Эксперты КГИ: «выборные» мэры чаще «конкурсных» становятся депутатами, сенаторами и губернаторами
Комитет гражданских инициатив опубликовал данные исследования особенностей ротации корпуса мэров. Оказалось, что мэры, выигравшие на прямых выборах, чаще конкурсных градоначальников становятся депутатами Госдумы, сенаторами и губернаторами. В исследовании также отмечается снижение квалификационного уровня и кадровой специализации глав муниципалитетов. При этом средний возраст и гендерный состав остается неизменным.
Аналитики Комитета гражданских инициатив провели исследование особенностей ротации корпуса мэров в рамках проекта «Муниципальная карта России: точки роста» и выяснили, что прямые выборы градоначальников являются действенным механизмом формирования кадрового резерва депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и глав регионов. Об этом сообщает ТАСС.
«Избранные мэры являются важным резервом для замещения выборных федеральных и региональных должностей, чего нельзя сказать о конкурсных мэрах. Среди всех 20 мэров, ставших депутатами Госдумы или же сенаторами, 15 избирались на должности мэров путем прямых выборов. Среди избранных населением мэров 10 человек стали губернаторами, а из конкурсных мэров – только два человека», – цитирует издание результаты исследования.
Согласно документу, переход от «выборных» к «конкурсным» мэрам существенно не изменил их возрастной и гендерный состав.
«Средний возраст вступления в должность мэра города с 2008 по 2019г. практически не менялся – он составляет 46–48 лет. Возможно, это демонстрирует естественное прохождение карьерных ступеней управленцев в современной России. Количество женщин-мэров растет слишком медленными темпами. Чаще женщинами-мэрами на прямых выборах избираются представители оппозиционных партий», – отмечается в исследовании.
Сам корпус глав муниципальных образований отличается чрезвычайной неустойчивостью. Более 40% мэров находятся в должности от одного до трех лет – меньше стандартного срока полномочий. При этом при прямых выборах медианный срок работы главы – пять с половиной лет, а при замещении на основе конкурса – почти вдвое меньше – три года.
По мнению авторов доклада, введение новой модели управления городами в последнее десятилетие привело к снижению стабильности муниципального управления. Также можно говорить и о снижении квалификационного уровня мэров. С 29 до 17% снизилась доля мэров, имеющих ученую степень, а также получивших образование в вузах национального уровня. «Доля мэров, имеющих образование экономического и управленческого профиля, также снижается (с 44 до 39%), как и доля мэров с техническим образованием (с 37 до 30%). А вот доля мэров с юридическим образованием за 10 лет удвоилась (с 10 до 20%)», – подчеркивают аналитики КГИ.
В ходе исследования также выяснилось, что 15% мэров из числа покинувших свой пост после увольнения столкнулись с уголовным преследованием, и это второй по частотности вариант развития событий. Чаще всего (21%) мэры шли на повышение в региональную власть.
Отметим, что исследование проводилось с 1 января 2008г. по 31 марта 2019г. и затронуло 109 городов РФ. Выборка исследования составила 359 мэров.