Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
8 февраля 2012

Денис Мацуев:

«Губернаторы понимают, что культура – это визитная карточка региона»

Фото: liveinternet.ru

Российский пианист и общественный деятель Денис Мацуев в интервью «Клубу Регионов» рассказал, что «совращал» российских губернаторов хорошей музыкой, о необходимости симфонического оркестра в каждом регионе и о том, что он, Мацуев, лично наденет на голову ведро с попкорном тому, кто будет его продавать на концертах классической музыки.

«Клуб Регионов»: Денис Леонидович, вы универсальны, судя не только по концертным программам, но и площадкам, на которых выступаете. Сегодня это может быть Карнеги-холл в Нью-Йорке или Театр Елисейских полей, а завтра - Иркутский музыкальный театр, Кемерово, Псков. При таком графике успеваете замечать, чем живет российская глубинка, как развиваются регионы?

Денис Мацуев: Для меня гастроли по России - одни из самых приоритетных гастролей, чем и занимаюсь активно уже лет 17. Проехал от Камчатки до Калининграда, всего побывал уже более чем в 110 городах России, причем в некоторых - по 20-25 раз. Потому что, во-первых, это закон для классического музыканта: если ты выступаешь перед русской публикой, то одного-двух раз недостаточно, чтобы войти в контакт с нашей русской публикой – такая уж она загадочная, трудная; нужно ее брать и временем, и кровью. Во-вторых, для меня чисто физически очень приятно и полезно выступать дома, в России. И, естественно, бывая в наших городах, я могу судить, что там происходит – как хорошие, так и не очень хорошие вещи. Вижу невооруженным глазом, как живет народ и удивляюсь: что заставляет нашу публику, получающую в основном копейки – если говорить об интеллигенции, отдавать последние деньги за билет, идти-ехать по морозу в общественном транспорте и слушать классическую музыку. Классическая музыка является лечебным фактором - понимаете, народ устал от этого ужаса, который происходит в радио- и телеэфире, в газетах – криминал, попса, шоу-бизнес. И публика сейчас вернулась в залы классической музыки, они стали хорошо заполняться. Но при этом проблема – это состояние залов. В стране есть только два новых современных зала, в которых можно играть классическую музыку – это у Гергиева концертный зал Мариинского театра и в Омске – губернатор Полежаев построил за 10 месяцев уникальный концертный зал, в котором потрясающая акустика, проект разрабатывали англичане. Я там уже два раза выступал и получил абсолютное удовольствие и просто не замечал, где я нахожусь. Было ощущение, что я не в Сибири, а где-то в Лондоне или в Вене. Это должно служить примером для всех остальных наших городов, потому что мы должны иметь как минимум 10-15 таких концертных залов.

В основном филармонии представляют собой Дома культуры, которые строились давно и в основном для партконференций, в них просто запрещено играть классическую музыку. Тогда никто не думал об акустике, но если говорить о концертном зале, первое, что должно приходить в голову, это А-КУС-ТИ-КА. А дальше уже все остальное – красота, подходы, подъезды, буфеты и т.д.

После состояния самих концертных залов вторая проблема – это содержание роялей. Покупается новый «Стенвей», который стоит 5-6 млн. рублей, - губернатор дает деньги, привозится самый лучший инструмент, на котором только можно играть. Но через три года его можно выбрасывать, хотя он должен служить 30-35 лет минимум. Это происходит из-за перепадов температуры и, конечно, из-за отсутствия школы настройщиков: ее просто нет, и с этим надо немедленно что-то делать.

Третья основная проблема – это содержание музыкальных школ в провинции: я думаю, что в довоенные годы они содержались лучше, чем сейчас. Не говоря уже о зарплатах педагогов. Да и работники симфонических оркестров в провинции получают всего 6-8 тыс. рублей. О каком вообще искусстве может идти речь, когда люди просто сводят концы с концами. Поэтому многие педагоги уезжают в Китай и учат китайских пианистов.

«Клуб Регионов»: Педагогов в музшколах испытывают мизерной зарплатой, а детей по-прежнему предметом сольфеджио. На ваш взгляд, нужно ли менять систему обучения?

Денис Мацуев: Нет, ни в коем случае. Уже пытались поменять. Но нельзя влезать в нашу систему образования, которая, пожалуй, является самой лучшей в мире – это абсолютно точная система, которая дает свои плоды. Сольфеджио необходимо музыканту, так же как гармоника, музлитература. Без этого невозможно познать настоящие азы классической музыки. Мои знаменитые старшие коллеги меня поддержат - Спиваков, Башмет, Гергиев, Темирканов – не дадим этого сделать. Я в этом уверен. Сейчас надо думать об изменении не системы образования, а зданий музыкальных школ, инструментов, потому что то, что мы имеем сейчас, – это катастрофа.

