Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
2 декабря 2014

Муниципалитеты как спасатели регионов

Фото: yarcube.ru

Установка региональным властям в условиях финансового кризиса искать «точки роста» в собственных муниципалитетах в большинстве случаев не приведет для последних ни к чему хорошему, уверены эксперты, опрошенные «Клубом Регионов». По их мнению, для муниципальных образований новый курс обернется не вложениями в экономику и производство, а выкачиванием средств в областной бюджет.

На семинаре с вице-губернаторами, организованном в администрации президента, регионам дали установку искать «точки роста» в собственных муниципалитетах, а не просить денег у Москвы. В ряде субъектов губернаторы уже начали проявлять активность в этом направлении, но пока эта работа ограничена «чёсом» по территориям. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты считают, что новый курс вряд ли положительно отразится на экономике муниципальных образований. По общему мнению, эти территории станут, скорее, дойными коровами для региональных властей.

Начинающим не дали шанса

Политолог из Московской области Юрий Загребной полагает, что успех новой стратегии будет напрямую зависеть от политического и экономического положения, в котором регионы находятся сейчас: «К сожалению, в нынешних условиях мы можем ожидать, что областные власти будут лишь изымать средства из муниципалитетов. Потому что для того, чтобы развивать производство, нужно как минимум два необходимых условия: это добрая воля губернаторов и финансово-организационная поддержка, а главы регионов этого себе сегодня даже при желании позволить не могут в связи с тяжелой финансовой ситуацией. Это касается тех регионов, где придется начинать с нуля. А там, где не с нуля, где есть какие-то заделы, там это может помочь. У губернатора Подмосковья Андрея Воробьева все может быть проще, чем у его коллег из других субъектов, потому что были созданы существенные заделы в направлении туристического комплекса, сельского хозяйства, логистических центров. Вполне возможно, что предыдущие инвестиции, подкрепление какими-то гарантиями и добрая воля могут что-то сделать».

Бандиты-гастролеры

Сложившаяся ситуация, по оценке председателя Хабаровского филиала Всероссийского политологического общества Леонида Бляхера, «достаточно кислая»: «По большому счету, налогоплательщиков в муниципалитетах нет, и если оттуда вынуть еще какие-то деньги, то вряд ли получится хоть что-то хорошее. Как говорил американский экономист Мансур Олсон, от стратегии «стационарного бандита» будут переходить к стратегии «бандита-гастролера». То есть, просто-напросто, деньги, которые, возможно, работали бы в муниципалитетах, будут изъяты».

При этом эксперт отметил, что внимание глав регионов к муниципалитетам – это «не всегда плохо», главное, чтобы внимание было направлено на налаживание производств. «Если губернатор здраво смотрит на вещи, он, я думаю, найдет возможность поддержать производство на уровне муниципальных образований и тогда, может быть, получится что-то хорошее. В Хабаровском же крае пока речь идет о выкачке средств: падают налоги, падают доходы бюджета, их становится реально мало и не хватает на необходимые вещи, и уже сейчас идет поиск хоть каких-то новых доходных статей в бюджет», – отметил политолог.

И грянул гром

Появление новых установок администрации президента политик из Пермского края и руководитель общественно-политического движения «Выбор» Константин Окунев считает иллюстрацией присказки «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». «Конструктивная оппозиция в течение последних десятков лет пыталась рассказать действующей власти, которая выжигала каленым железом властную и экономическую поляну, что нужно развиваться эволюционным путем: сокращать издержки, повышать качество обслуживания государственными и муниципальными бюджетными организациями, развивать конкуренцию как в политике, так и в экономике, поддерживать малый и средний бизнес, которые априори патриотичны и вкладывают на своих территориях. Но власть всего этого не слышала, нефть была выше 100 долларов за баррель, и поэтому все было хорошо и строили «Южный поток». Сейчас настало время, когда вверху озаботились этой проблемой, только сдается мне, что инструментария сегодня для оживления умершей экономики на территориях практически нет. Ситуация в стране такова, что средняя температура по больнице – это 36,6, но только в каких-то регионах бизнес уже не возродить и там температура 20, а какие-то находятся в горячечном бреду и они вот-вот покончат жизнь самоубийством. Реально же компетенции и мотивации губернаторов, мэров, руководителей районных администраций, от которых зависит развитие, на территориях не хватит, чтобы можно было что-то сделать», – поделился эксперт своим мнением.

