Президент: расходы на отдых детей должны быть защищенными статьями региональных бюджетов
Об этом Дмитрий Медведев заявил на совещании по организации летнего отдыха детей и подростков. Данная работа также должна быть включена в программу социально-экономического развития регионов, а качество такого отдыха не должно снижаться.
Открывая совещание, глава государства напомнил, что с 2010г. действует новый механизм организации и финансирования летнего отдыха: функции и обязательства по его организации перенесены на полномочия субъектов Федерации. При этом на отдых детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, регионам выплачивается субсидия из федерального бюджета.
Глава государства отметил, что в ряде субъектов Федерации в этом году произошло снижение расходов, запланированных на летний отдых. В этой связи он подчеркнул, что, несмотря на общие финансовые трудности, такого рода расходы должны относиться к защищённым бюджетным статьям. Президент обратил внимание губернаторов и руководителей профильных ведомств на то, что общее число детей, отдыхающих этим летом, не должно уменьшиться, а сам отдых должен быть организован на достойном уровне.
В ходе совещания Дмитрий Медведев также указал на отсутствие чёткой программы действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей.
Основные проблемы в этой сфере связаны с инфраструктурой – большинство сооружений устарели, лагеря строились в 60-е – 80-е годы и многие из них просто пришли в негодность. Кроме того, значительная часть учреждений поменяли владельцев, были перепрофилированы, либо недостаток финансирования сказывается на их деятельности. При этом строительство новых лагерей практически не велось. Как следствие – их число сократилось.
Для исправления ситуации необходимо прежде всего развивать материально-техническую базу детских оздоровительных комплексов. При этом речь не идет о строительстве сверхкрупных объектов – важно, чтобы это были нормальные здания со всеми удобствами, чтобы обеспечивалось качественное питание и возможность занятия спортом.
Особое внимание необходимо уделить вопросам безопасности – противопожарной, транспортной, при перевозке детей к местам отдыха, а также качеству питания. Контролировать качество продукции, поставляемой в детские учреждения, должны как соответствующие службы, так и губернаторский корпус, подчеркнул глава государства.
Совещание прошло в подмосковном детском оздоровительном комплексе «Левково». Перед началом встречи Дмитрий Медведев осмотрел лагерь и пообщался с отдыхающими здесь детьми.
Выступление на совещании по организации летнего отдыха детей и подростковД.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!
Прежде всего хочу поприветствовать бывших пионеров, которые спустя много лет собрались в пионерском лагере, хотя он сейчас, наверное, так не называется. Какое у него правильное название?
РЕПЛИКА: Детский оздоровительный лагерь.
Д.МЕДВЕДЕВ: Но суть остаётся всё равно одна и та же – возможность детям пообщаться, отдохнуть, набраться сил перед учёбой, что, конечно, особенно актуально в тот период, когда значительная часть из них просиживает целыми днями у компьютера в четырёх стенах, а летний отдых – это очень хорошее время.
Мы сейчас посмотрели, как устроен лагерь. Скажу откровенно: мне понравилось. Всё есть, всё смотрится очень живенько, в то же время нет избыточной роскоши – она здесь и не нужна. Потому что здесь должны быть нормальные условия для отдыха детей, должно быть современное оборудование, нормальные спальные корпуса, нормальные условия для занятия спортом. Здесь всё присутствует: современные стадионы, современный бассейн, пруд. Что ещё нужно?
Таких летних лагерей, не только таких, разных, есть и гораздо хуже, – у нас около трёх тысяч. Большинство детей, которые там отдыхают, – это горожане, которым такой отдых, безусловно, необходим.
Как вы знаете, с нынешнего года действует новый механизм организации и финансирования летнего отдыха. Функции и обязательства по организации летнего отдыха перенесены на полномочия субъектов Федерации. Это новая ситуация. Она, с одной стороны, может быть, упрощает что-то, с другой стороны, усложняет. Но на отдых детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, регионам выплачивается субсидия из федерального бюджета.
Понятно, что сейчас идёт переходный период, он в любом случае не является простым. Но я хотел бы обратить внимание всех присутствующих здесь руководителей субъектов Федерации, наших губернаторов, и, конечно, руководителей Правительства на то, что в любом случае общее число детей, которые отдыхают этим летом, не должно уменьшиться против тех показателей, которые были в прошлом году. Я надеюсь, что и сам отдых будет организован на достойном уровне.
