Президент: время показало эффективность нацпроектов
Дмитрий Медведев провел заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Основной темой заседания стало внедрение инновационных технологий и программ повышения энергоэффективности в ходе реализации нацпроектов.
Приоритетные национальные проекты как инструмент решения социальных и многих экономических проблем доказали свою эффективность, отметил Дмитрий Медведев, открывая заседание. Глава государства подчеркнул, что работа по их реализации должна быть синхронизирована с процессами модернизации и технологического развития, которые идут в стране, и призвал уделить особое внимание финансированию нацпроектов при подготовке федерального бюджета.
Президент указал на необходимость внедрения энергосберегающих программ в бюджетных организациях, в частности в учреждениях образования и здравоохранения. Глава государства также подчеркнул важность строительства жилья, соответствующего требованиям энергоэффективности, отметив, что значительное снижение потребления энергии может быть достигнуто именно в жилищном секторе. Касаясь темы обеспечения жильём, Президент сообщил о подписании закона, согласно которому средства материнского капитала могут быть использованы при строительстве жилых домов без привлечения подрядных организаций.
Инновационное развитие здравоохранения, создание новых лекарственных препаратов, вакцинопрофилактику, ядерную медицину глава государства также назвал приоритетными направлениями деятельности. Президент сообщил о подписании закона, направленного на улучшение лекарственного обеспечения жителей сельских территорий: в местах, где отсутствуют аптеки, продажа лекарств разрешается лечебным учреждениям.
Говоря о развитии АПК, Президент отметил, что сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичный сектор экономики, однако в последние два года темпы обновления парка сельхозтехники снизились. Необходимо рассмотреть возможность реструктуризации договоров лизинга, в том числе с использованием механизмов рассрочки платежей, отметил глава государства.
Перед началом заседания Дмитрий Медведев посетил Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии (МОНИИАГ). В институте осуществляется разработка и внедрение новых технологий ведения беременности и родов у женщин с эндокринными патологиями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, разрабатываются методы повышения качества медицинской помощи новорождённым, проводятся фундаментальные исследования. При НИИ работает центр планирования семьи и репродукции, в котором для преодоления бесплодия используются современные методы вспомогательных репродуктивных технологий.
В режиме видеоконференции Дмитрий Медведев общался с сотрудниками городской больницы Екатеринбурга. Врачи рассказали Президенту о том, как с помощью телемедицины сотрудничают с московскими коллегами.
Стенографический отчёт о заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политикеД.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня должны утвердить основные параметры национальных проектов на период с 2011 по 2013 годы. Уже прошёл президиум на эту тему, прошли совещания. Об этом доложит Александр Дмитриевич Жуков. И конечно, сейчас у нас проект федерального бюджета на выходе на следующий год и на ближайшее трёхлетие. Поэтому нам нужно сделать всё, чтобы эта работа была синхронизирована и чтобы не получилось, что те национальные проекты, на которые было потрачено столько времени и сил многими присутствующими в этом зале, оказались на остаточном принципе. Важно, чтобы сам бюджетный процесс не подминал под себя эти проекты, а, наоборот, несмотря на все сложности, шёл за национальными проектами, то есть они были бы одной из доминирующих частей нашего бюджета.
Я в очередной раз скажу о том, что время показало эффективность такой формы работы. Наверное, сейчас это все признают, все считают, что, в общем, это оказался очень такой разумный инструмент для решения как социальных, так и экономических проблем. Во всяком случае, за последние десять лет мы не придумали ничего более эффективного, чтобы решать эти задачи. Это тоже не панацея, тоже есть свои сложности, есть, наверное, и провалы. Но в целом это самый эффективный инструмент.
За последние четыре года были достигнуты качественные перемены и в образовании, и в здравоохранении, в обеспечении граждан доступным жильём, в развитии аграрно-промышленного комплекса. Мы решили не только продолжить работу с национальными проектами, но и максимально адаптировать их к процессам модернизации, которые в настоящий момент идут в стране. Поэтому одна из ведущих тем сегодняшнего заседания – внедрение инновационных технологий и программ повышения энергоэффективности в национальные проекты. Но это должна быть абсолютно практическая вещь, а не рассуждения на эту тему. Поэтому проекты, которые связаны с технологическим развитием экономики, и национальные проекты должны не просто друг друга дополнять – они должны переплетаться содержательно. Причём речь идёт об абсолютно практической работе, которую мы все должны вот так и понимать.
Что такое энергоэффективность в школе? Это не просто галочки какие-то в отчётности. Мы должны понимать, что снижение, скажем, энергопотребления в школе на 30 процентов – это дополнительные деньги, которые можно направить на решение школьных задач: на приобретение учебников, пособий, программ, оборудования. Вот только в этом случае энергоэффективность для учителей и директоров будет понятна, а иначе это бессмысленный поток слов, который льётся с телевизионного экрана.
