прокуратура:  средний размер взятки в Красноярском крае в текущем году вырос до 440 тысяч рублей
4 декабря 2014

Эксперты: объединять регионы в России не будут

Фото: pikabu.ru

Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты не считают, что вслед за отменой губернаторских выборов в ХМАО, ЯНАО и НАО и передачей права губернаторам Тюменской и Архангельской областей отбирать кандидатов на эти должности последует укрупнение этих регионов. Они также не увидели признаков появления в России новых субъектных «матрешек».

Депутаты Ненецкого округа одобрили законопроект об отмене выборов главы региона с передачей права выдвижения кандидатов на эту должность губернатору Архангельской области, административной единицей которой является НАО. Аналогичное решение ранее приняли депутаты Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, входящих в Тюменскую область. Скрывается ли за этими изменениями тенденция на укрупнение регионов, и возможно ли появление в России других региональных «матрешек», «Клуб Регионов» спросил у экспертов.

Виталий Иванов, политолог, руководитель департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества:

«Теоретически каждый регион можно объединить с любым другим регионом, запретов на это в законодательстве нет. Но я считаю, что в ближайшее время ожидать этого не стоит. Федеральный центр явно разочаровался в подобных технологиях решения региональных проблем, это очень дорого, очень хлопотно и мало что дает. Понятно, что ХМАО и ЯНАО были бы достаточно сложными проектами [для объединения], там ведь живет порядка миллиона человек. Это вам не Эвенкия, где живет около 40 тыс. человек, если не меньше. Одно дело – пряником и немного кнутом заставлять объединяться мелкие, малонаселенные и неразвитые округа, которые стали субъектом федерации во многом случайно и необдуманно, ну, мало ли, что там в начале 90-х творилось.

Я считаю, что речь идет о другом. Мне кажется, что продолжается взятая в 2004г. линия посильного подчинения окружных властей властям областным. Но из этого не следует, что округа будут растворять в областях. Во-первых, по Конституции они и так едины. Во-вторых, округа развитые, населенные, со сложившимися зубастыми элитами, поэтому просто так свою субъектность они не отдадут. И, я думаю, федеральному центру в настоящее время есть чем заняться и у него нет ни ресурсов, ни желания вытягивать такой крупный проект».

Леонид Давыдов, политолог, ведущий программы «Давыдов. Индекс»: «Я не знаю, прослеживается ли в этих изменениях тенденция на объединение регионов, но это, безусловно, разумные движения, которые можно только приветствовать. И если это действительно движение к объединению, то это хорошо».

Павел Кудюкин, политолог, доцент факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ: «Тенденция на укрупнение регионов есть давно. Мы уже видели присоединение Коми-Пермяцкого округа к Пермскому краю, а Таймырского и Эвенкийского округов – к Красноярскому краю. Что же касается Тюменской и Архангельской областей и входящих в них округов, то здесь округа гораздо богаче, чем области, в которые они включены, и поэтому они не очень хотят объединяться, потому что доходами придется делиться гораздо основательней, чем сейчас. Поэтому тенденция есть, но это очень сложный вопрос политико-административного торга, и сколько-нибудь надежные прогнозы здесь давать трудно. Но, несомненно, эта тенденция есть, и я думаю, что и руководство Архангельской и Тюменской областей с большим удовольствием «съедят» эти автономные округа».

Андрей Максимов, политолог, директор департамента региональных и муниципальных программ Центра политических технологий: «Честно говоря, я не верю, что процессы такого рода, как укрепление «матрешечного» статуса, будут набирать обороты в ближайшем будущем. Понятно, что решения об этом принимаются на уровне высоких федеральных руководителей и они очень субъективны, но в целом объективные обстоятельства таковы, что в условиях экономического кризиса, когда внимание федеральной власти сосредоточено на решении бюджетных, внешнеполитических проблем, затевать какие-то территориальные преобразования вряд ли кто-то возьмется. Причем эти изменения, по сути дела, должны носить конституционный характер, а эти процессы могут серьезно расшатать базу общественной поддержки власти в определенных регионах.

Экономически те объединительные процессы, которые были реализованы с середины нулевых, себя не оправдали. Да, такого рода идеи могли возникать и могут возникать в дальнейшем, но время для них не самое удачное и маловероятно, что это будет делаться прямо сейчас.

Что же касается укрупнения регионов, то если говорить об Архангельской области и НАО, то такие попытки предпринимались не раз и это не получилось сделать даже в условиях стабильной экономической и политической ситуации. Сейчас это сделать будет еще тяжелее. А что касается Тюменской области и входящих в нее округов, то там сама по себе проблема взаимоотношений была решена на основе внутриэлитных договоренностей и, в общем, там нет глобальных финансовых и политических проблем, которые побуждали бы к изменениям. Кроме того, объединение приведет к появлению слишком большого и тяжеловесного субъекта, поэтому от этой идеи все уже давным-давно отказались».

Версия для печати