Президент: забота о пожилых – это государственный приоритет
Дмитрий Медведев провёл заседание президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни. Глава государства подчеркнул, что забота о старшем поколении является безусловным государственным приоритетом. При этом люди всех возрастов должны осознать, что забота о пожилых – это задача общества в целом, в том числе общественных объединений и бизнеса.
В настоящее время в России проживает более 30 миллионов пожилых граждан, и в предстоящее десятилетие, по оценкам экспертов, число пенсионеров, особенно старше 80 лет, будет расти. В последние годы в области социального обеспечения пожилых людей сделано немало. Однако забота в данном случае заключается не только в повышении размера пенсий. Необходимо сделать всё, чтобы условия их жизни улучшались, чтобы и в преклонном возрасте люди чувствовали себя вовлечёнными в нормальную жизнь, отметил Президент.
Особое внимание Дмитрий Медведев уделил лекарственному обеспечению людей старшего поколения. Глава государства подчеркнул важность стабилизации цен на препараты, подчеркнув, что их искусственное завышение выглядит аморально и даже преступно. Должна повыситься эффективность государственных закупок, отметил Президент. Кроме того, Дмитрий Медведев указал на необходимость расширения аптечной сети в регионах, активизации практики продажи лекарств в сельских фельдшерских пунктах, разработки механизма доставки лекарств на дом.
В своём выступлении глава государства также остановился на теме улучшения материально-технической базы интернатов и геронтологических центров, которых в России насчитывается около полутора тысяч. Эта задача требует безотлагательного внимания, подчеркнул Дмитрий Медведев. Глава государства также призвал позаботиться об организации досуга пожилых граждан.
Самочувствие пенсионеров во многом зависит от положения социальных работников, и в связи с этим необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов сотрудников социальной сферы, отметил Президент. Кроме того, следует развивать специальные знания о старении, а также включить геронтологию и гериатрию в учебные планы соответствующих вузов.
В ходе заседания обсуждался также вопрос о подготовке нового закона о социальном обслуживании. Дмитрий Медведев поручил ускорить его разработку и внесение в Государственную Думу.
По итогам заседания президиума Государственного совета и ряда совещаний по вопросу улучшения качества жизни старшего поколения, состоявшихся в октябре, будет подписан перечень поручений.
Выступление на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизниД.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!
У нас сегодня заседание президиума Госсовета, которое посвящено социальной политике в отношении людей пожилого возраста. Мы уже некоторое время занимаемся этим вопросом. Эта тема находится под моим личным контролем. Только за последний месяц я провёл несколько совещаний и встреч в самых разных местах нашей страны. Побывал и в региональных центрах социального обслуживания и в пансионатах для ветеранов. Встречался в этом зале с социальными работниками. Ситуация на местах, и вы это отлично знаете, я в данном случае уже говорю о губернаторах, она разная. В одних регионах она получше, в других – похуже. Очевидно, что заниматься есть чем практически в любой территории. Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета, обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. На этом заседании президиума мы примем и конкретные решения, и я дам соответствующие поручения как итог работы в последний месяц.
Я уже говорил о том, что забота о людях старшего поколения – это безусловный государственный приоритет. Надо помнить, что у нас в стране очень много людей зрелого возраста. По тем стандартам, которые мы обычно предъявляем, это более 30 миллионов людей пожилого возраста, то есть практически каждый пятый и даже больше.
По оценкам экспертов, в предстоящее десятилетие число пенсионеров будет расти – так и должно быть, потому что мы стараемся увеличивать средний возраст, особенно в части, касающейся людей старше восьмидесяти лет. Надо сделать так, чтобы условия их жизни и в городах, и в сельской местности улучшались, чтобы люди в преклонном возрасте чувствовали себя вовлечёнными в нормальную жизнь.
Я уже отмечал, что за последнее время нам удалось кое-что сделать для совершенствования качества жизни пожилых людей. Пенсии каждый год увеличиваются, хотя, конечно, в общем всегда кажутся меньше, чем должны быть. Мы приняли решение, с тем чтобы советский стаж учитывался в более полной степени. Сегодня у нас уже нет пенсионеров, у которых доходы ниже прожиточного минимума (хотя есть, конечно, и совсем небольшие пенсии). Это только первый шаг в развитии пенсионной системы. В ближайшее время мы должны будем предпринять и другие шаги. Они требуют отдельного обсуждения.
