Сергей Гапликов:  мужчины, всё зависит от размера пимов. Чем больше размер, тем лучше
7 июля 2014

Регионы приготовят к мониторингу межэтнических конфликтов

Фото: kremlin.ru

Владимир Путин на встрече в Кремле заявил о том, что уже до конца этого года должна заработать единая система мониторинга межнациональных отношений и предупреждения конфликтов на этнической почве. «Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой оценить готовность регионов к началу мониторинга, а также рассказать, поможет ли эта мера нормализовать межнациональные отношения в России.

До конца года в России заработает единая система мониторинга межнациональных отношений и предупреждения конфликтов на этнической почве. Об этом в ходе заседания Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям заявил Владимир Путин.

Напомним, что впервые намерение создать такую систему Владимир Путин озвучил на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое проходило в Уфе в октябре 2013г. Данная задача прописана и в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025г, которая была принята в конце 2012г.

Также стоить отметить, что решение о создании системы мониторинга межнациональных отношений было принято российскими властями на фоне обострения в России межнациональных проблем и решения федцентра наделить региональные и местные власти ответственностью за конфликтные ситуации, произошедшие на подконтрольной соответствующему уровню власти территории.

«Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой оценить готовность регионов к началу мониторинга и рассказать, поможет ли эта мера нормализовать межнациональные отношения в России.

Член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, академик РАН Валерий Тишков не считает, что мониторинговые центры сразу должны появиться во всех регионах России. В первую очередь, по мнению эксперта, эта система «должна охватывать те регионы, где присутствует наиболее сложный в этническом и религиозном плане состав населения и где есть миграционные риски». «Конечно, - продолжает этнолог, - если этой системой будут охвачены Поволжский, Южный и Северокавказский федеральные округа, то это уже будет большим делом. Ну а в дальнейшем, по мере накопления опыта, эти практики можно будет распространить и на остальные регионы». «Эта система не должна быть слишком громоздкой и дорогой. Мне кажется, что она должна носить смешанный государственно-общественный характер, поскольку если мониторингом займется какая-то специальная государственная служба, то в данном случае будет существовать риск утраты независимости оценок и суждений», - добавляет Тишков.

Эксперт и координатор Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов «EAWARN» в СКФО Майя Аствацатурова замечает, что поскольку состояние межэтнических отношений в регионе сейчас включено в список критериев оценки работы глав регионов, постольку и проблем с реализацией распоряжения Путина не возникнет: «Проведение этнологического или этноконфликтологического мониторинга - процедура сложная. Она безусловно требует наличия максимально объективных профессиональных экспертов. Но сейчас показатели уровня стабильности межэтнических и этноконфессиональных отношений включены в общий рейтинг показателей стабильности и динамики регионом. И как мне кажется, что к этому стоило прийти давно».

Соглашается с коллегами и еще один член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, политолог Владимир Зорин, который отмечает: «В этом году произошел перелом в отношении руководителей регионов к вопросам этноконфессиональных отношений и проблеме предупреждения конфликтов на межнациональной основе. Данные вопросы теперь рассматриваются как важнейшие направления внутренней политики в регионах. Отсюда возросшее внимание и поддержка всего процесса по институализации управления межнациональными отношениями на региональном уровне и в органах местного самоуправления».

Кроме того, эксперт добавляет, что проблем с реализацией поручения президента по запуску мониторинга до конца года не должно возникнуть еще и потому, что эта система создается «не на пустом месте»: «в ряде регионов такой мониторинг проводится уже не один год. Кроме того, существует несколько центров независимого экспертного мониторинга: Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов «EAWARN», Институт этнологии и антропологии РАН, недавно появившийся Центр по изучению национальных конфликтов (ЦИНК) и т.д.». «То есть практически, – делает вывод Зорин, - сейчас стоит задача объединить результаты этих мониторингов в одном центре, чтобы выявить главные тенденции современного периода с учетом как данных, собранных органами власти и управления, так и информации независимых экспертов».

Версия для печати