В то же время, повторю, на территории нашей страны происходит бум классической музыки, началась гастрольная жизнь. И я могу гордиться тем, что есть фестиваль «Крещендо», которому уже шесть лет. За эти шесть лет больше 100 музыкантов прошли через этот фестиваль, и если мы посмотрим на филармоническую афишу нашей страны, то, думаю, что 80% - это наши «крещендовцы»: молодые ребята, которые прославляли нашу школу за рубежом, здесь их никто не знал. Теперь ситуация изменилась, и это очень здорово. Они приезжают, преподают здесь, проводят мастер-классы – это очень важно.

Все думают, что мы впереди планеты всей, но при этом духовая школа – кларнетисты, габоисты, валторнисты – они у нас просто исчезают с каждым годом, в консерваториях недобор, и об этом тоже нужно трубить. Потому что через 10 лет в наших оркестрах на духовых инструментах будут играть китайцы и корейцы, что уже происходит на Дальнем Востоке страны.

«Клуб Регионов»: На ваших концертах часто бывают российские губернаторы. Есть среди них настоящие ценители классической музыки, а не имитаторы для публики?

Денис Мацуев: Знаете, я делаю много разных интересных вещей в нашей стране: это и фестивали, и просто турне гастрольные, куда мы привозим новые имена. Педагоги приезжают в регионы и дают мастер-классы. Наш фонд «Новые имена» дает стипендии этим маленьким звездочкам, искоркам; мы помогаем и следим за их развитием. Конечно же, без поддержки местных властей невозможно было бы провести фестиваль «Крещендо» или мои фестивали в Иркутске, Оренбурге, Перми, Челябинске. К счастью, многие губернаторы участвуют в этих фестивалях, приходят на концерты, мы общаемся. Со многими я знаком, и могу сказать, что во многих регионах губернаторы понимают, что культура – это визитная карточка области: симфонический оркестр, филармония, концертная жизнь, вообще воспитание нового поколения нашей знаменитой исполнительской школы. Есть единицы, которые говорят: «Нет, нам это не нужно, у нас своих проблем хватает», - но это буквально один-два губернатора. Остальные идут навстречу.

«Клуб Регионов»: Может, озвучим фамилии «отказников»?

Денис Мацуев: Нет, пока я не хочу их называть. Надеюсь, они изменят свое мнение. К тому же тех, кто активно поддерживает культуру, гораздо больше. Иркутский губернатор Дмитрий Мезенцев - глубоко понимающий высокий статус культуры города, оценивающий достижения культуры как духовный капитал области, активно поддерживающий фестиваль «Звезды на Байкале». Омский губернатор Леонид Полежаев, Алексей Гордеев в Воронеже, Андрей Турчак в Пскове, Олег Чиркунов в Перми - совершивший «культурную революцию» в регионе. Юрий Берг в Оренбурге, Аман Тулеев в Кемерово - осуществивший множество замечательных, самобытных проектов в сфере культуры, курирующий фестиваль «Крещендо», и я горжусь нашей теплой дружбой. Президент Татарстана Рустам Минниханов - отрадно слышать, что с его приходом «градус» культурной жизни республики стремительно возрос, его внимание к симфонической культуре региона, мудрым кадровым решениям трудно переоценить - прежде всего в поддержке симфонического оркестра, руководить которым с недавнего времени доверено моему другу Александру Сладковскому. Равиль Гениатулин в Чите - кстати, потрясающий, очень харизматичный руководитель, который уже столько лет руководит непростым регионом и беспокоится за него. В Красноярске новый губернатор Лев Кузнецов - мы с ним недавно познакомились, там тоже происходят изменения. В Белгороде замечательный губернатор Евгений Савченко – они построили новый концертный зал, очень неплохой, я играл с местным оркестром и опять поеду в этом году.

В Екатеринбурге – Александр Мишарин – хочу пожелать ему выздоровления после аварии: знаю, что дела идут на поправку, дай Бог ему здоровья. Потому что регион очень важный, конечно, и с культурной точки зрения тоже – там замечательная филармония, Уральский оркестр европейского класса, который должен дальше продолжать свое шествие по всему миру.

Я надеюсь, что в Тюмени Владимир Якушев добьет историю с симфоническим оркестром: история тянется уже года три, но это необходимо сделать, потому что наличие симфонического оркестра в городе, в области – это совсем другой статус, другие солисты, возможности для разных программ. Поверьте, это пойдет только в плюс всему региону, небедному причем - думаю, в Тюмени можно найти деньги на содержание оркестра. К тому же там есть уже потенциальный дирижер – Евгений Шестаков, бывший главный дирижер Омского симфонического оркестра.