Теперь о задачах, связанных с внедрением в рамках нацпроектов инноваций и технологий энергосбережения. Конечно, очень важно, чтобы были подготовлены специалисты, которые способны генерировать новые идеи, применять современные технологии по всем пяти приоритетным направлениям технологического развития. Люди должны быть компетентны в том, как осуществлять соответствующий менеджмент, они должны понимать, что им делать, ну и, конечно, они должны получить правильное образование.
Теперь та задача, о которой я сказал уже, – внедрение энергосберегающих программ в организациях образования и здравоохранения, как и вообще во всех бюджетных организациях. Соответствующий закон, как вы знаете, вступил в силу, его можно отнести к проектам развития, но ещё раз повторяю, это должен быть новый стиль поведения, это должно стать абсолютно понятным для всех работников и образования, и здравоохранения, это не должна быть абстрактная тема.
Я напомню, что закон определяет обязательства бюджетных учреждений ежегодно снижать на три процента потребление энергоресурсов, но здесь должны быть правильно расставлены акценты. Нужно, чтобы каждое бюджетное учреждение понимало, зачем ему это делать, зачем ему нужно этим заниматься, закупать соответствующее энергоэффективное оборудование. Поэтому закон об энергосбережении должен быть предметом интереса не только для работников сферы энергетики, но и, как это ни парадоксально, на первый взгляд, звучит, для работников социальной сферы, сферы образования и здравоохранения. Учиться экономить деньги должны все.
Ещё одна тема – это инновационное развитие здравоохранения. Такие разработки идут в том числе и под эгидой, под патронажем Комиссии по модернизации, это проекты, которые связаны с новыми лекарственными препаратами, диагностикой туберкулёза, вакцинопрофилактикой, ядерной медициной. В следующем году мы планируем повысить уровень обеспеченности высокотехнологичной медпомощью до 76 процентов, в 2012 году – до 80 процентов, а в 2013 году – до 86. Понятно, что это должно быть выстроено по всей нашей стране, всей территории государства.
Я только что посетил центр, который занимается перинатальной диагностикой и всем, чем должны заниматься подобные центры акушерства и гинекологии. Очень хорошее впечатление у меня от того, как эти программы реализуются в Московской области. Надеюсь, что и другие присутствующие здесь губернаторы будут обращать на это внимание, потому что это те затраты, на которых нельзя экономить, включая, кстати, и затраты на процедуры экстракорпорального оплодотворения, которые там осуществляются. Хотел бы обратить на это внимание Правительства Российской Федерации, всех, кто отвечает за финансирование.
Также я хотел бы вас проинформировать, что мною подписан закон, в соответствии с которым повышается доступность лекарственного обеспечения жителей сельских территорий, а именно лечебным учреждениям разрешается продажа лекарств там, где отсутствуют аптеки. Это важное законодательное решение. Хотя, если говорить откровенно, оно долго шло через парламент, через Правительство, наверное, в значительной мере, – потому что я ещё, помню, занимался этими национальными проектами в Правительстве и посещал фельдшерские пункты, объекты сельской медицины, эта тема там как раз звучала. Хорошо, что это сделали, но плохо то, что сделали через такой срок.
Следующая задача – строительство жилья, которое соответствует требованиям энергоэффективности. Эту тему мы обсуждали год назад на заседании Совета. Были даны поручения. О них можно сегодня тоже сказать. Понятно, что мы не только на заседании Совета по нацпроектам этим занимаемся. Но это тем не менее также должно быть связано с работой нашего Совета, потому что наиболее значительное снижение потребления энергии может быть достигнуто именно в жилищном секторе, мы все это знаем. По энергоёмкости он занимает второе место после обрабатывающей промышленности.
Но есть одна цифра, которая нас, конечно, характеризует самым тяжёлым образом: наша страна – аутсайдер мирового рейтинга по тепловой эффективности зданий. Понятно, что это, в общем, накопленная проблема. Она связана с ветхими строениями. Она связана с теми технологиями, которые использовались 30, 40, 50 лет назад. Но нам нужно преодолевать эту отсталость и менять теплоэффективность зданий. Поэтому в энергосберегающем строительстве, в содержании домов у нас огромные неиспользованные резервы. А инвестиции в эту сферу способны дать ежегодную экономию почти 70 миллионов тонн нефтяного эквивалента.
Я специально подчёркиваю, что говорю об этом в рамках работы по национальным проектам, потому что все деньги, которые циркулируют в российской экономике, – это единые деньги, невозможно их делить. Их можно делить с точки зрения учёта, но мы понимаем, что от этого их не становится больше. Поэтому, если мы этой темой занимаемся в рамках, допустим, Комиссии по модернизации, точно так же этой темой нужно заниматься при работе над национальным проектом.
Я бы хотел услышать, какие меры для стимулирования инвесторов и повышения заинтересованности строительных компаний в использовании энергоэффективных технологий принимаются. Потому что в установлении законодательных требований эта мера действенная, но ещё не достаточная. Подобная проблема существует, кстати, и в коммунальном секторе, в коммунальной сфере.