Определяющее значение для здоровья пожилых людей, для снижения уровня смертности имеет состояние медицинской помощи, состояние на лекарственном рынке. Здесь крайне важно сохранить нормальный уровень обслуживания и стабильные цены на препараты и их ассортимент. В этом контексте государственные закупки лекарственных средств должны стать максимально эффективными. В настоящий момент это, к сожалению, не всегда так. Искусственное завышение цен в этой сфере выглядит просто аморально, если не сказать – преступно. Кроме того, надо предметно проработать и вопрос об обеспечении лекарственными средствами в рамках тех региональных программ, которые существуют у вас в территориях. А в самих регионах это тоже очень важная задача, кстати сказать, она мало где решена подобающим образом, навести порядок с учётом льготников и выделяемых на них денег. Нужно расширять и аптечную сеть, об этом сказано было неоднократно, практику продажи лекарств в фельдшерско-акушерских пунктах, которая сейчас уже стала доступна (с 1 сентября), упрощать выдачу пожилым людям рецептов и внедрять удобную для них форму доставки лекарств на дом. Я недавно обсуждал эту тему в Козельске.
Крайне важно для тех, кому трудно передвигаться самостоятельно, кто живёт в отдалённых населённых пунктах и в сельской местности, развивать как раз вот такие формы. Там пенсионеры наиболее беззащитны в силу низкого уровня бытового и социального обслуживания. И у них должна быть возможность получать такого рода социально-бытовые, медицинские услуги при помощи мобильных бригад, при помощи новых социальных технологий и средств телекоммуникаций.
Теперь ещё об одной важней проблеме: у нас в стране работает более четырёх тысяч социальных учреждений. Они все разные по качеству [обслуживания], но при этом очереди в стационарные учреждения – я имею в виду дома-интернаты, геронтологические центры, другие подобные заведения – не уменьшаются, а состояние этих домов, этих учреждений, этих центров, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Есть, конечно, и передовые [учреждения], куда обычно начальство водят для того, чтобы продемонстрировать, как нужно работать. Но есть и такие, куда просто страшно заходить, где нужно безотлагательно наводить порядок. Это не значит, что там должна быть какая-то роскошь, это сейчас невозможно сделать, но элементарные вещи можно сделать где угодно – я в этом уверен, и в сельской местности, и в городе, и в новом здании, и в здании, которое построено в 30-е годы. При этом мы обязаны переселять пожилых людей из ветхих и аварийных помещений, строить для них современные здания. Тем более, когда я посещал эти социальные учреждения, люди у нас очень отзывчивые и благодарные на любую помощь – и благодарят, по сути, за вещи, за которые, откровенно говоря, и благодарить кажется как минимум странно. То есть любое внимание воспринимается с большой благодарностью.
Наряду с традиционными домами-интернатами должны развиваться уже появившиеся у нас геронтологические центры, пансионаты для ветеранов и дома малой вместимости. Мы смотрели подобный опыт, в том числе в Курске.
Хотел бы ещё раз отметить, что забота о пожилых людях не должны быть формальностью, она должна быть в зоне постоянного внимания. Мы за последнее время стали гораздо более внимательно относиться к нашим молодым людям. Более того, заниматься детьми стало престижно, практически все понимают, что это приоритет: и федеральные власти, и региональные власти, и бизнес, и общественные структуры. А вот заниматься пожилыми людьми, людьми престарелого возраста в нашей стране пока не очень модно. Это не та тема, которая является предметом общественного внимания. Но мы понимаем, что это не менее важная тема, чем забота о будущем.
Нужно, кстати, позаботиться и об организации досуга пожилых людей. Есть целый ряд интересных идей. Одна из идей, которая недавно прозвучала, – это социальный туризм. Сделать доступным пользование – конечно, на льготных началах – спортивно-оздоровительными объектами, в том числе в учреждениях образования. Я знаю, что в ряде регионов такой опыт есть, и его нужно распространять.
Ещё одна тема, которая связана с темой социального обслуживания людей пожилого возраста, – это собственно социальные работники. Мы понимаем, что от того, как они работают, от того, как они понимают свои задачи, от их социального статуса зависит и самочувствие пенсионеров. Но, надо признаться откровенно (мы как раз в этом зале это обсуждали), даже зарплата [социальных работников] по регионам очень существенно разнится: в ряде случаев по отдельным регионам зарплата ниже установленного прожиточного минимума. Но мы обязаны понимать, что именно этим людям мы отдаём заботу о гражданах престарелого возраста. Мы их должны морально стимулировать, материально стимулировать. И, кстати сказать, там тоже люди без завышенной самооценки: это люди, которые трудятся в силу призвания. Мы понимаем насколько это тяжёлый труд – общаться с людьми уже зрелого возраста, помогать им, обслуживать их. Поэтому нужно повышать престиж этой профессии. Здесь как раз, когда я общался с ними, мы договорились, что мы даже будем проводить всероссийский смотр «Лучший социальный работник», так же как мы это делаем применительно к учителям.
Нам нужно развивать и специальные знания о процессах старения, включать геронтологию и гериатрию в учебные планы соответствующих вузов. Нужно предложить засчитывать студентам в качестве практики работу с гражданами пожилого возраста. Это, кстати, улучшит и кадровый состав социальных органов.