Не те точки

Председатель Уральской гильдии политических консультантов и депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев убежден, что муниципалитет в сегодняшней экономической ситуации не может быть «точкой роста», если только это не такой промышленно-экономический центр, как Екатеринбург и Новосибирск: «Точками роста являются производства, расположенные в муниципалитетах. Естественно, вокруг сильных предприятий идет рост, особенно мелких муниципалитетов. Поэтому, как бы мы не искали «точку роста» в Верхотурье, он ею никогда не будет. Здесь нужно говорить о том, что каким-то образом можно стимулировать металлургию в той же Верхней Пышме, Полевском, Первоуральске. Но здесь также нужно четко понимать, что подобного рода крупные производства зависят не от усилий региональных властей, а от конъюнктуры на мировых рынках. Поэтому политика мудрых областных руководителей должна быть связана не с поиском мифических «точек роста», а с созданием благоприятного политического и экономического климата, как мы видим это в ряде регионов центральной России. А с этим в Свердловской области пока не сильно здорово. Все видят, насколько у нас политизированы силовые структуры, насколько у нас ангажированы суды, что для предпринимателей принципиально важно, насколько у нас отдаются приоритеты совершенно конкретным бизнесменам. То, что об этом [поиске «точек роста» в муниципалитетах] говорят, это хорошо. Но я не вижу, чтобы предпринимались какие-то действия, климат менялся и сюда, в Свердловскую область, шли инвестиции».

Спасение утопающих

Семинары для представителей региональный властей и озвученные на них ЦУ – это продолжение запущенных федеральным центром «революционных преобразований» по ликвидации разрыва между государственной и муниципальной властями, запущенного 136-ым федеральным законом, заявил политолог из Архангельска Андрей Чураков. Он добавил: «Если говорить о перспективах этой системы, то реально каких-то существенных подвижек для того, чтобы социально-экономическое положение на территории регионов улучшалось, эта система не даст. Она просто позволит губернаторам более качественно контролировать, как расходуются деньги на уровне муниципалитетов».

«У существующей ранее системы муниципальной власти был очень серьезный недостаток – это отсутствие контроля за деятельностью глав муниципальных образований. Следовательно, создавалась команда, которая расходовала бюджетные средства в свою пользу. Губернатора это могло и не волновать при условии, если у него свой бюджет был наполнен. Но поскольку в этом году ситуация в экономике коренным образом изменилась в худшую сторону, регионам сказали, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и предложили губернаторам взять в свое управление те ресурсы, которые есть в муниципалитетах. Но в том, что власть с уровня регионов будет эффективно управлять муниципалитетами, я абсолютно не уверен. Если избранный мэр был хоть как-то озабочен тем, чтобы выглядеть перед населением более-менее и переизбраться, то у сити-менеджера мотивации на это не будет, он будет озадачен только тем, чтобы отчитаться перед вышестоящим начальником, т. е. губернатором, а экономика при такой системе приходит в состояние, которые люди постарше помнят по годам советской власти», – поделился своим мнением политолог. Он добавил: «Все попытки продлить вертикаль власти до муниципального уровня обернутся дальнейшим ростом недовольства населения. Но если раньше оно могло быть канализировано в муниципальный уровень (в городе грязно, потому что мэр плохой), то через полгода, когда в городе будет сити-менеджер, обвинять будут губернатора. А поскольку губернатор у нас назначенный, то виноват будет президент. А к этому мы придем достаточно быстро в условиях, что гречка дорожает и «Южный поток» закрыли».

Версия для печати
Главное