Я напомню, что в пик кризиса государство выкупило у застройщиков значительную часть незавершённых домов, обеспечив тем самым жильём наших ветеранов и военнослужащих. Это была, в общем, с одной стороны, экономическая необходимость, а с другой стороны – вполне благородная задача, которая государством решается уже не первый год. Кроме того, мы поддержали ипотечное кредитование. По моему поручению Правительство разработало стратегию его развития и утвердило её совсем недавно, в июле этого года.
Также в контексте жилищного строительства мне бы хотелось сказать, что мною подписан закон, касающийся порядка предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского капитала. Соответствующие решения тоже обсуждались сначала на уровне исполнительной власти, потом в Федеральном Собрании. Теперь их разрешено использовать на строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома собственными силами. Об этом просили многие наши семьи, и теперь эти деньги соответственно могут использоваться и на собственное строительство, а не только на то строительство, которое ведётся привлечёнными организациями или сторонними подрядными структурами, а также на компенсацию затрат по строительству, если право собственности на дом возникло после 1 января 2007 года.
И, наконец, несколько слов об аграрно-промышленном комплексе и соответствующем проекте. Здесь мне хочется ещё раз сказать, что, наверное, это один из самых успешных национальных проектов; более того, наше сельское хозяйство постепенно превращается в высокотехнологичный сектор экономики. Немалый вклад в развитие проекта внесли институты, которые кредитуют сельхозпроизводителей, обеспечивают их материально-технической базой, и они были созданы специально для поддержки отрасли. Но останавливаться нельзя, несмотря на то, что у нас есть последствия финансового кризиса, несмотря на другие проблемы, нельзя забывать о том, что было сделано до этого, а за последние два года снизились темпы обновления парка сельхозтехники. Есть тут, конечно, и объективные причины, и субъективные, поэтому нужно подумать над тем, чтобы лизинговые компании рассмотрели возможность реструктуризации договоров лизинга, в том числе с использованием механизма рассрочки платежей. Аналогичную работу в этом плане могли бы провести и банки. Но, конечно, эти решения не должны быть бессмысленными или непродуманными, они должны приниматься на разумной коммерческой основе.
Особое внимание вопросам энергосбережения должны уделять отечественные производители сельхозтехники, которым неизбежно придётся выдерживать конкуренцию по этим важнейшим параметрам, а пока они эту конкуренцию выдерживают не во всём. И конечно, мы не должны использовать деньги, государственные деньги, да и деньги коммерческих банков на поддержку производства устаревшей техники.
Уважаемые коллеги, мы сегодня можем обсудить те вопросы, которые мною обозначены, ну и, естественно, высказаться по наиболее важным вопросам продвижения темы с национальными проектами, но, подчёркиваю, с национальными проектами, а не обо всём, что творится в нашей стране.
Давайте начнём работать. Слово для выступления по результатам соответствующей работы, которая велась по линии нацпроектов, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Александру Дмитриевичу Жукову.
А.ЖУКОВ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Реализация приоритетных нацпроектов внесла существенный вклад в модернизацию ключевых сфер, от которых напрямую зависит качество жизни граждан России. И кризис, который мы прошли, в общем-то, подтвердил актуальность и востребованность проектных подходов к управлению экономическими и социальными процессами. Благодаря нацпроектам удалось серьёзно смягчить действия кризисных факторов и сравнительно быстро вернуться на траекторию устойчивого развития в тех сферах, где идёт реализация нацпроектов.
Напомню, 2 июля этого года в Тамбове на заседании президиума Совета были рассмотрены и в целом одобрены Основные направления и параметры реализации нацпроектов на 2011-2013 годы. За месяц, который прошёл с этого заседания, проекты были доработаны и сегодня представлены для утверждения на Совете.
Всего на реализацию проектов «Здоровье», «Образование» и «Доступное жильё» в ближайшие три года предполагается направить 1 триллион 392 миллиарда рублей, в том числе около 798 миллиардов рублей из федерального бюджета. Суммы очень существенные, больше, чем даже в прошлые годы.
Кратко охарактеризую основные задачи и параметры проектов.
Первый – «Здоровье». Наиболее наглядно о его эффективности свидетельствует позитивная динамика демографических показателей. За время реализации проекта рождаемость увеличилась почти на 21 процент, смертность сократилась более чем на 12, в том числе младенческая смертность, особо хочу подчеркнуть, – на 26 процентов. Как результат ожидаемая продолжительность жизни увеличилась почти на четыре года и достигла 69 лет. Естественная убыль населения сократилась почти в 3,5 раза. Впервые за долгие годы нам удалось стабилизировать численность населения.
В этой связи хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия нацпроекта необходимо продолжить. Кроме того, с будущего года у нас стартует целый ряд новых мероприятий. Традиционно особое внимание будет уделено вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям. Будет продолжено развитие программы «Родовый сертификат», расширены мероприятия по диагностике заболеваний у детей до их рождения и в первый месяц жизни, пренатальная и неонатальная диагностика, о чём Дмитрий Анатольевич сказал. Запланирован комплекс мер по выхаживанию новорождённых с низкой и экстремально низкой массой тела, развитию хирургических методов лечения новорождённых, повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий. Весьма существенное внимание будет уделено хорошо зарекомендовавшему себя методу ЭКО. Также внимание будет уделено повышению квалификации медицинских…
Д.МЕДВЕДЕВ: Зарекомендовавшему себя методу ЭКО, о котором Вы сказали, и я только что сказал, что значит «будет уделено внимание»? Деньги-то будут на него?