«Клуб Регионов»: А среди зарубежных политиков есть такие, которые постоянно бывают на ваших концертах?

Денис Мацуев: С тех пор как я попал в «Новые имена», с 1992г. мы начали гастролировать по всему миру, и, помимо концертных залов, это были и высокопоставленные чиновники – европейские, американские, азиатские. Наша первая поездка была в штаб-квартиру НАТО – можете себе представить, когда группа молодых музыкантов приехала, и Манфред Вернер, покойный уже генеральный секретарь НАТО, разжигал огонь – это наша традиция - в прекрасной чаше гжельской. И он тогда сказал, что русские завоевали НАТО - с этим заголовком на следующий день вышли все брюссельские газеты.

Вообще, если говорить о культуре, она - как наши недра, а может, даже и больше, ее можно на экспорт поставлять. Если вы посмотрите на афиши зарубежных концертных залов, театров, вы увидите постоянное присутствие российских артистов, музыкантов, дирижеров, певцов. Поэтому, если говорить еще о каких-то политических концертах за рубежом, то это и ООН в Нью-Йорке, и английская королева в Букингемском дворце, и Папа Римский – для него мы три раза играли концерт в Ватикане, и тайский король, и просто президенты. Например, мы очень подружились с президентом Словении во время концерта в Любляне.

Есть некий протокол, этикет, но такого нет, как у нас в стране. Там, к примеру, не может главный дирижер нью-йоркской филармонии пойти к президенту Обаме и попросить грант для оркестра. В США такого не может быть, потому что там все оркестры частные. В последнее, кризисное, время большинство коллективов находились в шатком положении. Один из знаменитых в Америке оркестров, в Цинциннати, от банкротства спасла столетняя внучка основателя компании «Проктер энд Гэмбл» - дала 94 млн. долларов из своих средств. Вообще в Америке все оркестры, залы держатся на взносах попечителей - от тех, кто дает 100 долларов в год до миллионеров. Их имена печатают в каждой концертной программке. Я думаю, что и мы придем к этому, потому что Россия всегда была славна меценатами, которые действуют не по призыву сверху. Знаю, что и у нас есть такие меценаты, но все-таки без поддержки властей оркестрам пока не выжить.

Здесь можно провести параллель с футболом, страстным болельщиком которого я являюсь. Очень важно, когда есть своя команда в «Премьер-лиге» - важно как для властей, так и для публики, зрителей. Думаю, что футбол в равных пропорциях должны поддерживать и государство, и частные инвесторы. Потому что футбол у нас не является доходным, и даже не прибыльным, но я думаю, что нигде в мире сейчас нет прибыльной команды, кроме, разве что, «Манчестера Юнайтед» или «Барселоны». Хотя и они, насколько я понимаю, сейчас в минус уходят. Не говоря уже о культуре, которая никогда в жизни прибыльной не будет – она всегда убыточна изначально. Потому что она элитарна. Здесь невозможно обойтись без поддержки государства и спонсоров, ни в одной стране мира. Это не попса, не шоу-бизнес, это совсем другое.

«Клуб Регионов»: А то, что вы входите в состав президентского совета по культуре и искусству, - удается использовать такую близость к главе государства для решения проблем отрасли?

Денис Мацуев: Безусловно, и не только на совете это происходит. Скажем, частная беседа Юрия Хатуевича Темирканова с Владимиром Владимировичем Путиным, которая состоялась лет семь или восемь назад, когда было принято очень важное решение – учредить президентские гранты лучшим симфоническим оркестрам. Это была историческая встреча, потому что оркестры были на грани развала, наши музыканты тогда зарабатывали на жизнь частным извозом по ночам. Следующим шагом теперь, мне кажется, должны быть провинциальные симфонические оркестры, которых – настоящего уровня – на всю страну осталось не более 10. Екатеринбург, Новосибирск и Казань все-таки стоят особняком, но другим нужно помогать немедленно! Ситуация там очень непростая – и с зарплатами, и с инструментарием, и с гастролями, и с творческими планами. Нужна всесторонняя поддержка, формулировка четких принципов отношений, создание упорядоченной комплексной системы на всех уровнях – и федеральном, и региональном, и местном. Надеюсь, это произойдет, потому что иногда слезы наворачиваются, когда я приезжаю, допустим, в Киров и вижу, что у оркестрантов зарплата 5 тыс. рублей, но, несмотря на это, они репетируют со страстью, вкладывают свои эмоции в концерты. Я все-таки не чиновник, не прораб, не политик, но об этом нужно говорить, трубить везде.

