Политолог Слатинов: на мэрах сходятся претензии силовиков, жителей и всех уровней власти
Среднестатистический российский мэр занимает свой пост всего два-три года, пока его не уволят из-за желания губернатора повысить свой рейтинг или претензий силовиков, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Владимир Слатинов. По его словам, градоначальники испытывают максимальное давление со всех сторон, но отказаться от этого назначения сегодня почти невозможно – в нынешней системе никто из чиновников не может сказать «нет».
Ранее «Клуб Регионов» подсчитал, что с начала 2024г. в России в отставку ушел 21 мэр.
– Отставки мэров всегда были такими массовыми? Может, нас память подводит и такое происходит каждый год?
– Они происходят с разной степенью интенсивности, но их достаточно много в течение последних лет. Есть исследования, согласно которым средний возраст «жизни» мэра – всего два-три года, и то, если повезет. Конечно, у каждой отставки есть набор конкретных причин, но не видеть в этом тренд невозможно.
Смысл тренда заключается в следующем. Мэр – это наиболее приближенный к людям уровень публичной власти, в том числе, с точки зрения ответственности. Поэтому мэр является тем звеном, на котором сходятся претензии верхних этажей (федералов и губернаторов), всевозможных проверяющих и правоохранительных структур и жителей.
– Неужели жители еще не поняли, что от мэра ничего не зависит?
– Именно в крупных и средних городах у нас наблюдаются более критические настроения и феномен более взыскательного гражданина. Эти люди свои претензии предъявляют не только по отношению к муниципальной власти, но и по отношению к региональный и к федеральной. Но, поскольку мэр – это оператор региональной политики, поскольку он как бы находится на переднем крае, поскольку он встроен в вертикаль и фактически является назначенцем губернатора, поэтому для того, чтобы периодически снимать напряжение, губернаторы увольняют мэров.
Еще отставки мэров происходят в связи с приходом новых губернаторов. Была даже шутка, что в методичке для губернаторов новой волны говорится, что он обязательно должен выгнать старого мэра областного центра. Но это вполне естественно, поскольку новый губернатор должен «овладеть» областным центром и понравиться горожанам. То же самое, кстати, делают и губернаторы, которые идут на переизбрание – чтобы повысить свою популярность в городе они выгоняют мэров.
– Если бы у нас губернаторы менялись каждые два-три года, то ни о каком развитии и управляемости мы бы точно не говорили. В городах от частой смены мэров качество управления, получается, не страдает?
– Конечно, страдает. Но те, кто принимает по этому поводу решения, а это в основном губернаторы, считают выгоды и издержки. Для них риск дестабилизации системы городского управления всё равно ниже, чем выгодны, которые они рассчитывают получить в связи со сменой градоначальника. Тем более, поскольку городские администрации лишены автономии, они рассматриваются как некие подразделения региональной системы управления.
– При всех озвученных минусах, как все эти люди вообще соглашаются становиться мэрами?
– А вы думаете, Текслер хотел поехать губернатором в Челябинскую область или первый замминистра экономики РФ Воскресенский – в Ивановскую? Сейчас сложилась система, когда чиновник не может сказать «нет». Это универсальная закономерность. Да, мэр – это расстрельная должность, а куда деваться, если губернатор сказал?
– Перед губернаторами хотя бы на горизонте маячит пост федерального министра, если они хорошо себя покажут. А мэрам что сулят?
– Многие становятся заместителями губернаторов. Ну и все-таки кадровая политика централизуется, мы видим усиление межрегиональной ротации. В этом смысле и плюшки теоретически возможны в виде ухода с повышением в региональную власть. Во многих регионах, за которыми я наблюдаю, эта миграция довольно высока, причем, она касается не только мэров – например, председатель городского комитета финансов может стать министров финансов в области. А еще возможен и переезд в другой регион тоже с повышением.