А.ЖУКОВ: Обязательно будут выделены средства. И мы вчера с Минфином этот вопрос отдельно обсуждали, было обещано.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ну хорошо, я только что получил доклад по этому поводу в одном из наших лечебных перинатальных учреждений. Я сказал об этом. Так что надеюсь, что всё сделано.
А.ЖУКОВ: Мы обратим особое внимание на это, Дмитрий Анатольевич.
Будет создана система паллиативной помощи тяжело больным детям.
Со следующего года запланировано проведение углублённой диспансеризации подростков в возрасте 14 лет.
К сожалению, весьма острой проблемой в нашей стране продолжает оставаться недопустимо высокое число абортов. Для снижения их числа планируем создавать специализированные центры медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Будут продолжены мероприятия, направленные на снижение смертности. Основными факторами риска преждевременной смерти по-прежнему остаются высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение, алкоголь, транспортные травмы. Для смягчения действий этих факторов будут осуществлены меры как профилактического, так и медицинского характера. В частности, продолжится реализация начатого в 2009 году комплекса мероприятий по популяризации здорового образа жизни.
Целевые показатели: снижение доли курящих с 47 процентов населения в 2009 году до 32 – в 2013, и в те же сроки – сокращение потребления алкоголя на 16 процентов. Также будем стремиться закрепить тенденцию к снижению смертности от ДТП. Цель – уменьшить число погибших почти на четверть по сравнению с 2009 годом.
Особо выделю мероприятия в сфере онкологической помощи населению. Напомню, в нашей стране традиционно наблюдался рост показателя смертности от новообразований. В первом полугодии этого года здесь впервые за долгие годы наметилась положительная динамика. В ближайшем будущем нам важно закрепить эту тенденцию, в том числе за счёт более активной реализации профилактических мероприятий. Для развития первичной медико-санитарной помощи будут сохранены стимулирующие денежные выплаты медперсоналу участковой службы, фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи. В целом реализация приоритетного нацпроекта «Здоровье» должна обеспечить снижение смертности на 16,2 процента к 2013 году, по сравнению с 2009-м, увеличение рождаемости – на 9,5 процента, и ожидаемое увеличение продолжительности жизни на 2,3 года, то есть до 71,3 года.
Сегодня я прочитал сообщение, что какая-то американская компания, фонд, провела исследование о том, что якобы у нас к 2025 году ожидается сокращение численности населения до 133, а в 2050 – до 117 миллионов человек. Это абсолютно ни на чём не основанные прогнозы. По нашей стратегии и тем действиям, которые предпринимаются, в первую очередь, в рамках нацпроекта, мы должны стабилизировать и начать потихоньку увеличивать наше население.
Теперь несколько слов о приоритетном проекте «Образование». С момента его старта был реализован целый комплекс мероприятий от создания новой системы мотивации труда педагогов до укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Созданы семь федеральных университетов, на конкурсной основе отобраны 29 национальных исследовательских университетов. Важнейшей особенностью этих вузов является способность не только эффективно реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования. В целом на поддержку программы развития ведущих российских университетов в 2011-2013 годах запланированы серьёзные суммы: около 41 миллиарда рублей. Эти средства пойдут на покупку современного учебного, научного оборудования, на развитие кадрового потенциала, разработку новых образовательных программ. В целях развития систем начального и среднего профессионального образования в субъектах предполагается ежегодная поддержка не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления. Мы планируем создать сеть площадок, на которых можно будет ознакомиться с опытом регионов, успешно разработавших и внедривших современные модели организации дошкольного образования. В течение двух лет стажировку должны пройти 10 тысяч человек.
Стратегическая цель для средней школы – увеличить долю детей, обучающихся в современных условиях, с 55 процентов в 2011 году до 70 – в 2013-м. В этих целях будут сохранены выплаты вознаграждения за классное руководство, стимулирующие улучшение воспитательной работы в школах. Успешно реализуются и будут продолжены мероприятия по поддержке талантливой молодёжи, поощрению лучших учителей. Планируется создать условия для того, чтобы 30 тысяч детей-инвалидов смогли воспользоваться технологией дистанционного обучения.
В рамках проекта запланирован ряд новых мероприятий, в том числе направленных на достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». На базе шести ведущих вузов страны будут созданы центры поддержки одарённых старшеклассников. Для ознакомления с опытом реализации комплексных проектов модернизации образования запланировано обучение более 17 тысяч школьных педагогов.
Особое внимание обратим на улучшение школьного питания. У нас имеется полезный и очень позитивный, должен сказать, опыт пилотных регионов. Он будет обобщён, принят за основу для реорганизации системы школьных столовых по всей стране. В целом могу отметить, что на реализацию проекта «Образование» предполагается за эти три года выделить средства в объёме около 97 миллиардов рублей.