Несмотря на то что меры принимаются, всё-таки у нас в стране пока отсутствует чёткая программа действий по созданию современной системы отдыха и оздоровления детей. Всё, что мы имеем, – это всё-таки в значительной степени разрозненные усилия, а в любом случае крупных центров общероссийского значения, таких как «Орлёнок» или «Океан», в России единицы. Большая же часть региональных лагерей, за исключением ведомственных, сталкивается с серьёзными и, по сути, одинаковыми проблемами. Есть и хорошие примеры, мы сегодня находимся в лагере «Левково», здесь всё в порядке, но надо признать, что, конечно, Московская область этому уделяла внимание и бюджет позволял это делать.
Какие основные проблемы? Основные проблемы, естественно, связаны с тем, что это всё старые сооружения. Большинство лагерей построено в 60-80-е годы прошлого века, то есть ещё в советский период, и многие из них просто пришли в негодность, поменяли владельцев, в какой-то период были перепрофилированы, или если даже и не были перепрофилированы, то недостаток финансирования сказывается на их деятельности. Строительство новых лагерей в этот период практически не велось. Как следствие, их число сократилось. А растущий на сегодняшний день сегмент детского туризма пока не может удовлетворить высокий спрос на отдых во время каникул.
Кстати сказать, если сравнивать с той ситуацией, которая есть, то ситуация с детскими оздоровительными лагерями очень близка к ситуации, которая сложилась с детскими садами. И детские сады когда-то начали передавать (особенно ведомственные), продавать, растаскивать. Соответствующий фонд детских садов, детских заведений пришел в негодность. Мы сейчас его восстанавливаем по крохам. И здесь та же самая ситуация.
Прошлым летом организованно отдохнуло 7200 тысяч школьников. Это приблизительно половина от общего числа детей школьного возраста – из 13,5 миллиона человек. В принципе сама по себе цифра неплохая. Вопрос в качестве отдыха и в тех возможностях, которые дети получают во время такого отдыха.
В текущем году планируется 7400 с лишним тысяч отдыхающих. Немножко больше. Но, с другой стороны, 7 миллионов – много, но мы понимаем, что ещё 7 миллионов, значительная часть из них, проводят каникулы в городе или в пришкольных лагерях. И основная доля таких лагерей – дневного пребывания. На долю загородного отдыха приходится всего 23 процента.
Что делать? Надо развивать инфраструктуру детского отдыха, прежде всего материально-техническую часть. Ведь здесь на самом деле ничего сверхъестественного не нужно, я уже говорил о том, что здесь не нужно строить какие-то серьёзные, большие мощности, здесь нет смысла создавать отели какие-то большого размера. Это должны быть, собственно, такие же домики, какие и были всегда, только со всеми удобствами (понятно, требования изменились), в нормальном состоянии содержащиеся. Нормальная еда и нормальный спорт. Вот, собственно, и всё.
Но мы понимаем, что сеть таких организаций должна расширяться не только за счёт малозатратных форм, но и прежде всего за счёт так называемых загородных форм, спортивно-оздоровительных форм. И это требует больших инвестиций, поэтому работа на этом направлении должна вестись не только самими субъектами Федерации, но и с привлечением работодателей и профсоюзов, соответственно, потому что это как раз их одна из святых обязанностей – заботиться о работниках, об их семьях. В значительной степени это основано и на соответствующих договорах, которые существуют. Поэтому, как мне представляется, работа с нашим бизнесом в этом плане имеет неплохие перспективы.
Ну и, конечно, летний отдых – это не только отдых, но и особая среда для воспитания и дополнительного образования детей, развития их способностей. И для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, а это административный персонал, тренеры, психологи, вожатые – были подготовленными людьми, пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а не просто «отбывали номер». Здесь основная, конечно, опора, основной расчёт на студенческие отряды, на студентов педагогических университетов. У нас их немало, но нужно, естественно, выбирать лучших. Важно также и то, чтобы работа по организации детского отдыха носила комплексный характер и находила отражение в региональных программах социально-экономического развития. Об этом, я думаю, коллеги, которые здесь присутствуют, расскажут.
