Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
4 сентября 2014

Лайки для губернатора: умеют ли наши политики побеждать с помощью интернета

Фото: googleusercontent.com

Предвыборная кампания в ряде российских регионов ведется не только на страницах газет, уличных билбордах и экранах телевизоров, но и в интернете: кандидаты в губернаторы ведут блоги, а их предвыборные штабы создают группы в соцсетях и выпускают вирусную рекламу. «Клуб Регионов» поинтересовался мнением экспертов, насколько широко, а главное, результативно происходит интернет-агитация в субъектах.

Региональные предвыборные кампании в России по-прежнему проходят по старинке, а новые технологии на них практически не применяются. Даже там, где кандидаты пытаются использовать для своего продвижения интернет, они в основном осваивают лишь «внешние инструменты, всю простую механику, включая выкуп баннеров, создание сайтов, вирусных роликов и привлечение блогеров», – говорит интернет-эксперт, гендиректор агентства «Стратег» Екатерина Аксенова.

Прыгание по верхушкам

Отметим, перед выборами многие из кандидатов в губернаторы, включая и тех, кто находится в статусе врио, активизировались в соцсетях: активнее выкладывают фотографии и размещают новые посты, комментируют те или иные события. Вместо некоторых губернаторов с интернет-публикой общается их команда. Так, например, более тысячи человек собрала группа «Типичный Жилкин» ВКонтакте, модераторы которой, чтобы быть ближе к молодой аудитории, постят мемы и гифки с астраханским губернатором. Тому же, кто «лайкнет» главу региона в избирательном бюллетене и чьему примеру последует больше всех друзей, обещают айфон.

А в Челябинске, где основную проблему для врио губернатора Бориса Дубровского составляют не конкуренты, а явка на выборы, распространяют вирусные ролики с персонажами Диснея, избивающими автохама, и с непечатно выражающимся хоккеистом Евгением Кузнецовым. Сделано это с одной целью – напомнить электрату, что выборы главы региона пройдут в воскресенье, 14 сентября.

Однако, по мнению Аксеновой, подобные примеры лишь верхушка айсберга. А миллионные просмотры вирусных роликов, комиксов и так далее, которых в интернет выпускают сотнями каждый день, вовсе не обещают кандидатам реальных голосов и не характеризуют работу политтехнологов с качественной стороны, подчеркнула эксперт.

«Реальная работа [в интернете] происходит там, где кандидат говорит о действительно важных для конкретной аудитории проблемах. А для этого, используя достижения современных технологий, он должен ответить на вопрос, а кто конкретно является его избирателем. При этом общение с избирателями необязательно даже должно происходить через интернет. К некоторым гораздо полезнее прийти во двор. Но все это, конечно, планируется и оценивается с помощью интернет-инструментов», – считает Аксенова.

Есть слово «не хочу»

Политконсультант, директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов вообще считает, что «интернетом у нас пользоваться не научились». «В целом на практике приходится сталкиваться с тем, что у региональных элит нет понимания того, как пользоваться теми инструментами, которые предлагает интернет», – сказал эксперт. Правда, по его словам, из этого правила существуют и исключения. В качестве такого примера он привел предвыборную кампанию нынешнего врио губернатора Орловской области Вадима Потомского, который в 2012г., баллотируясь в губернаторы Брянской области, свою кампанию в основном проводил в интернете.

Мода и результат

Непопулярность использования интернет-технологий в ходе избирательных кампаний в регионах президент Российской ассоциации политических консультантов, председатель совета директоров агентства стратегических коммуникаций «Никколо М» Игорь Минтусов связывает с их небольшим влиянием на конечное принятие решений избирателями. Согласно приведенной им статистике, использование интернет-технологий в общем успехе кампании в США составляет 50%, в России, «в силу информационной культуры усредненного избирателя», всего лишь от 10 до 20%. При этом Минтусов заметил, что в стране, тем не менее, есть специалисты, которые могут проводить кампании в интернете на высоком уровне.

А вот председатель Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев уверен, что интернет-технологии на выборах в российских регионах используются достаточно эффективно. Вместе с тем он обратил внимание: «Другое дело, что часто они применяются в кампаниях, в которых просто-напросто не нужны. Например, в Челябинске сегодня никакие технологии не нужны, Дубровский победит и так».

В то же время эксперт полагает, что именно регионы являются законодателями использования интернет-технологий во время политических кампаний, «а уже потом они захватили столицы». «Наиболее ярким примером является кампания кандидата в депутаты гордумы Екатеринбурга Леонида Волкова, который выиграл в основном за счет применения интернет-технологий», – сказал Киселев.

Версия для печати