Во многих местах к социальному обслуживанию пожилых людей привлекаются сегодня и некоммерческие организации, и кое-где – бизнес-структуры. Но это тема, которую нужно развивать отдельно, в том числе в рамках частно-государственного и общественно-государственного партнёрства.
Может быть, одной из самых трудных тем для людей пожилого возраста, одной их самых чувствительных тем является обеспечение жилищно-коммунальными услугами, особенно для тех, кто живёт в своих квартирах, в своих домах. Мы отдельно займёмся этой темой. Я буду ей заниматься в течение следующего месяца, а также [мы] посвятим ей последующее заседание президиума Госсовета в конце ноября.
И, наконец, последнее – в области законодательства. Очевидно, что его можно и нужно развивать, нужно подумать о его совершенствовании. Возможно, это тоже следует обсудить – и подготовку нового закона о социальном обслуживании, причём он может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны.
Вот основные направления работы. Сейчас у нас прозвучат два доклада.
Сначала доклады от Президиума – доклад губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Владимировны Комаровой.
Пожалуйста.
<...>
Спасибо. Насчёт справок, я всё-таки думаю, Вы несколько либерально к ним относитесь: справки эти вредные – надо прямо так и сказать, потому что они дурацкие. Если справка не нужна – значит, она вредна. Мы из чего исходим: если справку можно отменить – значит, это вредная справка; значит, нужно так и сделать. Мы работали месяц, это время потрачено недаром, потому что мы сумели оценить существующую базу, посмотреть на наиболее слабые места, оценить наши возможности. Они сегодня, действительно, не какие-то сверхъестественные, но они есть. В то же время не такие плачевные, как нам иногда представляется, в том числе и за счёт более рационального перераспределения имеющихся ресурсов, и за счёт более адресного подхода, с этим я полностью согласен. Хотя на самом деле, как это ни парадоксально прозвучит, на мой взгляд, и требования единства льгот, и требования адресности в каком-то смысле взаимодополняют друг друга – нужно просто правильно отстроить приоритеты.
Набор поручений, который здесь подготовлен, я подпишу, кое-что я здесь уже поменял по ходу обсуждения, но тем не менее это большие, серьёзные идеи, под них нужно постараться найти соответствующее организационное обеспечение, а в необходимых случаях – финансовое, даже несмотря на трудности текущего периода. Здесь есть абсолютно конкретные темы, которые мы обсуждали – например, то, что Александр Дмитриевич [Жуков] сейчас сказал по поводу получения гражданами пожилого возраста лекарств по рецепту в объёме трёхмесячной потребности. Давайте это сделаем, это ничего особенного от нас не потребует. Есть и более сложные вещи. В любом случае нам нужно оценить текущее состояние и выйти на новые формы работы. Есть программы, которые мы с вами утвердили давно и которые должны быть безусловно реализованы, я даже не хочу принимать на эту тему никаких соображений. Например, все вопросы предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной войны решены, обеспечены деньгами; если есть какие-то сложности территориального характера – обсудите с коллегами из Министерства регионального развития, придумайте какие-то схемы, эти вопросы даже подниматься не должны.
С чем я хотел бы также согласиться из того, что звучало в выступлении наших коллег – в частности, и в выступлениях представителей общественности (Елена Леонидовна об этом говорила): нам нельзя всё бремя заботы о пожилых людях перекладывать на государство; у нас уже и государство другое, принципиально другое. Поэтому люди должны осознать (люди всех возрастов), что забота о людях пожилого возраста – это не только обязанность министров, здесь присутствующих, или каких-то государственных фондов, но это задача для всего общества, это задача общественных объединений, это задача бизнеса. Я вначале об этом сказал и ещё раз скажу: просить деньги у бизнеса на молодёжь, на детей сейчас уже легко, а на пожилых людей – не дают. Такое ощущение, что они, видимо, полагают, что никогда сами не достигнут этого возраста. Нужно поменять мышление на эту тему, это, кстати, связано с целым рядом традиций. Нам нужно от этих советских традиций уйти и вернуться, может быть, к тем традициям, которые были присущи нашему обществу много лет назад, включая религиозные традиции, потому что в каждой религиозной традиции нашей страны уважение к старшим и забота о них всегда была безусловным приоритетом. Конечно, это связано и с уровнем жизни, но в любом случае законодательство о благотворительной деятельности должно быть в большей степени приспособлено к целям поддержки граждан пожилого возраста, это очевидно, потому что это не меньший приоритет, ещё раз подчёркиваю, чем помощь и поддержка молодым людям, помощь и забота о детстве.
Работали немало, есть много поручений, я, ещё раз подчёркиваю, их окончательно посмотрю, и в ближайшее время они выйдут для исполнения.
Спасибо всем.
Пресс-служба Президента России