23 июля 2024

Политолог Кудашов: основной объем электоральной мотивации был выплеснут в марте

Прогнозируемая невысокая явка на сентябрьских выборах связана с их референдумным характером, сказал в интервью «Клубу Регионов» политолог Владимир Кудашов. По его словам, оппозиция не стремится к активному участию в текущих кампаниях, а для политадминистраторов важен не результат врио губернаторов и явка, а сам факт их избрания для выполнения поручений руководства страны.
 

– Осведомленность о губернаторских выборах 85% опрошенных, кажется, говорит о том, что власть не пытается сушить явку. Чем в таком случае можно объяснить ожидаемую явку меньше 40 процентов?

– Власть явку не сушит, а прогнозы по явке связаны с конкурентностью выборов. Оппозиция не стремится к активному участию в текущих кампаниях. В целом я вижу, что выборы безальтернативны, а какая может быть явка на референдум? Кому хочется пощекотать электоральный нерв – те в выборах участвуют, но таких людей немного, поскольку основной объем электоральной мотивации был выплеснут в марте на президентских выборах.

– Много говорилось, что в рамках установок на ЕДГ-2024 АП разрешила/рекомендовала сильно явку не нагнетать. Связано ли это с тем, что в марте ее намеренно перегрели и сейчас наверху понимают, что избиратели устали от выборов, а у региональных команд нет ресурсов для повторения?

– Повторю тезис из нашей предыдущей беседы: результат и явку обеспечивает не администрация президента, а избиратели. Сейчас у какого-нибудь врио губернатора в принципе стоит задача как можно быстрее пройти эту как бы демократическую процедуру и приступить к работе, поскольку за ним око государево смотрит. И око смотрит не на то, с каким результатом он изберется, а чтобы он вообще избрался, выполнял поручения и улучшал жизнь в регионе. Для избирателей и для большинства из системы госаппарата совершенно всё равно, с какой явкой и какими процентами избран губернатор, там смотрят на другое: на экономические показатели, какие-то византийские штуки, но электоральный компонент в этом полностью отсутствует.

– То есть, никакого соревнования по явке между регионами не будет?

– Сомневаюсь, поскольку для этого надо иметь огромное количество свободного времени и желание кому-то насолить. Как мне кажется, никто не будет составлять рейтинги избранных губернаторов по результату и явке, поскольку в целом это бессмысленно. Основной политологический вопрос будет заключаться в том, представители каких партий займут вторые места – и мы с вами тоже будем заниматься этими спекуляциями.

– Вообще, явка в 35-40% – это объективно низкий результат или нормальный?

– Для демократически развитого общества это нормальная явка. Низкая явка – это 21%, когда губернатор получает 53% голосов, что значит, что он заручился поддержкой всего 10% населения. Такое у нас было с губернатором Орловым из Архангельской области, тем не менее, он спокойно доработал почти до конца срока.

– Распространение электронного голосования как может повлиять на явку в целом? Будет ли она расти, потому что голосовать из дома удобнее?

– Мы в процесс не заглядывали, но результат видели, и он говорит о том, что электронно избиратели голосуют активнее, чем идут за пирожками на избирательные участки. Думаю, всё идет к тому, что электронная явка будет повышаться.

Версия для печати