24 февраля 2025

Политконсультант Андрей Максимов: на выборах в ГД-2026 электронное голосование на участках появится в регионах, где хорошо показал себя ДЭГ

По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, в регионах в ближайшие пять лет невозможно внедрение массового электронного голосования на участках, как в Москве. Она уточнила, что ни в федеральном, ни в региональных бюджетах «нет и не предвидится» статьи расходов на установку терминалов ЭГ. Вице-президент РАПК Андрей Максимов в интервью «Клубу Регионов» предположил, что масштабирование электронного голосования в регионах неизбежно, но на выборах в Госдуму в 2026 году оно, скорее всего, будет применяться точечно – там, где ранее хорошие результаты показал ДЭГ. 

– Не передает ли Памфилова таким образом позицию федерального центра, где решили не делать ставку на ЭГ ради доверия к итогам выборов в Думу? 

– Электронное голосование рождает у определенной группы людей сомнения в объективности результата, потому что проконтролировать эту историю достаточно сложно. Но дело в том, что в Москве действует своя система проведения ДЭГ, и, вполне вероятно, что ЭГ тоже замыкается на нее, а эта система не состыкована с федеральной. А федералы, возможно, ничего подобного разрабатывать и не планировали. 

– Вы говорите о сомнениях в результатах электронного голосования. Они настолько массовые, чтобы на ближайшие пару лет отказаться от его внедрения по всей стране?

– Массы ничего особенно страшного в электронном голосовании для себя не видят. А вот значительная часть экспертного сообщества, но не большинство, высказывают определенные сомнения, ссылаясь, в том числе, на зарубежный опыт, где то там, то здесь электронное голосование могут хакнуть и фальсифицировать.

– Может, в регионах вообще проигнорируют распространение ЭГ на участках и сосредоточатся на ДЭГ? И терминалы закупать не надо…

– В Москве ЭГ массового начали внедрять тоже после появления ДЭГ. Здесь речь просто о цифровизации голосования на участках. 

– Прогресс ради прогресса?

– Во многом, да, прежде всего, чтобы быть впереди планеты всей. 

– Широкого ЭГ на участках мы не увидим в 2026 году?

– Уверен, что ЭГ будет не только в Москве. Думаю, возьмут какой-то из регионов, где применяется федеральная система ДЭГ и попробуют создать под нее терминалы. Неофициально всю эту систему могут отрепетировать и в 2025 году, но запустят именно на выборах в ГД, поскольку этот эксперимент стоит денег, а их дают только на выборы Думы и президента.

– Регионам неинтересно свои бюджеты на это тратить?

– Не особенно, поскольку они не могут контролировать процесс электронного голосования. Помните, была история, когда регионы отказывались от КОИБов только потому, что он сам всё считает и выдает протокол, и хоть ты тресни, никакой работы с комиссией после этого не получается. У нас же иногда бывает принято поработать с комиссией, то есть, вернуть им обратно бюллетени и протоколы для пересчета результатов из-за того, что какие-то цифры не бьются.

– В продолжение этой темы. В одном из регионов мне рассказывали, что против цифровизации голосования выступают как раз УИКи, чтобы не лишиться премий за обеспечение результата, который «бьется».  Может ли сопротивление сотрудников комиссий затруднять цифровизацию голосования? 

– Я не сильно осведомлен о том, какие премии полагаются за обеспечение результатов голосования. Но то, что после внедрения ДЭГ и установки  терминалов для ЭГ происходит сокращение числа избирательных участков – это факт, из пяти комиссий остается всего одна. Естественно, четыре комиссии остаются не просто без премий по итогам голосования, а вообще без работы и без какого-либо вознаграждения. Но это вполне естественно, что при любой автоматизации появляются свои луддиты, которые не очень заинтересованы в станках, а хотели бы продолжать всё делать вручную. Так что вариант с внутренним сопротивлением – он тоже вполне себе возможный, поскольку 20-30 тысяч рублей, которые за свою работу может получить член комиссии, никому не лишние.

Версия для печати