Памфилова:  я намерена с воронежским губернатором встретиться, надо все претензии по предыдущим кампаниям снять
9 июня 2010 | Архив

Президент: расходы на отдых детей должны быть защищенными статьями региональных бюджетов

Об этом Дмитрий Медведев заявил на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков. Данная работа также должна быть включена в программу социально-экономического развития регионов, а качество такого отдыха не должно снижаться.

Открывая совещание, глава государства напомнил, что с 2010г. действует новый механизм организации и финансирования летнего отдыха: функции и обязательства по его организации перенесены на полномочия субъектов Федерации. При этом на отдых детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, регионам выплачивается субсидия из федерального бюджета.

Глава государства отметил, что в ряде субъектов Федерации в этом году произошло снижение расходов, запланированных на летний отдых. В этой связи он подчеркнул, что, несмотря на общие финансовые трудности, такого рода расходы должны относиться к защищённым бюджетным статьям. Президент обратил внимание губернаторов и руководителей профильных ведомств на то, что общее число детей, отдыхающих этим летом, не должно уменьшиться, а сам отдых должен быть организован на достойном уровне.

В ходе совещания Дмитрий Медведев также указал на отсутствие чёткой программы действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей.

Основные проблемы в этой сфере связаны с инфраструктурой – большинство сооружений устарели, лагеря строились в 60-е – 80-е годы и многие из них просто пришли в негодность. Кроме того, значительная часть учреждений поменяли владельцев, были перепрофилированы, либо недостаток финансирования сказывается на их деятельности. При этом строительство новых лагерей практически не велось. Как следствие – их число сократилось.

Для исправления ситуации необходимо прежде всего развивать материально-техническую базу детских оздоровительных комплексов. При этом речь не идет о строительстве сверхкрупных объектов – важно, чтобы это были нормальные здания со всеми удобствами, чтобы обеспечивалось качественное питание и возможность занятия спортом.

Особое внимание необходимо уделить вопросам безопасности – противопожарной, транспортной, при перевозке детей к местам отдыха, а также качеству питания. Контролировать качество продукции, поставляемой в детские учреждения, должны как соответствующие службы, так и губернаторский корпус, подчеркнул глава государства.

Совещание прошло в подмосковном детском оздоровительном комплексе «Левково». Перед началом встречи Дмитрий Медведев осмотрел лагерь и пообщался с отдыхающими здесь детьми.

Выступление на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Прежде всего хочу поприветствовать бывших пионеров, которые спустя много лет собрались в пионерском лагере, хотя он сейчас, наверное, так не называется. Какое у него правильное название?

РЕПЛИКА: Детский оздоровительный лагерь.

Д.МЕДВЕДЕВ: Но суть остаётся всё равно одна и та же – возможность детям пообщаться, отдохнуть, набраться сил перед учёбой, что, конечно, особенно актуально в тот период, когда значительная часть из них просиживает целыми днями у компьютера в четырёх стенах, а летний отдых – это очень хорошее время.

Мы сейчас посмотрели, как устроен лагерь. Скажу откровенно: мне понравилось. Всё есть, всё смотрится очень живенько, в то же время нет избыточной роскоши – она здесь и не нужна. Потому что здесь должны быть нормальные условия для отдыха детей, должно быть современное оборудование, нормальные спальные корпуса, нормальные условия для занятия спортом. Здесь всё присутствует: современные стадионы, современный бассейн, пруд. Что ещё нужно?

Таких летних лагерей, не только таких, разных, есть и гораздо хуже, – у нас около трёх тысяч. Большинство детей, которые там отдыхают, – это горожане, которым такой отдых, безусловно, необходим.

Как вы знаете, с нынешнего года действует новый механизм организации и финансирования летнего отдыха. Функции и обязательства по организации летнего отдыха перенесены на полномочия субъектов Федерации. Это новая ситуация. Она, с одной стороны, может быть, упрощает что-то, с другой стороны, усложняет. Но на отдых детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, регионам выплачивается субсидия из федерального бюджета.

Понятно, что сейчас идёт переходный период, он в любом случае не является простым. Но я хотел бы обратить внимание всех присутствующих здесь руководителей субъектов Федерации, наших губернаторов, и, конечно, руководителей Правительства на то, что в любом случае общее число детей, которые отдыхают этим летом, не должно уменьшиться против тех показателей, которые были в прошлом году. Я надеюсь, что и сам отдых будет организован на достойном уровне.

