Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
5 ноября 2014

Как долго будет восстанавливаться страховой рынок?

В 2014 году на рынке страхования России наблюдается постепенный спад деловой активности. И это не удивительно: страховой рынок сокращается вслед за экономикой страны в целом. По данным Центробанка, в первом полугодии 2014 года страховщики собрали 506 миллиардов рублей страховых премий, что на 9% больше, чем за такой же период 2013 года. При этом выплаты выросли на 11%. Страхование жизни: прирост 31% (за первый квартал почти 41%), ДМС – +11%, сборы по каско выросли на 9%, тогда как выплаты по данному виду увеличились почти на 18%.

В текущем году убыточность ОСАГО почти во всех регионах России приблизилась к показателю 100%. Страховщики требовали пересмотра тарифов на «автогражданку» и Правительство РФ пошло им на встречу. Поправочные коэффициенты ОСАГО http://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_kojefficienty остались неизменными, однако выросли базовые тарифы, что, однако, не устроило страховщиков. Они требуют дальнейшего повышения цены обязательной автостраховки.

Рост убыточности ОСАГО вызван двумя факторами:

  • Во-первых, снижением курса рубля и, как следствие, удорожанием запчастей на попавшие в ДТП застрахованные автомобили.
  • Во-вторых, введением «минимальных стандартов страхования» и «Европротокола», что, по мнению страховщиков, увеличит уровень выплат.

Стоимость каско в России также резко возросла за последние 10 месяцев. К примеру, калькулятор каско «Уралсиб» http://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/uralsib «прибавил» порядка 40%, и другие страховщики тоже не отстают. Причины повышения цен те же, что и в случае с «автогражданкой», плюс попытка за счет каско компенсировать убытки от ОСАГО.

Таким образом, на фоне снижения активности, на рынке страхования произошло увеличение цен на самые ходовые страховые продукты. Спрос на каско в результате роста цен упал, что еще больше сузило рынок. Из-за снижения объемов кредитования (ипотека и автокредиты) снизились объемы страхования жизни и имущества. Очевидно, что только устранив все существующие проблемы страховой рынок сможет существенно прибавить.

Отметим, что, в отличии от кризисных 1998 и 2008 годов, нынешний спад протекает более плавно. В этих условиях у рынка есть время перестроиться, сократить издержки, повысить эффективность деятельности и избежать, таким образом, глобальных потрясений вроде массовых банкротств, отзывов лицензии и поглощений. Но на вопрос сколько еще будет продолжаться падение точного ответа нет.

Очевидно, что курс рубля в скором времени вновь начнет укрепляться. Поправочные коэффициенты ОСАГО едва ли уже уменьшатся, а вот калькуляторы каско («Уралсиба», «Согласия» и «РГС» и других лидеров сегмента) вполне могут вернуться к прежним показателям. Для этого экономике России нужно показать хотя бы минимальный рост на протяжении двух последующих кварталов. Как этого добиться – другой вопрос.

Господдержка

Несомненно, экономике и страховому сектору нужна государственная поддержка. От снижения налогового бремени до беспроцентных кредитов. Все это возможно лишь за счет сокращения других статей расходов. Пока Правительство РФ не намерено урезать социальные расходы бюджета, однако, если рецессия затянется, шаг этот будет неизбежен.

Хотя, если зима 2014-15 года будет достаточно суровой в Европе, то валютные поступления от продажи энергоносителей позволят в полном объеме финансировать оба направления. К тому же дефицит газа в странах Евросоюза может ускорить отмену санкций, что достаточно быстро вернет рынку приличные темпы роста.

Ориентация на азиатский рынок

Правительство РФ уже сейчас ищет новые рынки сбыта для добываемых энергоносителей (основной ликвидный товар нашей страны). Развитие Китаем своего внутреннего рынка, в этом плане, России как никогда на руку. Однако, Китай не сможет закупать российский газ по европейским ценам, хотя и существенно продержит российский бюджет.

Для стабилизации и роста рынка страхования в России потребуется, по видимому, комплекс действий. Без государственной поддержки, по мнению аналитиков, рынку страхования, увы, уже не обойтись. Многие считают, что необходимо как можно скорее создавать государственную перестраховочную корпорацию, чтобы не допустить переноса сценария событий на рынке страхования туроператоров на другие сегменты страхового дела.

На правах рекламы
Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».