Несколько слов о нацпроекте «Доступное и комфортное жильё». В 2006-2008 годах его реализация позволила значительно нарастить объёмы жилищного строительства, а в кризисный период предотвратило существенное падение темпов ввода жилья. Сейчас это падение прекратилось и в этом году темпы стабилизировались. По оперативным данным, в первом полугодии введено 21,5 миллиона квадратных метров жилья, столько, сколько было в прошлом году. В целом за 2011-2013 годы планируется обеспечить строительство 185 миллионов квадратных метров жилья, при этом, что важно, доля малоэтажного строительства должна увеличиться к 2013 году до 60 процентов.
Важнейшее направление работы в рамках приоритетного нацпроекта – это ускоренное обеспечение жильём тех категорий граждан, перед которыми государство имеет закреплённые законом обязательства. В 2011 году планируем обеспечить жильём граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, в 2013-м – граждан, подлежащих отселению с комплекса «Байконур». За три года помощь в улучшении жилищных условий будет оказана 78 тысячам молодых семей.
Особое внимание должно быть уделено созданию благоприятных условий для роста объёмов жилищного строительства. В том числе, в рамках деятельности Фонда РЖС (Фонда содействия развитию жилищного строительства) предстоит решить одну из основных проблем – проблему нехватки подготовленных земельных участков. Фонд РЖС, закончив уже период своего становления, в настоящее время наращивает объёмы вовлечения в оборот федеральных земельных участков. При этом первые жилые дома на участках Фонда появятся уже в четвёртом квартале этого года. К 2013 году около 30 процентов жилья в России будет строиться на участках Фонда. При этом не менее двух третей этого жилья будет отвечать характеристикам экономического класса, то есть доступного по цене, но качественного жилья.
Для снижения себестоимости строительства будут разработаны типовые решения по обеспечению земельных участков под малоэтажное строительство экономичной и энергоэффективной инженерной инфраструктурой, в том числе, и децентрализованной.
Одним из ключевых направлений проекта является развитие ипотечного кредитования. Мы по поручению Дмитрия Анатольевича приняли долгосрочную стратегию развития ипотеки до 2030 года. Предполагается, что в перспективе ипотечный кредит станет основным механизмом приобретения жилья. И стратегическая цель – это обеспечение доступности ипотечного кредитования для 60 процентов граждан страны. К 2013 году объём вновь выданных ипотечных кредитов возрастёт до 1 триллиона 219 миллиардов рублей, то есть в 2,5 раза по отношению к уровню 2011 года, а доля семей, имеющих возможность приобрести комфортное жильё с помощью собственных и заёмных средств, с 19 процентов в 2011 году, увеличится до 25.
Замечу также, что нацпроект «Жильё» дополнен новым направлением – «Ресурсо- и энергосбережение». В его рамках предусмотрено строительство современных предприятий по производству основных энергосберегающих стройматериалов, изделий и конструкций.
Уважаемые коллеги!
Завершая выступление, хотел бы отметить, что целью реализации приоритетных нацпроектов по-прежнему являются качественные перемены в ключевых и наиболее чувствительных сферах жизни нашего общества. Все без исключения проекты нацелены на применение передовых инновационных технологий, которые будут соответствовать самым строгим нынешним и перспективным стандартам.
Более подробно об инновационной составляющей нацпроектов доложат Аркадий Владимирович Дворкович и министры в своих докладах.
Спасибо за внимание.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Александр Дмитриевич.
Пожалуйста, Аркадий Владимирович. Как раз об инновационной составляющей, о пересечении между национальными проектами и теми приоритетами, которыми мы занимаемся в рамках модернизации. Прошу Вас.
А.ДВОРКОВИЧ: Спасибо. Добрый день.
И приоритетные национальные проекты, и проекты модернизации имеют ярко выраженную социальную направленность и имеют большие пересечения. Причём национальные проекты, с одной стороны, могут создавать благоприятные условия для модернизации, с другой стороны, – пользоваться результатами осуществления проектов модернизации.
Что касается первой части, создания условий. Есть две основные вещи. Первая – это подготовка специалистов и проведение исследований. Это, прежде всего, касается сферы образования. И вторая – это планы по закупкам новейшей техники, новейшего оборудования, новейших лекарств, любых товаров и услуг, которые будут произведены в результате повышения инновационного уровня российских компаний. Это отражается в конкретных направлениях конкретным образом.
Что касается университетов. Предложение состоит в том, чтобы в течение ближайших трёх лет в рамках реализации программ развития российских вузов, а также в рамках тех проектов, которые предусмотрены постановлением Правительства по кооперации университетов и российских компаний, предусмотреть сдвиг в структуре подготовки по специальностям в сторону тех пяти приоритетов, которые обозначены в рамках деятельности Комиссии по модернизации.
