совсем не правомерно, что Telegram-каналы гораздо более эффективны, чем ВК или «Одноклассники». Но мы в своей работе в регионах очень много раз встречались с тем, что ВК и «Одноклассники» в работе с населением показывают гораздо больший эффект, чем Telegram-каналы. ТГ-каналы интересны тем, кто следит за межэлитными разборками, вот тут Telegram работает хорошо, это место для слива информации, поэтому на него подписаны элиты. Но местное население, по нашим замерам, туда заходит в последнюю очередь, они вообще считают это какой-то новой модной фишкой для молодежи. Электорально-активная часть местного населения сосредоточена в основном в «Одноклассниках», на втором месте для них «ВКонтакте». Следовательно, если распространять новости через ВК и «Одноклассники», то народ их видит, наши замеры показывают, что это «попадает» в избирателя», – рассказал эксперт.

Из пяти новых врио страницы «ВКонтакте» есть у четверых. Юрий Зайцев появился там пять дней назад, но пока тоже неясно, реальный это аккаунт или фейковый. У Романа Бусаргина аккаунт ВК появился в 2020г., и он его постоянно обновляет. У Александра Соколова тоже есть страница ВК, созданная два года назад, но в ней нет ни одного поста. Самым опытным пользователем этой соцсети является Владимир Мазур, он завел аккаунт еще в 2015г., но после 9 мая 2019г. его забросил. Новые посты на его странице появились только 18 и 19 мая 2022г.

Павел Малков ВК пока игнорирует. Что касается «Одноклассников», то в них пока не зарегистрировался никто из только что назначенных губернаторов.

«Упор на Telegram говорит о том, что [врио губернаторов либо их пиарщики] ориентируются скорее на центр, что они хотят показать, что работают. С населением в соцсетях, наверное, они начнут работать чуть позже», – предположил Ермолаев.

Перекос врио губернаторов и многих их более опытных коллег из регионов в сторону Telegram-каналов Чадаев связывает с тем, что Telegram стал главной политической площадкой. «Активная политическая жизнь там. Интересно, что такой площадкой не стала сеть «ВКонтакте», хотя, казалось бы, все данные есть. А вот Telegram активно осваивается всеми, но его аудитория – это не глубинный, а «верховный» народ: активные, политизированные, журналисты, чиновники, бизнесмены, вполне себе премиальная аудитория. Ориентация на эту аудиторию новых врио говорит об их понимании ситуации и готовности идти на выборы и быть публичными фигурами в своих регионах», – поделился своим мнением политолог.

Версия для печати