11 ноября 2009 | Архив

Губернаторы задумались о смерти

Главы регионов включились в дискуссию о целесообразности применения в России смертной казни. В частности, президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров уверен, что «человек, убивающий умышленно, должен быть уничтожен», а его чеченский коллега Рамзан Кадыров против этой меры. Впрочем, эксперты отмечают, что мнение губернаторского корпуса по этому вопросу интересует федеральную власть «если не в последнюю, то далеко не в первую очередь».

10 ноября на пресс-конференции в Магасе президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что выступает за смертную казнь. «Человек, убивающий умышленно, должен быть уничтожен», – приводит слова Евкурова «Интерфакс». Глава республики пояснил, что смотрит на эту проблему, «прежде всего, с точки зрения родителей убитых».

Такого же мнения придерживается и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. «Есть преступления, которые не имеют иного адекватного наказания, кроме смертной казни. Например, терроризм. Считаю, что террорист-убийца теряет свое право на жизнь в тот момент, когда лишает жизни других», – заявил Таймураз Мамсуров. Он также заметил, что, «понимая позицию правозащитников как политик», не может принять ее как человек. «После трагедии в Беслане мыслить по-другому я не смогу», – подчеркнул Мамсуров.

Из глав регионов Северного Кавказа против отмены моратория на смертную казнь высказался пока только президент Чечни Рамзан Кадыров, который считает, что высшая мера наказания не поможет в борьбе с преступностью и терроризмом. Он убежден, что местом пребывания террористов «должна быть колония, в которой они должны находиться пожизненно, круглые сутки, мечтая о наступлении скорого конца».

Ранее свое мнение о целесообразности применения в России смертной казни высказывали и другие представители губернаторского корпуса. Глава Нижегородской области Валерий Шанцев заявил изданию «Коммерсант-Власть», что он против такой меры наказания. «Во-первых, Россия, вступая в Совет Европы, взяла на себя обязательство отменить смертную казнь. Во-вторых, пожизненное заключение, да еще в специальных тюрьмах, гораздо более страшное наказание. И, наконец, во все времена и во всех странах совершались судебные ошибки. Ужасно, когда невиновного человека осуждают, но сейчас у него хотя бы остается надежда на то, что ошибка когда-нибудь будет исправлена», – сказал Шанцев.

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов считает, что «за педофилию, распространение наркотиков и терроризм должна быть смертная казнь». А глава Томской области Виктор Кресс сказал, что он «скорее против, хотя отдельных ублюдков-террористов или, что еще хуже, педофилов» стоит казнить.

Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов отмечает, что по вопросу смертной казни «мнение губернаторского корпуса федеральную власть интересует если не в последнюю, то далеко не в первую очередь». «Это не их сфера ответственности. У нас по Конституции все подобные вопросы находятся в федеральном ведении. Мнение губернаторов по этому поводу, по сути, частное мнение обычных граждан», – сказал «Клубу Регионов» Виталий Иванов. Эксперт считает, что губернаторы включаются в дискуссию о возможности возвращения смертной казни «либо в целях личного пиара, либо действительно не могут молчать и высказывают свою позицию».

Публицист Максим Шевченко заметил, что «все зависит от личного отношения президента или других руководителей страны к тому или иному главе региона, то есть «прислушивание» будет носить личный характер, характер учета личного мнения».

Как сообщает РИА Новости, 9 ноября Конституционный суд РФ завершил судебное следствие по ходатайству Верховного суда РФ, который просил КС РФ разъяснить вопрос о возможности применения с 1 января 2010г. (когда истечет срок моратория) в России смертной казни. По информации пресс-службы КС РФ, ожидается, что суд вынесет решение до Нового года.

Версия для печати