То же самое нужно сделать и с программами исследования, и с приоритетами диссертационных работ. Это абсолютно конкретные вещи, которые должны отразиться в структуре финансирования тех или иных специальностей, прежде всего, в ведущих вузах страны, которые были выбраны как федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также два наших ведущих университета – МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет. И критериями оценки этих программ должны стать в том числе успехи в подготовке соответствующих специалистов.
То же самое касается привлечения иностранных профессоров и иностранных специалистов в российские вузы и исследований, которые напрямую должны быть связаны с нашими приоритетами.
Что касается госзакупок, то здесь предложение состоит в следующем: определить на ближайшие годы по разным направлениям разные горизонты планирования (но речь должна идти о пяти-семи годах), примерные прогнозы закупок новейшего оборудования и лекарственных средств со стороны государства, а также крупных компаний, которые могут пользоваться плодами осуществления проектов в сфере модернизации. Такие прогнозы могут служить ориентиром для начала инвестиционных проектов, для создания инновационных производств и для осуществления исследований не на государственные, а на частные деньги. В этом случае инвесторы будут знать, и те, кто осуществляет исследования, будут знать, что их результаты могут быть востребованы.
И, наконец, что касается жилья, то одно из существенных условий, которое может быть создано в рамках проекта «Комфортное и доступное жильё», – это предоставление жилья молодым специалистам и высококвалифицированным специалистам, которые привлекаются на работу в наши научные, исследовательские организации, а также на предприятия, где производится инновационная продукция. Мы считаем, что это направление в рамках проекта «Жильё» нужно сохранить, и оказывать особые условия поддержки при предоставлении такого жилья, в том числе, и в рамках ипотеки, АИЖК готово такие продукты разработать и предоставить молодым высококвалифицированным специалистам.
И что касается второй части – это пользование плодами проектов модернизации, – то здесь также абсолютно конкретные вещи: в образовании – это широкополосный интернет, электронно-образовательные ресурсы, дистанционное образование, в том числе для инвалидов.
В «Здоровье» – это ядерная медицина, телемедицина, возможность использования более доступных лекарств и техники, которые будут создаваться внутри страны, и информационных систем в здравоохранении.
В «Жилье» – это, прежде всего, строительство минимально «умных» домов, то есть домов, которые отвечают минимальным стандартам энергоэффективности, и везде, где идёт поддержка за счёт госсредств и за счёт госкредитов, должны предъявляться требования для строительства жилья по новым стандартам. Пока их нет в России, этих новых стандартов, по тем стандартам, которые приняты в Евросоюзе или странах Таможенного союза, как это предусмотрено уже принятым решением. Но кроме энергоэффективности, новые дома должны иметь доступ к широкополосному интернету, иначе они не будут обладать тем набором услуг, которые нужны гражданам.
И последнее, по селу. Вы уже сказали о том, что сельхозтехника должна отвечать новым стандартам энергоэффективности и госденьги не должны тратиться на новую технику. Предложение состоит в том, чтобы Минсельхоз определил на ближайшие несколько лет требования к той технике, которая будет закупаться через три, через пять, через семь лет, и на эти требования были бы сориентированы наши и иностранные производители сельхозтехники.
Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Мы заговорили про молодых специалистов, и я вспомнил о том, что я давал поручение Правительству разобраться с жильём для молодых сотрудников Академии наук.
Юрий Сергеевич, Вы договорились с Правительством на эту тему?
Ю.ОСИПОВ: Министерство регионального развития сейчас представляет по этому поводу предложения. Мы с Виктором Фёдоровичем вчера ёще раз уточнили: на следующий год они предполагают выделить 2,2 миллиарда для строительства, это первое начало, общежитий гостиничного типа для молодых сотрудников. Параллельно обсуждается вопрос с Фондом развития жилищного строительства Бравермана, и Фонд готов тоже использовать наши площадки, для того чтобы строить жильё для молодых. Но продвижение есть, вчера мы с Виктором Фёдоровичем об этом говорили. Если мы построим на эти деньги несколько общежитий в стране, крупных, гостиничного типа, а мы это можем сделать на наших площадках, это будет на самом деле прорыв. Я думаю, более тысячи молодых специалистов получат такое жильё, гостиничного типа.
Д.МЕДВЕДЕВ: Но мы вроде говорили о другом жилье-то. Чтобы закрепить молодых сотрудников Академии наук, требуется постоянное жильё, а не гостиничное. Понятно, кто-то приезжает на временных началах преподавать или работать, но должно быть постоянное жильё. Мы об этом говорили, помните, когда было заседание президиума Академии наук?
Ю.ОСИПОВ: Дмитрий Анатольевич, Министерство регионального развития этот вопрос тщательно изучало. Они предложили на три года запланировать 9 миллиардов рублей для решения этой проблемы, но решения пока по этому вопросу нет.
Д.МЕДВЕДЕВ: Мы же тогда говорили о том, чтобы с чего-то начать, чтобы на тех землях, которые принадлежат вам как Академии наук с использованием принципов долевого финансирования, других существующих инструментов начать строительство новых домов, чтобы это было выгодно и Академии наук, и другим застройщикам. В этом смысле движения нет, или что?