Несмотря на то что меры принимаются, всё-таки у нас в стране пока отсутствует чёткая программа действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей. Всё, что мы имеем, – это всё-таки в значительной степени разрозненные усилия, а в любом случае крупных центров общероссийского значения, таких как «Орлёнок» или «Океан», в России единицы. Большая же часть региональных лагерей, за исключением ведомственных, сталкивается с серьёзными и, по сути, одинаковыми проблемами. Есть и хорошие примеры, мы сегодня находимся в лагере «Левково», здесь всё в порядке, но надо признать, что, конечно, Московская область этому уделяла внимание и бюджет позволял это делать.

Какие основные проблемы? Основные проблемы, естественно, связаны с тем, что это всё старые сооружения. Большинство лагерей построено в 60-80-е годы прошлого века, то есть ещё в советский период, и многие из них просто пришли в негодность, поменяли владельцев, в какой-то период были перепрофилированы, или если даже и не были перепрофилированы, то недостаток финансирования сказывается на их деятельности. Строительство новых лагерей в этот период практически не велось. Как следствие, их число сократилось. А растущий на сегодняшний день сегмент детского туризма пока не может удовлетворить высокий спрос на отдых во время каникул.

Кстати сказать, если сравнивать с той ситуацией, которая есть, то ситуация с детскими оздоровительными лагерями очень близка к ситуации, которая сложилась с детскими садами. И детские сады когда-то начали передавать (особенно ведомственные), продавать, растаскивать. Соответствующий фонд детских садов, детских заведений пришел в негодность. Мы сейчас его восстанавливаем по крохам. И здесь та же самая ситуация.

Прошлым летом организованно отдохнуло 7200 тысяч школьников. Это приблизительно половина от общего числа детей школьного возраста – из 13,5 миллиона человек. В принципе сама по себе цифра неплохая. Вопрос в качестве отдыха и в тех возможностях, которые дети получают во время такого отдыха.

В текущем году планируется 7400 с лишним тысяч отдыхающих. Немножко больше. Но, с другой стороны, 7 миллионов – много, но мы понимаем, что ещё 7 миллионов, значительная часть из них, проводят каникулы в городе или в пришкольных лагерях. И основная доля таких лагерей – дневного пребывания. На долю загородного отдыха приходится всего 23 процента.

Что делать? Надо развивать инфраструктуру детского отдыха, прежде всего материально-техническую часть. Ведь здесь на самом деле ничего сверхъестественного не нужно, я уже говорил о том, что здесь не нужно строить какие-то серьёзные, большие мощности, здесь нет смысла создавать отели какие-то большого размера. Это должны быть, собственно, такие же домики, какие и были всегда, только со всеми удобствами (понятно, требования изменились), в нормальном состоянии содержащиеся. Нормальная еда и нормальный спорт. Вот, собственно, и всё.

Но мы понимаем, что сеть таких организаций должна расширяться не только за счёт малозатратных форм, но и прежде всего за счёт так называемых загородных форм, спортивно-оздоровительных форм. И это требует больших инвестиций, поэтому работа на этом направлении должна вестись не только самими субъектами Федерации, но и с привлечением работодателей и профсоюзов, соответственно, потому что это как раз их одна из святых обязанностей – заботиться о работниках, об их семьях. В значительной степени это основано и на соответствующих договорах, которые существуют. Поэтому, как мне представляется, работа с нашим бизнесом в этом плане имеет неплохие перспективы.

Ну и, конечно, летний отдых – это не только отдых, но и особая среда для воспитания и дополнительного образования детей, развития их способностей. И для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, а это административный персонал, тренеры, психологи, вожатые – были подготовленными людьми, пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а не просто «отбывали номер». Здесь основная, конечно, опора, основной расчёт на студенческие отряды, на студентов педагогических университетов. У нас их немало, но нужно, естественно, выбирать лучших. Важно также и то, чтобы работа по организации детского отдыха носила комплексный характер и находила отражение в региональных программах социально-экономического развития. Об этом, я думаю, коллеги, которые здесь присутствуют, расскажут.

И качество организации, ещё раз хочу сказать, не должно снижаться. В ряде случаев это, к сожалению, происходит. Я никого не буду сейчас специально здесь поминать, но даже в крупных субъектах Федерации в этом году произошло снижение расходов, которые запланированы на летний отдых. Это не очень хорошо. Я, конечно, понимаю, что у нас у всех бюджеты тяжёлые, есть свои трудности, но есть и защищённые статьи. На мой взгляд, такого рода расходы, расходы по организации летнего отдыха детей и подростков, должны относиться к защищённым статьям бюджета.

