Михаил Игнатьев:  вся грязь на меня льется, на главу Чувашии. Что Игнатьев бездействует, Игнатьев недорабатывает
4 сентября 2014

Лайки для губернатора: умеют ли наши политики побеждать с помощью интернета

Фото: googleusercontent.com

Предвыборная кампания в ряде российских регионов ведется не только на страницах газет, уличных билбордах и экранах телевизоров, но и в интернете: кандидаты в губернаторы ведут блоги, а их предвыборные штабы создают группы в соцсетях и выпускают вирусную рекламу. «Клуб Регионов» поинтересовался мнением экспертов, насколько широко, а главное, результативно происходит интернет-агитация в субъектах.

Региональные предвыборные кампании в России по-прежнему проходят по старинке, а новые технологии на них практически не применяются. Даже там, где кандидаты пытаются использовать для своего продвижения интернет, они в основном осваивают лишь «внешние инструменты, всю простую механику, включая выкуп баннеров, создание сайтов, вирусных роликов и привлечение блогеров», – говорит интернет-эксперт, гендиректор агентства «Стратег» Екатерина Аксенова.

Прыгание по верхушкам

Отметим, перед выборами многие из кандидатов в губернаторы, включая и тех, кто находится в статусе врио, активизировались в соцсетях: активнее выкладывают фотографии и размещают новые посты, комментируют те или иные события. Вместо некоторых губернаторов с интернет-публикой общается их команда. Так, например, более тысячи человек собрала группа «Типичный Жилкин» ВКонтакте, модераторы которой, чтобы быть ближе к молодой аудитории, постят мемы и гифки с астраханским губернатором. Тому же, кто «лайкнет» главу региона в избирательном бюллетене и чьему примеру последует больше всех друзей, обещают айфон.

А в Челябинске, где основную проблему для врио губернатора Бориса Дубровского составляют не конкуренты, а явка на выборы, распространяют вирусные ролики с персонажами Диснея, избивающими автохама, и с непечатно выражающимся хоккеистом Евгением Кузнецовым. Сделано это с одной целью – напомнить электрату, что выборы главы региона пройдут в воскресенье, 14 сентября.

Однако, по мнению Аксеновой, подобные примеры лишь верхушка айсберга. А миллионные просмотры вирусных роликов, комиксов и так далее, которых в интернет выпускают сотнями каждый день, вовсе не обещают кандидатам реальных голосов и не характеризуют работу политтехнологов с качественной стороны, подчеркнула эксперт.

«Реальная работа [в интернете] происходит там, где кандидат говорит о действительно важных для конкретной аудитории проблемах. А для этого, используя достижения современных технологий, он должен ответить на вопрос, а кто конкретно является его избирателем. При этом общение с избирателями необязательно даже должно происходить через интернет. К некоторым гораздо полезнее прийти во двор. Но все это, конечно, планируется и оценивается с помощью интернет-инструментов», – считает Аксенова.

Есть слово «не хочу»

Политконсультант, директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов вообще считает, что «интернетом у нас пользоваться не научились». «В целом на практике приходится сталкиваться с тем, что у региональных элит нет понимания того, как пользоваться теми инструментами, которые предлагает интернет», – сказал эксперт. Правда, по его словам, из этого правила существуют и исключения. В качестве такого примера он привел предвыборную кампанию нынешнего врио губернатора Орловской области Вадима Потомского, который в 2012г., баллотируясь в губернаторы Брянской области, свою кампанию в основном проводил в интернете.

Мода и результат

Непопулярность использования интернет-технологий в ходе избирательных кампаний в регионах президент Российской ассоциации политических консультантов, председатель совета директоров агентства стратегических коммуникаций «Никколо М» Игорь Минтусов связывает с их небольшим влиянием на конечное принятие решений избирателями. Согласно приведенной им статистике, использование интернет-технологий в общем успехе кампании в США составляет 50%, в России, «в силу информационной культуры усредненного избирателя», всего лишь от 10 до 20%. При этом Минтусов заметил, что в стране, тем не менее, есть специалисты, которые могут проводить кампании в интернете на высоком уровне.

А вот председатель Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев уверен, что интернет-технологии на выборах в российских регионах используются достаточно эффективно. Вместе с тем он обратил внимание: «Другое дело, что часто они применяются в кампаниях, в которых просто-напросто не нужны. Например, в Челябинске сегодня никакие технологии не нужны, Дубровский победит и так».

В то же время эксперт полагает, что именно регионы являются законодателями использования интернет-технологий во время политических кампаний, «а уже потом они захватили столицы». «Наиболее ярким примером является кампания кандидата в депутаты гордумы Екатеринбурга Леонида Волкова, который выиграл в основном за счет применения интернет-технологий», – сказал Киселев.

Версия для печати
Главное
Эксперты: команда губернатора Кожемяко не станет добивать КПРФ в Приморье
Депутат заксобрания Приморского края Андрей Ищенко обвинил руководство реготделения КПРФ в том, что именно партия не пустила его на повторные губернаторские выборы. Эксперты считают, что заявления Ищенко связаны с предстоящими избирательными кампаниями в Госдуму и парламент региона. По их словам, после губернаторских выборов он снизил активность, а сейчас «наверстывает упущенное». При этом политологи не исключают обострения конфликта внутри краевого комитета КПРФ. По их мнению, команда губернатора Олега Кожемяко подогревать этот конфликт не станет, поскольку позиции коммунистов уже не так сильны. А политтехнолог Александр Огневский отметил, что для команды Кожемяко «куда более опасной является ситуация с ЛДПР», которой, по его словам, может отдать предпочтение протестный электорат.