Ю.ОСИПОВ: Не очень большое продвижение. Но по Вашему указанию все необходимые материалы по конкретным объектам, абсолютно конкретным, списки молодых ученых, в каких местах, что можно делать, в Правительство представлены.
Д.МЕДВЕДЕВ: У нас кто за жильё отвечает в Правительстве?
А.ЖУКОВ: Из министерств?
Д.МЕДВЕДЕВ: Из министерств, я понимаю, что Минрегион. Да, я хочу, чтобы Минрегион высказался. Хорошо, что я вспомнил об этом. Пожалуйста.
В.БАСАРГИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Задача решается следующим образом. Всё, что касается постоянного жилья, мы решили вопрос с Фондом развития жилищного строительства, что на этих участках будет строиться жильё. Часть этого жилья будет выделяться для молодых учёных, как мы говорим.
По служебному жилью почти 2,9 миллиардов рублей мы заложили для обеспечения жильём молодых учёных на ближайшие три года. И у нас остаётся по общежитиям квартирного типа нерешённой только одна проблема, связанная с тем, что мы обеспечиваем специалистов служебным жильём. На пять тысяч молодых учёных, которых предлагала Академия, надо 9 миллиардов рублей. К сожалению, пока эти деньги не предусмотрены. А все остальные механизмы сегодня уже запущены: и по обеспечению земельными участками, строительству постоянного жилья, и обеспечению жильём типа общежитий.
Д.МЕДВЕДЕВ: Нам сколько нужно учёных обеспечить жильём, чтобы они не разъехались в разные страны? Я напомню, мы вообще-то модернизацией занимаемся.
Ю.ОСИПОВ: Дмитрий Анатольевич, когда обсуждали эту проблему с Вами, речь шла о пяти тысячах квартир, и Вы это поддержали.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, я отлично помню. Я даже давал поручение Правительству. Я только ответа не увидел.
Значит, вот что. Поручаю и Вам, Александр Дмитриевич [Жуков], и Вам, Алексей Леонидович [Кудрин], рассмотреть этот вопрос и решить. Это не менее важно, чем жильё для военнослужащих, если вы хотите, чтобы наша страна имела будущее.
Продолжим. Теперь короткие доклады министров, которые отвечают за соответствующие части нашей работы по национальным проектам. Начнем с образования, Андрей Александрович Фурсенко.
А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Совета, приглашённые!
Так же как и в предыдущие годы, суть приоритетного проекта «Образование» – это реализация системных изменений через конкретные проекты. Поэтому и на современном этапе нацпроекта мы придерживаемся следующих основополагающих принципов.
Во-первых, система образования уже сегодня должна давать людям знания и навыки, необходимые для создания нового технологического уклада и жизни в нём. Во-вторых, любые системные решения должны реализовываться не только через совершенствование институтов, но и через конкретные действия, на которых ясно видны ожидаемые результаты предстоящих изменений. И, наконец, мы должны использовать проектный подход, а значит управлять изменениями через конкурсные механизмы, с тем чтобы адресно поддерживать, внедрять действительно лучшее.
Мы представили на Совет материалы по решению всех задач, которые были поставлены Президентом России. Я остановлюсь на нескольких наиболее важных направлениях, на примере которых особенно отчётливо проявляются перечисленные принципы.
Первое из этих направлений – это развитие прикладных исследовательских компетенций вузов как важного элемента национальной инновационной системы. Базой для него послужили в первую очередь результаты нацпроекта по поддержке инновационных программ вузов, а также по созданию федеральных национальных исследовательских университетов. Опыт нацпроекта позволил нам теперь в значительно большей степени применять проектные методы, и показательны в этом плане три новых мероприятия, реализация которых началась в этом году. Это конкурсная поддержка кооперации вузов и высокотехнологичных предприятий в сфере прикладных исследований. Это конкурсная поддержка развития инновационной инфраструктуры высшей школы. И это конкурс по привлечению ведущих учёных в российские вузы с целью обновления и развития российских научных школ. Вышли соответствующие постановления Правительства в начале этого года. Финансирование по этим мероприятиям из федерального бюджета составляет на три года 39 миллиардов рублей.
Я хочу подчеркнуть, что практически все представленные проекты направлены на работу по приоритетным направлениям Комиссии по модернизации. Это то, о чём говорил Аркадий Владимирович.
Проекты, в частности, помогут вузам выйти на новый, качественный уровень создания и реализации собственных программ развития. При этом мы рассматриваем эти программы не как самоцель, а как обеспечение встраивания исследовательского и образовательного секторов вузов в новую экономику и работу на более тесную интеграцию науки, образования и экономики. Такие программы, как мы считаем, должны стать базой для формирования госзадания, что, в свою очередь, позволит в кратчайшие сроки реализовать 83 Федеральный закон, а вузам стать более самостоятельными и эффективными.