Надо, кстати, точно знать, какое количество родителей не смогут полностью оплатить путёвки, потому что сейчас этот отдых тоже стоит денег, это не те копейки, которые платились в советский период. Тогда, по сути, в лагерях большинство детей отдыхало бесплатно, а сейчас это стоит денег. И надо выявлять тех родителей, которые хотели бы отправить своих детей, но у которых нет средств оплатить путёвки, и проводить соответствующую заявочную кампанию. Средства на отдых таких детей идут из федерального бюджета, как я уже сказал. В этом году их размер увеличен в три раза. И, насколько я понимаю, это около 4 миллиардов рублей – 4100 миллионов рублей. Это деньги, и нужно ими правильно распорядиться. Это позволит, кстати сказать, отдохнуть довольно значительному числу детей. Но нужно, чтобы эти заявки вовремя направлялись, чтобы родители знали о возможности воспользоваться такого рода средствами, ну и чтобы регионы не спали, а объясняли им, как можно это сделать.

И последняя вещь из того, что я хотел сказать, последняя по номеру, но не по степени значимости, – безопасность детского загородного отдыха. Она включает в себя целый спектр проблем. Во-первых, это вопросы перевозки к местам отдыха, потому что, мы знаем, это иногда десятки, а то и сотни километров. Я не говорю даже о дальних лагерях на море – это уже тысячи. Вопросы безопасности проживания в лагере, в том числе качество пищи. К сожалению, периодически случаются пищевые отравления, мы знаем, это происходит с определённой регулярностью. Это плохо, это означает, что работа не ведётся правильным образом. Мы понимаем, чья эта ответственность. И за этим надо следить всем: и губернаторам, и соответствующим службам. А наши службы должны правильным образом контролировать такие учреждения, потому что когда наступают последствия, они значительно хуже и тяжелее, чем если бы вовремя были приняты меры, допустим, даже ограничительного порядка.

И нужно понять требования к поставщикам и производителям продуктов питания, чтобы не «впаривали» всякую дрянь. Такое тоже, к сожалению, случается. Это вопрос престижа, кстати, самого региона – следить за тем, чтобы детям направлялось лучшее продовольствие.

Ещё одна тема – противопожарная безопасность. Я хотел бы, чтобы присутствующие здесь руководители регионов проинформировали меня, какие меры противопожарной безопасности принимаются. У нас, вы знаете, обычно такие меры начинают принимать только после наступления тяжёлого, а иногда просто трагического результата. Нужно заранее этим заниматься, тем более в детских дошкольных учреждениях, в детских лагерях отдыха. Мы проводили целый набор совещаний на эту тему: и в прошлом году, в феврале, я проводил, и в ноябре проводил – после известных очень печальных событий. Но это не значит, что смотреть нужно только на клубы и гонять всех, кто танцевать пришёл. Нужно смотреть везде.

Вот круг вопросов. Если, коллеги, у вас есть что-то ещё, естественно, давайте поговорим об этом. Я хотел бы услышать и соображения о том, что в законодательстве можно было бы изменить для организации более качественного отдыха детей и какие, может быть, позитивные примеры есть в наших регионах, которые здесь представлены. Я уверен, коллеги расскажут.

Вообще-то надо признать, это всё-таки хорошая штука – такие лагеря. Мы, может быть, в таком полемическом задоре в 90-е годы как-то к этому относились более скептически, считали, что эти лагеря в значительной мере были идеологизированы: красные галстуки, ещё что-то. Но даже в галстуках ничего страшного нет, а уж тем более в таком совместном отдыхе. Могу вам сказать, я сейчас пообщался с детьми, они производят просто блестящее впечатление своим настроением. Чувствуется, что для них настолько важно, что они вместе, что они на природе, что у них есть возможность вместе отдыхать, вместе слушать музыку, на танцы ходить, в футбол играть, не знаю, фильмы смотреть... Всё-таки все здесь присутствующие росли несколько в другое время. Мы много проводили времени на улице, много гуляли – дефицита такого общения не было, во всяком случае, у меня точно не было. Уверен, что и у всех вас тоже. Сейчас в силу разных причин, в том числе из-за того, что жизнь изменилась, образование стало более сложным, дети действительно проводят много времени дома, у компьютеров, просто за тетрадями. И для них вот эта возможность особенно счастливая – возможность пообщаться. Поэтому нам нужно сделать всё, чтобы этот отдых был и качественным, и очень полезным.

