Путин:  сделан еще один важный шаг в укреплении энергетической безопасности Крымского полуострова
7 июля 2014

Регионы приготовят к мониторингу межэтнических конфликтов

Фото: kremlin.ru

Владимир Путин на встрече в Кремле заявил о том, что уже до конца этого года должна заработать единая система мониторинга межнациональных отношений и предупреждения конфликтов на этнической почве. «Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой оценить готовность регионов к началу мониторинга, а также рассказать, поможет ли эта мера нормализовать межнациональные отношения в России.

До конца года в России заработает единая система мониторинга межнациональных отношений и предупреждения конфликтов на этнической почве. Об этом в ходе заседания Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям заявил Владимир Путин.

Напомним, что впервые намерение создать такую систему Владимир Путин озвучил на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое проходило в Уфе в октябре 2013г. Данная задача прописана и в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025г, которая была принята в конце 2012г.

Также стоить отметить, что решение о создании системы мониторинга межнациональных отношений было принято российскими властями на фоне обострения в России межнациональных проблем и решения федцентра наделить региональные и местные власти ответственностью за конфликтные ситуации, произошедшие на подконтрольной соответствующему уровню власти территории.

«Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой оценить готовность регионов к началу мониторинга и рассказать, поможет ли эта мера нормализовать межнациональные отношения в России.

Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, академик РАН Валерий Тишков не считает, что мониторинговые центры сразу должны появиться во всех регионах России. В первую очередь, по мнению эксперта, эта система «должна охватывать те регионы, где присутствует наиболее сложный в этническом и религиозном плане состав населения и где есть миграционные риски». «Конечно, - продолжает этнолог, - если этой системой будут охвачены Поволжский, Южный и Северокавказский федеральные округа, то это уже будет большим делом. Ну а в дальнейшем, по мере накопления опыта, эти практики можно будет распространить и на остальные регионы». «Эта система не должна быть слишком громоздкой и дорогой. Мне кажется, что она должна носить смешанный государственно-общественный характер, поскольку если мониторингом займется какая-то специальная государственная служба, то в данном случае будет существовать риск утраты независимости оценок и суждений», - добавляет Тишков.

Эксперт и координатор Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов «EAWARN» в СКФО Майя Аствацатурова замечает, что поскольку состояние межэтнических отношений в регионе сейчас включено в список критериев оценки работы глав регионов, постольку и проблем с реализацией распоряжения Путина не возникнет: «Проведение этнологического или этноконфликтологического мониторинга - процедура сложная. Она безусловно требует наличия максимально объективных профессиональных экспертов. Но сейчас показатели уровня стабильности межэтнических и этноконфессиональных отношений включены в общий рейтинг показателей стабильности и динамики регионом. И как мне кажется, что к этому стоило прийти давно».

Соглашается с коллегами и еще один член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, политолог Владимир Зорин, который отмечает: «В этом году произошел перелом в отношении руководителей регионов к вопросам этноконфессиональных отношений и проблеме предупреждения конфликтов на межнациональной основе. Данные вопросы теперь рассматриваются как важнейшие направления внутренней политики в регионах. Отсюда возросшее внимание и поддержка всего процесса по институализации управления межнациональными отношениями на региональном уровне и в органах местного самоуправления».

Кроме того, эксперт добавляет, что проблем с реализацией поручения президента по запуску мониторинга до конца года не должно возникнуть еще и потому, что эта система создается «не на пустом месте»: «в ряде регионов такой мониторинг проводится уже не один год. Кроме того, существует несколько центров независимого экспертного мониторинга: Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов «EAWARN», Институт этнологии и антропологии РАН, недавно появившийся Центр по изучению национальных конфликтов (ЦИНК) и т.д.». «То есть практически, – делает вывод Зорин, - сейчас стоит задача объединить результаты этих мониторингов в одном центре, чтобы выявить главные тенденции современного периода с учетом как данных, собранных органами власти и управления, так и информации независимых экспертов».

Версия для печати
Эксперты: порт Архангельск обладает потенциалом стать ключевым на Севморпути
В порту «Архангельск» успешно пришвартовался атомный лихтеровоз «Севморпуть», пришедший за грузами для проекта «Арктик СПГ2». С экипажем судна встретились члены правительства области. Губернатор Игорь Орлов отметил, что заход «Севморпути» открывает перед архангельским портом широкие перспективы. «Это сигнал для судовладельцев, что архангельский морской порт способен успешно обрабатывать суда больших размеров, прокладывая дорогу для организации новых судозаходов», – заявил он. Специалист в области анализа грузовых потоков Софья Каткова убеждена, что федеральный центр должен повысить приоритетность архангельского порта, который может играть важную роль не только в арктических проектах России, но и в развитии международной торговли.