Неверов:  наши коллеги могут сосредоточиться на ведении избирательной кампании, а не только на поиске спонсоров у себя в регионе
4 декабря 2014

Эксперты: объединять регионы в России не будут

Фото: pikabu.ru

Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты не считают, что вслед за отменой губернаторских выборов в ХМАО, ЯНАО и НАО и передачей права губернаторам Тюменской и Архангельской областей отбирать кандидатов на эти должности последует укрупнение этих регионов. Они также не увидели признаков появления в России новых субъектных «матрешек».

Депутаты Ненецкого округа одобрили законопроект об отмене выборов главы региона с передачей права выдвижения кандидатов на эту должность губернатору Архангельской области, административной единицей которой является НАО. Аналогичное решение ранее приняли депутаты Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, входящих в Тюменскую область. Скрывается ли за этими изменениями тенденция на укрупнение регионов, и возможно ли появление в России других региональных «матрешек», «Клуб Регионов» спросил у экспертов.

Виталий Иванов, политолог, руководитель департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества:

«Теоретически каждый регион можно объединить с любым другим регионом, запретов на это в законодательстве нет. Но я считаю, что в ближайшее время ожидать этого не стоит. Федеральный центр явно разочаровался в подобных технологиях решения региональных проблем, это очень дорого, очень хлопотно и мало что дает. Понятно, что ХМАО и ЯНАО были бы достаточно сложными проектами [для объединения], там ведь живет порядка миллиона человек. Это вам не Эвенкия, где живет около 40 тыс. человек, если не меньше. Одно дело – пряником и немного кнутом заставлять объединяться мелкие, малонаселенные и неразвитые округа, которые стали субъектом федерации во многом случайно и необдуманно, ну, мало ли, что там в начале 90-х творилось.

Я считаю, что речь идет о другом. Мне кажется, что продолжается взятая в 2004г. линия посильного подчинения окружных властей властям областным. Но из этого не следует, что округа будут растворять в областях. Во-первых, по Конституции они и так едины. Во-вторых, округа развитые, населенные, со сложившимися зубастыми элитами, поэтому просто так свою субъектность они не отдадут. И, я думаю, федеральному центру в настоящее время есть чем заняться и у него нет ни ресурсов, ни желания вытягивать такой крупный проект».

Леонид Давыдов, политолог, ведущий программы «Давыдов. Индекс»: «Я не знаю, прослеживается ли в этих изменениях тенденция на объединение регионов, но это, безусловно, разумные движения, которые можно только приветствовать. И если это действительно движение к объединению, то это хорошо».

Павел Кудюкин, политолог, доцент факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ: «Тенденция на укрупнение регионов есть давно. Мы уже видели присоединение Коми-Пермяцкого округа к Пермскому краю, а Таймырского и Эвенкийского округов – к Красноярскому краю. Что же касается Тюменской и Архангельской областей и входящих в них округов, то здесь округа гораздо богаче, чем области, в которые они включены, и поэтому они не очень хотят объединяться, потому что доходами придется делиться гораздо основательней, чем сейчас. Поэтому тенденция есть, но это очень сложный вопрос политико-административного торга, и сколько-нибудь надежные прогнозы здесь давать трудно. Но, несомненно, эта тенденция есть, и я думаю, что и руководство Архангельской и Тюменской областей с большим удовольствием «съедят» эти автономные округа».

Андрей Максимов, политолог, директор департамента региональных и муниципальных программ Центра политических технологий: «Честно говоря, я не верю, что процессы такого рода, как укрепление «матрешечного» статуса, будут набирать обороты в ближайшем будущем. Понятно, что решения об этом принимаются на уровне высоких федеральных руководителей и они очень субъективны, но в целом объективные обстоятельства таковы, что в условиях экономического кризиса, когда внимание федеральной власти сосредоточено на решении бюджетных, внешнеполитических проблем, затевать какие-то территориальные преобразования вряд ли кто-то возьмется. Причем эти изменения, по сути дела, должны носить конституционный характер, а эти процессы могут серьезно расшатать базу общественной поддержки власти в определенных регионах.

Экономически те объединительные процессы, которые были реализованы с середины нулевых, себя не оправдали. Да, такого рода идеи могли возникать и могут возникать в дальнейшем, но время для них не самое удачное и маловероятно, что это будет делаться прямо сейчас.

Что же касается укрупнения регионов, то если говорить об Архангельской области и НАО, то такие попытки предпринимались не раз и это не получилось сделать даже в условиях стабильной экономической и политической ситуации. Сейчас это сделать будет еще тяжелее. А что касается Тюменской области и входящих в нее округов, то там сама по себе проблема взаимоотношений была решена на основе внутриэлитных договоренностей и, в общем, там нет глобальных финансовых и политических проблем, которые побуждали бы к изменениям. Кроме того, объединение приведет к появлению слишком большого и тяжеловесного субъекта, поэтому от этой идеи все уже давным-давно отказались».

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.