Давайте продолжим общение.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, хотел бы вас поблагодарить за то, что вы занимаетесь детьми, каждый у себя в регионе, – это одна из важнейших задач власти. И несмотря на то, что у нас сейчас рыночная экономика и лагеря по другому принципу построены, за это приходится платить или из своего кармана, или с теми субсидиями, – это не должно сказываться на качестве обслуживания. Наоборот, оно должно расти. Если говорить по-честному, то что бы мы сейчас ни говорили, как бы мы ни критиковали нынешнюю жизнь – мы ведь помним, какие лагеря раньше были. Ну да, «Артек» и «Орлёнок» – это круто. А остальные? Очень разные были. Тогда просто отношение людей было другим. «Вот отправили в пионерский лагерь, там в палатках живут, все эти удобства… Да какие удобства? Лес рядом» – на таком уровне было представление. Но это, правда, ничего не стоило.

Сейчас ситуация другая. Сейчас практически все родители хотят, чтобы их дети отдыхали по-настоящему, как следует. Они теперь платят за это из собственного кармана, зачастую даже без всяких компенсаций. Это приличные деньги получаются – десятки тысяч рублей за одну смену. Поэтому здесь нужно, конечно, думать и о благоустройстве лагерей. И то, о чём все здесь говорили, что материальная база и инвестиции – это самое главное, это действительно так. Поэтому я в целом поддерживаю ту инициативу, которую Валерий Вениаминович [Гаевский] высказал и коллеги поддержали. Давайте подумаем, может быть, её нужно во что-то федеральное превратить. Если, конечно, в этом будет толк – лишняя бумажка на федеральном уровне не нужна. Но если это будет конкретная программа с разбивкой на территории, с привлечением внебюджетного финансирования, с привлечением компаний – то это было бы неплохо.

Ещё раз обращаю внимание всех присутствующих здесь губернаторов и руководителей Правительства на то, что нужно заниматься общей базой лагерей и не допускать разбазаривания соответствующего имущества, не допускать распродажи. Да, у нас были трудные времена. Ещё раз говорю: что продано, то продано. Но что касается того, что сейчас живёт или потенциально может быть оживлено, даже если это относится к имуществу частных компаний или профсоюзов – всё равно власть должна держать нос по ветру. Можно найти инвестора, можно предложить какие-то условия выкупа. Потому что в противном случае мы столкнёмся с тем, что через какое-то время у нас вообще ничего не останется. Поэтому следите за этим. Потребуется – я подключу прокуратуру и другие правоохранительные структуры. Всегда можно договориться.

По поводу того, что делать дальше: я не уверен, откровенно говоря, что нам нужно тиражировать очень большие лагеря. Да, у нас должны быть большие лагеря, особенно на юге, на Черноморском побережье, на Ставрополье. Но в целом всё-таки самодостаточными являются вот такие малые и средние лагеря. Здесь ведь сколько – 250 деток? Это абсолютно нормально. Потому что когда это конвейер – тоже какие-то вещи утрачиваются. Но, конечно, в определённых местах сохранение крупных центров, всероссийских центров, необходимо. А в других местах, мне кажется, вполне разумно оставаться в режиме средних заведений.

По стандартам, по поощрению тех, кто трудится, по юридической форме (то, о чём Дмитрий Вадимович [Зеленин] говорил) различного рода учреждений летнего отдыха – хотел бы, чтобы Правительство подготовило свои предложения. Перечень поручений есть, но я его ещё дополню и, соответственно, подпишу.

Впереди лето, расслабляться нельзя. Нужно контролировать качество, нужно контролировать безопасность, и нужно делать всё, что зависит от наших региональных властей, контролируя всё это и на федеральном уровне.

Поэтому – до встречи. Спасибо Александру Николаевичу [Ткачёву] за приглашение в «Орлёнок».

Пресс-служба Президента России

Версия для печати
Главное
Эксперты: передел власти в Нижегородской области не завершен
21 февраля депутаты думы Нижнего Новгорода выберут нового спикера, которым, скорее всего, станет выдвинутый ЕР Дмитрий Барыкин. Ранее городские депутаты почти единогласно выбрали Владимира Панова, ставленника врио губернатора Глеба Никитина, новым мэром города. Муниципальная реформа сопровождалась отстранением от власти ключевых игроков и перестройкой внутри местного отделения ЕР. «Передел власти до конца не завершен. Единственное, что завершилось, – это установление Никитиным контроля над политическим процессом», – считает политолог Александр Прудник. «Мы выстраиваем новую вертикаль», – заявил депутат областного заксобрания от ЕР Валерий Осокин. Но даже внутри партии власти есть фронда – противники ареста зампреда парламента Олега Сорокина, отметил политолог Александр Златов.