Я могу сказать, что на этой неделе произошло вскрытие конкурсных заявок по всем перечисленным мероприятиям. Интерес к конкурсам очень высок. Так, например, по конкурсу по кооперации высшей школы с производством подано около 500 заявок, в которых участвует более 400 предприятий с привлечением примерно полутора сотен вузов. На конкурс по направлению и развитию инновационной инфраструктуры подали заявки почти 200 вузов, и на конкурс по направлению и привлечению в российские вузы ведущих учёных подали заявки более 500 человек, причём как российских и наших бывших соотечественников, так и достаточно известных зарубежных специалистов. При этом предлагается привлечь их приблизительно в 170 вузов. Таким образом, через эти конкретные проекты произошёл реальный отбор вузов-лидеров. Ядро, порядка 150 вузов, уже определилось. И именно эти вузы, как мы считаем, являются основой и должны стать двигателями системных изменений в высшем образовании.
Второе важное направление – это внедрение современных стандартов и технологий в общем образовании. В его основу также положены результаты нацпроектов в 2007-2009 годах. Это, в первую очередь, результаты проектов по поддержке региональных комплексных проектов модернизации образования. И применяемый в этих проектах системный подход, адресная поддержка лидеров позволили добиться существенных системных изменений на пилотных площадках победителей. Сегодня наша задача обеспечить, чтобы все общеобразовательные учреждения России перешли на новый высокий уровень, который задан в инициативе «Наша новая школа». Такое задание мы получили. Там были поставлены достаточно конкретные сроки: в течение трех лет добиться. Мы считаем, что эта задача реализуется сейчас достаточно последовательно и в поставленные сроки через внедрение новых стандартов и максимально широкое использование современных информационных технологий.
При этом я хочу напомнить, что новые стандарты формулируют требования не только к образовательным программам, но и к современным условиям обучения. Мы также управляем этим процессом через новые проектные инструменты, через то, о чём говорил Александр Дмитриевич, через конкурсную поддержку так называемых «стажировочных площадок» по распространению успешной практики во всех регионах и муниципалитетах. Мы планируем создать такие площадки во всех федеральных округах по различным направлениям, для того чтобы распространить лучшие практики. Деньги под создание этих проектов запланированы в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Основные направления кадровой переподготовки – это современные финансово-экономические механизмы. В основном это касается обучения управленцев. Это реализация новых образовательных стандартов, новых требований к результатам и условиям обучения. И тут мы планируем обучать как педагогов, так и руководителей. И, наконец, это использование электронных образовательных ресурсов, новых ресурсов. Направление это рассчитано, главным образом, на учителей, причём учителей самых разных направлений, не только учителей информатики. В течение трёх лет только на базе «стажировочных площадок» и только по перечисленным направлениям пройдут переподготовку порядка 30 тысяч работников из всех муниципальных образований, которые, в свою очередь, переподготовят весь кадровый состав общего образования. По крайней мере, такую задачу мы поставили и считаем, что она реализуема.
И, наконец, третье направление, которое является в определённом смысле новым для нацпроекта «Образование», – это энергоэффективность. Я справочно хочу сказать: было 480 заявок по сотрудничеству фирм и вузов, более 50 процентов этих заявок соответствуют приоритетному направлению «Энергетика и энергосбережение». Больше, чем по всем остальным. Проблема повышения энергоэффективности комплексно затрагивает всю систему образования, данное направление в рамках нацпроекта включает три основных аспекта.
Во-первых, это исследования и разработки в области энергоэффективности, которые ведёт высшая школа, в том числе, по вопросам новых источников освещения, приборов учёта энергозатрат, оптимизации расходования тепла и электричества.
Во-вторых, это воспитательный эффект, который достигается при обучении идеям экологичной жизни, энергоэффективной, «зелёной» экономики. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что, начиная со школы, может быть, даже с детского сада, у ребят нужно закладывать представление о сбережении энергии и всех природных ресурсов для будущих поколений.
И, наконец, третье – это внедрение новых подходов к организации финансирования образовательных учреждений, когда учреждения на примере экономии энергии получают практические основы самостоятельного рационального хозяйствования. Это будет в том случае, если они смогут использовать сэкономленные средства на свои цели. Вы об этом говорили, но мы считаем важным, чтобы, в том числе, они могли использовать часть этих средств и на повышение оплаты труда.
По нашим оценкам, мы прикинули: к 2015 году мы должны экономить до 40 миллиардов рублей в год. Это суммарное снижение расходов образовательных учреждений на оплату энергоресурсов. Мы, по нашим оценкам, считаем, что средняя школа может экономить в год до 900 тысяч рублей, и будет достигнута та задача, которая поставлена в законе об энергоэффективности: к 2015 году на 15 процентов сократить энергопотребление по сравнению с уровнем 2009 года.
Мы считаем, что так же, как первое мероприятие – нацпроект «Образование», – позволило относительно безболезненно перейти на новые системы оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, на реформирование сети профобразования, потому что были запущены пилотные проекты, которые пробили этот путь, точно так же новые проекты позволят в недалеком будущем сделать систему образования одним из лидирующих элементов инновационной экономики страны.
Спасибо.
Пресс-служба Президента России