Андрей Максимов: значительная часть политтехнологов сейчас простаивает
Результаты кампаний, а не членство в реестре рукопожатных для власти должны быть единственным критерием оценки политтехнологов, заявил в интервью «Клубу Регионов» вице-президент РАПК Андрей Максимов. Ранее стало известно, что АП собирается провести конкурс «Лидеры России» для представителей политцеха. Некоторые наблюдатели расценили это как попытку разделить специалистов на тех, с кем могут и с кем не должны работать представители власти.
– Разделяете ли вы мнение, что с помощью такого конкурса пытаются создать список одобренных специалистов?
– Еще когда РАПК только создавалась, тоже звучали идеи, что это структура, которую создает государство для набора дружественных специалистов. Но тут вопрос в другом: чтобы проводить отбор среди специалистов, сначала нужно определить критерии. По критерию дружественности можно и врачей отбирать, но будут ли это лучшие врачи? Не уверен, что эта затея имеет смысл, поскольку цех и так сегрегирован на тех, кто допущен к участию в больших проектах, и тех, кто не допущен. Тех, кому можно доверить губернаторские выборы, и так знают. Хотя, и губернаторские выборы периодически проигрываются, но я не скажу, что те, кто довел до поражения, после этого что-то потеряли.
– Представителям цеха участие в конкурсе может быть интересно?
– Очень любопытно было бы посмотреть на людей, которые в этой сфере могли бы оценить мой профессионализм. К счастью, выборы – это единственный критерий, который говорит о том, профессиональный человек или нет.
– Как сейчас складываются отношения между государством и представителями цеха?
– Значительная часть нашего цеха простаивает, и для меня это непонятно, потому что хороший политтехнолог – это специалист по информационной, психологической войне, по работе в кризисных ситуациях. А у нас сейчас все это и происходит.
– Губернаторам с кем удобнее работать – с независимыми специалистами или тем, кого им АП назначит?
– Если кого-то пришлют из администрации, то с ним всё равно придется работать. А удобнее – с тем, кто профессиональнее. Тут вопрос в том, что одни рассматривают пиарщика как шестую конечность, которой им не хватает, и сами диктуют, что им делать. Но с такой работой и дворник справится, если он старательный и тщательно записывает задания, а если у него будет сертификат, что он рукопожатный – то вообще отлично. Таких заказчиков большинство. А вот если человеку нужны профессиональные услуги, то он сначала спросит, где и какие проблемы у него есть, и как их можно нейтрализовать. Но для этого надо уметь задавать вопросы и слушать профессиональные ответы. Таких как раз меньше.
– Как ДЭГ и администрирование выборов влияют на востребованность политтехнологов?
– Тут всё зависит от качества людей, руководящих территориями. Некоторые считают, что с приходом ДЭГ публичная политическая жизнь утратила целесообразность, хотя мы знаем, что и на ДЭГ кандидаты власти иногда проигрывают. Но выборы – это частный эпизод, а жизнь насыщена разными событиями. И если человек думает о своей репутации не только в глазах вышестоящего начальства, но и народа, для которого он вроде как работает, то ему политтехнолог понадобится на протяжении всего времени.
– Есть ли у представителей цеха возможность зарабатывать, не сотрудничая с властью?
– Парламентская оппозиция у нас номинальная, а непарламентской у нас нет. Но есть бизнес, с которым многие наши специалисты хорошо сотрудничают, потому что связи с общественностью что в политической, что в бизнес-сфере – это примерно одно и то же. Тем более, у отечественного бизнеса сейчас огромный потенциал роста, и он хотел бы расти грамотно. Плюс, у опытных политтехнологов остаются большие связи в органах власти, и они могут еще и GR-ом заниматься, обеспечивая, чтобы интересы бизнеса шли в гармонии с интересами государства.