И качество организации, ещё раз хочу сказать, не должно снижаться. В ряде случаев это, к сожалению, происходит. Я никого не буду сейчас специально здесь поминать, но даже в крупных субъектах Федерации в этом году произошло снижение расходов, которые запланированы на летний отдых. Это не очень хорошо. Я, конечно, понимаю, что у нас у всех бюджеты тяжёлые, есть свои трудности, но есть и защищённые статьи. На мой взгляд, такого рода расходы, расходы по организации летнего отдыха детей и подростков, должны относиться к защищённым статьям бюджета.
Надо, кстати, точно знать, какое количество родителей не смогут полностью оплатить путёвки, потому что сейчас этот отдых тоже стоит денег, это не те копейки, которые платились в советский период. Тогда, по сути, в лагерях большинство детей отдыхало бесплатно, а сейчас это стоит денег. И надо выявлять тех родителей, которые хотели бы отправить своих детей, но у которых нет средств оплатить путёвки, и проводить соответствующую заявочную кампанию. Средства на отдых таких детей идут из федерального бюджета, как я уже сказал. В этом году их размер увеличен в три раза. И, насколько я понимаю, это около 4 миллиардов рублей – 4100 миллионов рублей. Это деньги, и нужно ими правильно распорядиться. Это позволит, кстати сказать, отдохнуть довольно значительному числу детей. Но нужно, чтобы эти заявки вовремя направлялись, чтобы родители знали о возможности воспользоваться такого рода средствами, ну и чтобы регионы не спали, а объясняли им, как можно это сделать.
И последняя вещь из того, что я хотел сказать, последняя по номеру, но не по степени значимости, – безопасность детского загородного отдыха. Она включает в себя целый спектр проблем. Во-первых, это вопросы перевозки к местам отдыха, потому что, мы знаем, это иногда десятки, а то и сотни километров. Я не говорю даже о дальних лагерях на море – это уже тысячи. Вопросы безопасности проживания в лагере, в том числе качество пищи. К сожалению, периодически случаются пищевые отравления, мы знаем, это происходит с определённой регулярностью. Это плохо, это означает, что работа не ведётся правильным образом. Мы понимаем, чья эта ответственность. И за этим надо следить всем: и губернаторам, и соответствующим службам. А наши службы должны правильным образом контролировать такие учреждения, потому что когда наступают последствия, они значительно хуже и тяжелее, чем если бы вовремя были приняты меры, допустим, даже ограничительного порядка.
И нужно понять требования к поставщикам и производителям продуктов питания, чтобы не «впаривали» всякую дрянь. Такое тоже, к сожалению, случается. Это вопрос престижа, кстати, самого региона – следить за тем, чтобы детям направлялось лучшее продовольствие.
Ещё одна тема – противопожарная безопасность. Я хотел бы, чтобы присутствующие здесь руководители регионов проинформировали меня, какие меры противопожарной безопасности принимаются. У нас, вы знаете, обычно такие меры начинают принимать только после наступления тяжёлого, а иногда просто трагического результата. Нужно заранее этим заниматься, тем более в детских дошкольных учреждениях, в детских лагерях отдыха. Мы проводили целый набор совещаний на эту тему: и в прошлом году, в феврале, я проводил, и в ноябре проводил – после известных очень печальных событий. Но это не значит, что смотреть нужно только на клубы и гонять всех, кто танцевать пришёл. Нужно смотреть везде.
Вот круг вопросов. Если, коллеги, у вас есть что-то ещё, естественно, давайте поговорим об этом. Я хотел бы услышать и соображения о том, что в законодательстве можно было бы изменить для организации более качественного отдыха детей и какие, может быть, позитивные примеры есть в наших регионах, которые здесь представлены. Я уверен, коллеги расскажут.
Вообще-то надо признать, это всё-таки хорошая штука – такие лагеря. Мы, может быть, в таком полемическом задоре в 90-е годы как-то к этому относились более скептически, считали, что эти лагеря в значительной мере были идеологизированы: красные галстуки, ещё что-то. Но даже в галстуках ничего страшного нет, а уж тем более в таком совместном отдыхе. Могу вам сказать, я сейчас пообщался с детьми, они производят просто блестящее впечатление своим настроением. Чувствуется, что для них настолько важно, что они вместе, что они на природе, что у них есть возможность вместе отдыхать, вместе слушать музыку, на танцы ходить, в футбол играть, не знаю, фильмы смотреть... Всё-таки все здесь присутствующие росли несколько в другое время. Мы много проводили времени на улице, много гуляли – дефицита такого общения не было, во всяком случае, у меня точно не было. Уверен, что и у всех вас тоже. Сейчас в силу разных причин, в том числе из-за того, что жизнь изменилась, образование стало более сложным, дети действительно проводят много времени дома, у компьютеров, просто за тетрадями. И для них вот эта возможность особенно счастливая – возможность пообщаться. Поэтому нам нужно сделать всё, чтобы этот отдых был и качественным, и очень полезным.