Еще один момент – армейская тема. В последнее время в общежитие московской консерватории приходили из военкомата и чуть ли не силой вытаскивали людей. Это очень тонкая тема, непростая. Кто-то скажет: почему музыкант не должен идти в армию, а инженер, математик должен? Но если музыканта взять на год в армию, то на нем можно поставить крест. Если говорить прямо – музыканту просто запрещено туда ходить.

«Клуб Регионов»: Несколько региональных конкурсов, фестивалей, которые проходят под вашей маркой, – инициатива их проведения исходила от вас или от губернаторов?

Денис Мацуев: Первый фестиваль, «Звезды на Байкале» в Иркутске, который уже шесть лет проходит, – это был мой подарок родному городу, моя инициатива. Борис Говорин, возглавлявший тогда область, поддержал идею, мы вместе все продумали, и, к счастью, все следующие губернаторы также поддержали, включая нынешнего губернатора Дмитрия Мезенцева. Каждый фестиваль проходит на высочайшем уровне. «Крещендо» - это наша идея с Давидом Смелянским: фестивали прошли уже в пяти регионах, также поддержанные губернаторами. А то, что касается моих региональных проектов «Пермь», «Оренбург» и «Челябинск» - это уже местные власти обратились с просьбой провести такой фестиваль.

«Клуб Регионов»: Когда выступаете, вы сосредоточены только на инструменте или за публикой тоже наблюдаете? Как ведет себя российский и зарубежный зритель, в сравнении?

Денис Мацуев: Я выхожу играть для публики – это мой самый главный ценитель, особенно русская публика, которая меня воспитала, и я ее никогда не предам. Повторю: региональные концерты для меня всегда являются приоритетными. Я не вижу лиц в зале, публика для меня как единое целое, которое я должен завоевать и отдаться полностью, на 150% на каждом концерте.

В принципе, публика везде ведет себя одинаково – люди хлопают и уходят. Я обожаю выступать в Америке, американцы, которые приходят на концерты, хотят получить за те 60-70 долларов, которые они отдали, максимум удовольствия: они встают, кричат, все очень замечательно. Но я думаю, что русскую публику удивить гораздо сложнее, и после русской публики тебе не страшно будет выступать нигде. Это абсолютно точно.

«Клуб Регионов»: Интересно, дошел ли попкорн до концертных залов и нормально ли это, на ваш взгляд?

Денис Мацуев: Слава богу, пока нет, и, надеюсь, этого не будет. Потому что когда мы говорим о современном походе в кино, меня дрожь берет: и от того, что показывают там, и от того, насколько кино-шоу-бизнес полностью вошел в наши регионы. Кассовое кино, ориентированное на сборы, - такого же качества, как и сам попкорн, в котором ничего полезного нет. Вышел – и забыл, ничего внутри не остается. Если попкорн будет в классических залах, то можно на классической музыке ставить крест. Мы не должны этого допустить. Потому что – я говорил об этом во многих интервью – поход на концерт классической музыки - это тяжелая работа, человек должен быть подготовлен к тому, что там будет. Но если ты поймешь, что должен получить, уже не сможешь остановиться. Это как в живописи: ты не поймешь с первого раза, в чем прелесть или гениальность картины, того или иного художника. То же самое с классической музыкой. И упаси Господь: если попкорн войдет в концертные залы, я первый подойду и надену этот попкорн на голову тому, кто его продает.

«Клуб Регионов»: Анастасия Каменская, героиня детективов Александры Марининой, просыпаясь, любила включать «Времена года» Вивальди. А вы какую музыку предпочитаете по утрам или, наоборот, тишину?

Денис Мацуев: Если у меня есть возможность, я подхожу сразу к инструменту и играю то, что мне нужно играть вечером. Этого мне достаточно.

«Клуб Регионов»: Какие три музыкальных произведения должен обязательно услышать в своей жизни каждый губернатор?

Денис Мацуев: Тут абсолютно точно рецепта нет. Но могу сказать и губернаторам, и всем остальным людям – что если впервые идешь на концерт классической музыки, то идти нужно на произведения, которые ты уже когда-либо слышал. Желательно – в хорошем исполнении. Все знают концерты Чайковского, Рахманинова, пятую симфонию Бетховена, «Лунную сонату». Надо пойти сначала на эти произведения, и если это будет в хорошем исполнении, то я уверен, что человек, который обладает тонкими чувствами, поймет, что должно произойти. А эмоции могут быть разные: человек может плакать, смеяться; может, человека просто прижмет к стулу от той энергии, силы, которая посылается с концертной сцены. Поэтому точных рецептов нет, с какой музыки начинать слушать классику, но в большинстве своем губернаторы уже слышали классическую музыку: ваш покорный слуга участвовал в этом, в хорошем смысле слова, совращении.

С Денисом Мацуевым беседовала Оксана Киселёва

Версия для печати