Давайте продолжим общение.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, хотел бы вас поблагодарить за то, что вы занимаетесь детьми, каждый у себя в регионе, – это одна из важнейших задач власти. И несмотря на то, что у нас сейчас рыночная экономика и лагеря по другому принципу построены, за это приходится платить или из своего кармана, или с теми субсидиями, – это не должно сказываться на качестве обслуживания. Наоборот, оно должно расти. Если говорить по-честному, то что бы мы сейчас ни говорили, как бы мы ни критиковали нынешнюю жизнь – мы ведь помним, какие лагеря раньше были. Ну да, «Артек» и «Орлёнок» – это круто. А остальные? Очень разные были. Тогда просто отношение людей было другим. «Вот отправили в пионерский лагерь, там в палатках живут, все эти удобства… Да какие удобства? Лес рядом» – на таком уровне было представление. Но это, правда, ничего не стоило.
Сейчас ситуация другая. Сейчас практически все родители хотят, чтобы их дети отдыхали по-настоящему, как следует. Они теперь платят за это из собственного кармана, зачастую даже без всяких компенсаций. Это приличные деньги получаются – десятки тысяч рублей за одну смену. Поэтому здесь нужно, конечно, думать и о благоустройстве лагерей. И то, о чём все здесь говорили, что материальная база и инвестиции – это самое главное, это действительно так. Поэтому я в целом поддерживаю ту инициативу, которую Валерий Вениаминович [Гаевский] высказал и коллеги поддержали. Давайте подумаем, может быть, её нужно во что-то федеральное превратить. Если, конечно, в этом будет толк – лишняя бумажка на федеральном уровне не нужна. Но если это будет конкретная программа с разбивкой на территории, с привлечением внебюджетного финансирования, с привлечением компаний – то это было бы неплохо.
Ещё раз обращаю внимание всех присутствующих здесь губернаторов и руководителей Правительства на то, что нужно заниматься общей базой лагерей и не допускать разбазаривания соответствующего имущества, не допускать распродажи. Да, у нас были трудные времена. Ещё раз говорю: что продано, то продано. Но что касается того, что сейчас живёт или потенциально может быть оживлено, даже если это относится к имуществу частных компаний или профсоюзов – всё равно власть должна держать нос по ветру. Можно найти инвестора, можно предложить какие-то условия выкупа. Потому что в противном случае мы столкнёмся с тем, что через какое-то время у нас вообще ничего не останется. Поэтому следите за этим. Потребуется – я подключу прокуратуру и другие правоохранительные структуры. Всегда можно договориться.
По поводу того, что делать дальше: я не уверен, откровенно говоря, что нам нужно тиражировать очень большие лагеря. Да, у нас должны быть большие лагеря, особенно на юге, на Черноморском побережье, на Ставрополье. Но в целом всё-таки самодостаточными являются вот такие малые и средние лагеря. Здесь ведь сколько – 250 деток? Это абсолютно нормально. Потому что когда это конвейер – тоже какие-то вещи утрачиваются. Но, конечно, в определённых местах сохранение крупных центров, всероссийских центров, необходимо. А в других местах, мне кажется, вполне разумно оставаться в режиме средних заведений.
По стандартам, по поощрению тех, кто трудится, по юридической форме (то, о чём Дмитрий Вадимович [Зеленин] говорил) различного рода учреждений летнего отдыха – хотел бы, чтобы Правительство подготовило свои предложения. Перечень поручений есть, но я его ещё дополню и, соответственно, подпишу.
Впереди лето, расслабляться нельзя. Нужно контролировать качество, нужно контролировать безопасность, и нужно делать всё, что зависит от наших региональных властей, контролируя всё это и на федеральном уровне.
Поэтому – до встречи. Спасибо Александру Николаевичу [Ткачёву] за приглашение в «Орлёнок».
Пресс-служба Президента России